Деловая коррупция в Дагестане
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 г. №662 предусмотрена ежегодная оценка уровня, структуры и специфики деловой коррупции в субъекте Федерации, которая возникает при взаимодействии органов власти и представителей бизнеса, а также эффективности принимаемых антикоррупционных мер.
Деловая коррупция – это плата предпринимателями денежных средств (откатов, взяток, неформальных платежей, подарков, услуг…) или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своего хозяйственного субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя), ведущими бизнес в республике.
Состояние деловой коррупции в республике по результатам социологического исследования, проведенного Региональным центром этнополитических исследований ДФИЦ РАН в IV квартале 2020 г., характеризуется следующими особенностями:
1) предприниматели очень часто оказывают коррупционное воздействие на должностных лиц путем неформальных платежей (частное финансирование);
2) наиболее часто бизнесмены сталкиваются с представителями налоговых органов, Роспотребнадзора и полиции;
3) чаще всего коммерческие организации вынуждены оказывать влияние на действия (бездействие) должностных лиц налоговой инспекции, органов противопожарного надзора, органов, по охране труда, полиции, Росреестра, а также органов, занимающихся предоставлением в аренду помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
4) представители бизнес-структур, занятые в малых и микропредприятиях (где работают менее 15 человек) (76% от общего числа опрошенных), считают, что сумма разового неформального прямого и (или) скрытого платежа колеблется в пределах от 3000 до 10000 рублей. При этом основным мотивом коррупционного воздействия предпринимателей на должностных лиц является желание ускорить решение проблемы с соответствующим качеством;
5) каждый пятый участник опроса ответил, что «руководство нашего региона может, но не хочет эффективно бороться с деловой коррупцией»;
6) по мнению респондентов, по сравнению с 2019 г. коррупции стало меньше в налоговых органах, Ростехнадзоре, УФАС по Республике Дагестан, органах противопожарного надзора, а также в органах, занимающихся предоставлением земельных участков и помещений в аренду, БТИ и Росреестре;
7) опрошенные считают, что «коррупции стало больше в судебных органах, полиции и прокуратуре»;
8) большинство респондентов (64%) считают, что уровень коррупции на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти не изменился.
Причины распространения взяточничества и коррупции участники опроса видят в алчности чиновников и должностных лиц (отметили 35% респондентов), а также в сложившихся традициях в обществе и особенностях культуры и ментальности (23%).
Наиболее высокие взятки дают предприниматели властным структурам в сфере земельных правоотношений. Не случайно врио Главы РД С.А. Меликов раскритиковал работу по земельно-имущественным отношениям в муниципалитетах, которая ведется не на должном уровне и близка к саботажу.
В ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей отмечалось, что высока доля нелегального предпринимательства. Это обстоятельство косвенно свидетельствует о коррупционных связях предпринимателей с контрольно-надзорными органами.
Решение проблем коррупции путем посадок оказывает профилактическое воздействие на законопослушных граждан. Вместе с тем на индивидуальном психологическом уровне тот, кто вынужден был дать мзду за занятие выгодной публичной должности, пытается в максимально сжатые сроки противоправным путем вернуть затраченное в кратном размере, не страшась уголовного наказания. В этой связи предпочтительно рассмотреть вопрос о возможности в законодательном порядке использовать полиграф для изучения психологических и мотивационных установок личности, претендующей на замещение государственной и муниципальной должности, как это практикуется в правоохранительных органах. Степень общественной опасности масштабной коррупции и её последствия для населения губительны. Врио Главы РД на совещании 22.12.2020 г. озвучил целесообразность создания общественного движения. Эти объединения должны быть, на наш взгляд, против коррупции. Сейчас Общественная палата РФ предлагает ввести продуктовые карточки для малоимущих граждан, безработица, коронавирус тяжелым бременем ложатся на плечи малоимущих категорий населения.
Для эффективной работы республиканской власти были проведены масштабные конкурсы для замещения вакантных государственных должностей, создан резерв кадров. Отрицательная оценка респондентами деятельности власти, возможно, объясняется инерционными процессами, поспешной ротацией кадров, которые не проявили себя на практической работе. В этой связи ежеквартальный рейтинг в СМИ, где дается населением политическая и деловая оценка деятельности лиц, замещающих государственные должности с указанием их конкретного вклада в развитие республики, может придать импульс эффективной работе корпуса государственной службы.
Можно предположить, что если Управление Главы Республики Дагестан по внутренней политике и местному самоуправлению будет раз в полугодие обобщать заявления, жалобы, предложения из различных источников (социальных сетей, СМИ…) и сведения о фактах недобросовестного отношения к исполнению своих обязанностей государственных и муниципальных служащих через телефоны доверия, то это позволит существенно увеличить количество выявляемых латентных случаев деловой коррупции и приостановить свертывание бизнеса.
Проведенная антикоррупционная зачистка на республиканском уровне позволила обновить кадровый корпус, а на муниципальном уровне, где решаются основные вопросы жизнеобеспечения граждан, предстоит еще предметно разобраться.
Следует учесть, что репрезентативный опрос дает лишь приближенное представление о деловой коррупции. Вместе с тем обобщение судебно-следственной практики республики показывает, что доминирующими преступлениями, сопряженными с коррупцией, совершаемыми предпринимателями в Дагестане, являются:
– уклонение от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах;
– оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека;
– незаконный оборот товаров, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей, и незаконное использование авторских прав;
– мошенничество при получении выплат, предназначенных для развития малого предпринимательства;
– дача взятки предпринимателями сотруднику полиции, судебному приставу, представителю некоммерческой общественной организации;
– осуществление предпринимательской деятельности (фармацевтической) без разрешения.
Таким образом, чиновник потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. Первый обогащается бесчестно, а второй может обогащаться и честно.