Дагестан – Чечня: вопросы границы
Анализ дагестанского сегмента интернет-пространства показывает, что наиболее обсуждаемой темой в последние две недели является вопрос «демаркации» административной границы между Дагестаном и Чечней. Причем, очень много провокационных заявлений, мифических карт и всего, что сеет вражду между народами двух республик. На этом фоне в дагестанских СМИ крайне мало публикаций, реально проливающих свет на процесс деятельности совместной (дагестанско-чеченской) комиссии. А это вызывает нездоровый ажиотаж и спекуляции на ровном месте. Автор постарается восполнить этот пробел.
Больше информационной открытости
Часть спекулятивных рассуждений связана с тем, что якобы «все это (уточнение административных границ между соседними районами и селами двух республик. – Прим. авт.) затеяно для того, чтобы урвать у Дагестана спорные земли». В общем, в таком духе. Этот довод не выдерживает никакой критики, ибо процесс уточнения границ между субъектами РФ проходит повсеместно, и в 2019 г. предполагается его завершить. Это связано с поручением Президента РФ и нормами Налогового и Земельного кодексов, согласно которым с 2021 года все субъекты права (физические и юридические лица) на всей территории страны будут обязаны платить налог на имущество, в том числе и земельный налог. Поэтому после уточнения границ проводится кадастровая оценка земель, на основе которой и определяется земельный налог (автор в одной из своих публикаций в «ДП» писал уже об этом).
Напомню, что на недавней встрече в Грозном участники совещания прошлись по интерактивной карте приграничных территорий, обсудили некоторые вопросы. Главы администраций в своих выступлениях обратили внимание на то, что у них нет разногласий с соседями. Было подчеркнуто, что «мы (комиссия. – Авт.) не устанавливаем границу, она установлена, а наша задача – провести совместную работу по ее уточнению в рамках действующего законодательства».
Другой довод разжигателей страстей связан с тем, что в совместную комиссию, которая выезжала в Грозный – не включили трех общественников, хотя якобы предварительная договоренность об этом была достигнута. Напомню, что от общественников на встрече в Грозном принимал участие только один человек – руководитель Координационного совета НКО РД Шамиль Хадулаев. В итоге все это спровоцировало различные слухи и подозрения, что «от дагестанской общественности что-то скрывают». Последовали обращения (к республиканским властям) от общественности ряда районов Дагестана, в которых ставился вопрос «об информационной открытости процесса межевания». Появились также инициативные группы граждан в приграничных районах – Цумадинском, Ботлихском, Гумбетовском, Казбековском, Новолакском, которые не всегда корректно освещали вопрос «демаркации». В частности, обращаясь к некоторым из них, председатель парламента ЧР Магомед Даудов сказал: «Нерешаемых, сложных и спорных моментов между нами нет. Пользуясь случаем, хочу обратиться к той молодежи, которая входит в инициативные группы Казбековского и Новолакского районов. Дорогие мои братья, почему у вас вопросы возникают, когда это касается Чечни? Разве вы не знаете, что Дагестан проводит такую же работу по определению границ с Калмыкией, со Ставропольским краем?». Он призвал молодежь не сеять вражду и смуту между народами, испокон веков связанными братскими узами. Думаю, что накал страстей значительно снизился бы, если бы было больше открытости в этом вопросе.
Иные соседи ближе родни. Во всяком случае горцы (чеченцы и дагестанцы) на протяжении многих веков выработали правила пользования своими землями (летними и зимними пастбищами) к обоюдной пользе
Мудрость общин и вопросы межевания
Автор стал выяснять по своим надежным каналам ситуацию, и оказалось, что по большому счету нет причин для опасений. Вот некоторые важные моменты.
Первый. Глава ЧР Рамзан Кадыров, оказывается, приезжал в Ведено и, выступая перед местным джамаатом, сказал буквально следующее: «Спросите у андийцев, как они хотят провести границу, поделить озеро Кезенойам, и соглашайтесь с ними». Андийцы ответили: «Нам чужого не надо, мы добрые соседи и издавна знаем границы наших (включая и чеченские) джамаатов, и пусть так всё и остается». Более того, андийцы и гагатлинцы (самые многочисленные сельские общины Ботлихского района) пасут свой скот на пастбищах чеченцев без всяких проблем. Издавна так повелось, и нет никаких претензий. Дело в том, что на чеченской стороне у маленького села Хъо (или Къо), которое граничит с андийцами, нет столько скота. Они как добрые соседи рассуждают так: «Пусть уж лучше наши соседи из Ботлихского района пользуются этими пастбищами». Гагатлинцы тоже определились с границами, и никаких проблем нет.
Второй. В селе Ансалта (Ботлихский район) подняли карту конца 1930-х годов с указанием границ с землями чеченского села СатIо. Вроде договариваются. Ансалтинцы также пользуются летними пастбищами чеченцев на условиях 350-400 руб. с одной головы МРС. В общем, у них тоже нет особых проблем, наверняка договорятся, и вопросы межевания на основе карты (конца 1930-х г.) не вызовут споров.
Третий. Цумадинский район. Здесь вроде есть вопрос, который требует решения. Эксперты и муниципальные власти занимаются этим без суеты и нездорового ажиотажа.
Четвертый. По Гумбетовскому району была информация о собрании в с. Мехельта. Подняли тему пастбищных угодий более 100 га. В Сети была еще информация одного из жителей села Цилитль о том, что их джамаат раньше пользовался (совместно с чеченцами) одними и теми же пастбищами и там были дома цилитлинцев (очевидно, для пастухов и/или чабанов). Уникальность этой местности в том, что она заменяла им даже зимние пастбища. Не знаю, поднимали этот вопрос или нет на совещании в Гумбетовском районе. Разумеется, эта информация тоже требует проверки.
Что показывает эта практика? Границы границами, а иные соседи ближе родни. Во всяком случае горцы (чеченцы и дагестанцы), живущие по соседству, на протяжении многих веков выработали правила пользования своими землями (летними и зимними пастбищами) к обоюдной пользе. Здесь отношения куначества и здоровый прагматизм дают о себе знать. Их не так легко стравить.
Что касается республиканских властей, Глава Дагестана Владимир Васильев высказался по этому вопросу, что «мы будем советоваться с общественностью каждого приграничного села». В своей деятельности члены совместной комиссии от Дагестана должны руководствоваться именно этим посылом и обеспечить больше прозрачности, чтобы не провоцировать нездоровые слухи и ненужные измышления.