Диалог взвешенный, обоюдополезный
По какой траектории развивается гражданское общество, что приобретает особый смысл в его развитии и можно ли утверждать, что реальная общественная сила такова, что государство и институты гражданского общества ведут диалог на паритетных началах, реагируя на общественный посыл, исходящий от простого человека, права которого и есть главный критерий общественной силы, ее действенности, результативности, а значит эффективности?
Обновленный Совет при Главе республики по развитию гражданского общества и правам человека, обсуждая перспективные планы, исходя из реализации предложений, высказанных врио Главы РД на встрече с членами Совета, на своем первом заседании поднимал волнующие дагестанское общество вопросы, напрямую связанные с правами человека, защитой НКО, ограничением незаконного вмешательства в их деятельность, а также направленные на совершенствование законодательства, регламентирующего их деятельность, содействие НКО в профилактике социальных проблем.
Так по какой же парадигме намерен развиваться республиканский институт СПЧ, готов ли работать в одной связке с институтами гражданского общества? Ведь, как ни крути, во многом они дублируют друг друга. С другой стороны, они усиливают ударную силу, которая срабатывает, вызывая общественный резонанс, вовлекая в процесс переустройства различные слои общества, давая посыл для развития общественных организаций. Да, отдача от НКО, формирующих демократическое гражданское общество, пока не столь велика. Но несомненно и то, что шаг за шагом они расширяют поле деятельности, взаимодействуя с альтернативными общественными организациями, советами.
И, обращая внимание на дальнейшее развитие деятельности Совета, председатель СПЧ З. Ильясов констатировал, что права человека – это критерий демократизации общества, что является концентрированной силой в повышении действенности институтов гражданского общества. И взаимодействие СПЧ с институтами гражданского общества заключается не столько в силу того, что они являются промежуточным звеном между властью и обществом, сколько умением выстраивать отношения с властью, способствуя тому, чтобы срабатывала тревожная общественная кнопка, заставляя решать вопросы защиты прав и свобод, выводя из тени то, что иной чиновник пытается выдать за истину в последней инстанции.
Защитить права малоимущих, инвалидов, встать горой за озеро Ак-Гель, против строительных вандалов, уберечь деревья от вырубки, слива канализационных стоков в канал, откуда поступает вода в городской водопровод… Все это та общая работа, от которой зависит контент-платформа, впитывающая в себя особый региональный сегмент, отталкиваясь от которого, продвигаются те самые правовые институты, которые, окрепнув, могут стать не просто выразителями интересов общества, но и самостоятельно выражать интересы правовых, общественных организаций, реализовывать проектную деятельность, создавая родственные сообщества, превращая социальный заказ в правовую норму.
И то, на чем сконцентрировал внимание руководитель республики С. Меликов, как раз создает прецедент для общественников, уловивших сигнал – развернуться в полную силу, проявляя гражданские инициативы, привлекая внимание к социальному бизнесу инвесторов, оказывая адресную помощь инвалидам, используя для этого выделенные для муниципалитетов средства.
Правозащитная деятельность – сложный аспект деятельности СПЧ. И Совет заложил в свой перспективный план как выездные заседания в районы и города республики, так и мониторинг обеспеченности инвалидов жильем, а также изучение положения дел с рассмотрением обращений граждан в республиканские органы соцзащиты населения, оказание содействия в реализации нацпроектов, организацию мониторинга состояния защиты прав пациентов в условиях пандемии. Расширенная повестка включает в том числе выработку предложений по решению проблем социально незащищенных групп населения, сохранению соцгарантий в условиях реформирования в сферах образования, здравоохранения, жилищной политики, противодействию коррупции.
Отличается ли план работы Совета от других российских регионов? Даже при поверхностном взгляде очевидно, что каждая территория страдает характерными признаками, мало чем отличаясь друг от друга, и пока существенным образом мало где меняется общая ситуация. Но надо понимать, что структура СПЧ в основной содержательной части выполняет задачу – что не менее важно – привлечения внимания власти к нарушениям прав человека, способствуя повышению правозащитной грамотности общества.
Можно ли рассматривать Общественную палату республики как составной элемент экспертной деятельности СПЧ? Совсем не случайно на заседание Совета пришел председатель ОП РД Абдулмуъмин Ибрагимов, риторика которого так совпадала с той системной работой, что должна стать приоритетной в дальнейшей деятельности Совета. Он предложил взаимодействовать по наиболее важным вопросам, волнующим дагестанское общество, наметить совместные пути по широкому кругу вопросов, сотрудничество в области общественного контроля.