Душа – Богу. Долг – Отечеству
Еще совсем мальчишкой он, перефразировав, написал известную фразу в своем дневнике: «Душа – Богу. Долг – Отечеству. Сердце – матери. Честь – никому». Сердце – матери. Не просто женщине, а матери. Так велика была его любовь к той, что дала ему жизнь.
Сегодня Халида Нуриевна каждый свой день начинает с того, что перечитывает эти строки сына, вглядываясь в буквы, выведенные рукой ее мальчика, которого она назвала Ниязом – подарком, желанием, молитвой. Именно так переводится его имя.
Гвардии капитан Нияз Меликов был младшим ребенком в семье. Он с малых лет знал, кем хочет стать. Только военным! Трудолюбивый и умный ребенок, при этом его нельзя было к чему-нибудь принудить. Нияз никогда не делал то, что ему не нравится. С детства умел прислушаться к аргументированным доводам. Прирожденный лидер, даже в раннем возрасте он многое знал и умел. Когда пошел в гимназию, в родном Дербенте сразу стал заводилой среди сверстников. Настолько велико было его влияние на одноклассников, что это был, по воспоминаниям учителей, самый лучший, самый дружный класс.
– Я в этой же школе преподаю, – рассказывает Халида Нуриевна. – И поверьте, за все годы не было ни единого раза, когда мне было бы неудобно за поведение или учебу сына.
В 2006 году Нияз окончил школу и твердо решил идти к своей мечте – поступил в Новочеркасское высшее военное училище связи.
«Сыночек, почему бы тебе не пойти в экономический, как старшая сестра и брат? Судьба военного кочевничья. Подумай, на что ты себя обрекаешь. Зачем хочешь уехать от меня?» – взывала мать к сыну. «Мама, ради тебя я на все готов. Но прошу, не заставляй меня идти против моего выбора. Разреши. Мне это нужно», – просил Нияз, и женщина не смогла ему отказать.
– У него так сияли глаза, что я поняла, что не вправе потушить этот огонь, – говорит она. И он поступил. Правда, скольких стараний, скольких бессонных ночей ему это стоило!
– Бывало, ночью встану, смотрю, у него из комнаты свет пробивается. Думаю, заснул, наверное, не выключил. Захожу, а он над книжкой корпит, – вспоминает Халида Нуриевна.
По окончании военного училища он поступил в Военную академию связи имени Буденного в Санкт-Петербурге, которую окончил в 2012 году. Дальнейшую службу молодой лейтенант проходил в Пскове. Сначала командиром взвода связи роты в военной части, затем начальником связи 3-его десантно-штурмового батальона, а в последние годы был командиром роты управления воинской части, получив звание капитана. Складывалась и семейная жизнь. В молодой семье Нияза и Рабии Меликовых все было прекрасно. Сначала родилась доченька, названная в честь любимой мамы Халидой, а потом близняшки Айла и Лейла.
Каждый раз, когда они приезжали в отпуск на родину, в семье старших Меликовых наступал праздник. Двери их гостеприимного дома были открыты для многочисленных гостей – знакомых, соседей, родственников, друзей. Каждый приходил, чтобы увидеть Нияза, прикоснуться к теплу его щедрой, большой души, чистого, открытого сердца.
Его действительно очень любили. Все. Он мог найти общий язык и с соседским мальчишкой, и с убелённым сединами аксакалом. И для каждого мог найти те слова, что найдут отклик. А какой радостью наполнялось сердце матери, когда ее подарок Всевышнего, ее Нияз приезжал на побывку… Она могла часами сидеть рядом, смотреть, как он ест любимые блюда, приготовленные ее руками, и чувствовать непомерное счастье.
В январе 2022 года рота гвардии капитана Нияза Эскендеровича Меликова была переброшена на учения в Белоруссию.
«Мамин мальчик, почему ты все на учениях да на учениях?» – сетовала Халида Нуриевна. «Это мой долг – служить Родине», – отвечал Нияз.
Когда началась спецоперация на Украине, мать даже обрадовалась, что он в Белоруссии. «Значит, на Украину не отправят», – думала она. Только вот не знала, что сын уже в Херсоне. А он уверял, что по-прежнему под Минском.
О том, что сын с первых дней находится в зоне проведения спецоперации, она все же узнала. 9 месяцев находился он на переднем крае. На все просьбы родных вернуться домой отвечал: «С ребятами вошел на территорию, с ними и уйду». «Мам, ты лучше всех должна меня понимать. Ты же не можешь уйти с урока и оставить детей одних? Вот и я не могу. Я в ответе за каждого из моих ребят. Их тоже дома ждут мамы», – сказал он в телефонном разговоре.
Что оставалось матери? Молиться, чтобы сыночек вернулся. Чтобы Всевышний уберег его от пули. И вот, наконец, счастливая весть – Нияз приедет в отпуск. Как же радовались близкие этому известию. Как считали часы. Особенно радовало, что он успеет на свадьбу любимой племянницы, назначенную на начало октября.
…29 сентября гвардии капитан Нияз Эскендерович Меликов погиб смертью храбрых, попав под обстрел противника. Из служебно-боевой характеристики, подготовленной командованием части и из рассказов сослуживцев, которые приезжали к родителям Нияза, чтобы выразить свое соболезнование, родные узнали, что он неоднократно выносил с поля боя раненых, обеспечивал бесперебойную связь даже под плотным огнем противника. А когда их автомобильная колонна попала в засаду, грамотно организовал отражение нападения и вывел колонну из зоны огневого поражения. За проявленные доблесть и героизм гвардии капитан был награжден орденом Мужества посмертно.
Узнав о гибели друга, его однокурсник Виталий отправил родителям Нияза письмо: «Одна из центральных фраз романа «Как закалялась сталь» гласит: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». На примере жизни Нияза она видоизменилась для меня: «Жизнь нужно прожить так, чтобы люди гордились знакомством с тобой».
Знакомство наше случилось на КМБ в 2007 году. У вчерашних школьников впереди мучительный путь к лейтенантским погонам. Новая жизнь с первых дней ставит подножки. И вряд ли кто-то в нашем потоке тогда был готов перепрыгивать их так, как делал это Нияз. С первых дней он выделялся из общей массы. Думаю, причиной этому была внутренняя зрелость и сила. Уже в то время он имел сложившееся мировоззрение и казался старше на годы.
Мне же долго приходилось привыкать к новой обстановке. Тогда я не понимал, что образование будет измеряться не дипломами и оценками, а воспитанием себя, правильностью или ошибочностью поступков и умением отличить первое от второго.
15 лет дружбы – немалый срок. Друзья невольно перенимают характер и черты друг друга, проходят совместное становление. Что перенял у меня Нияз, было известно лишь ему одному. Он же привил мне ненависть ко всему фальшивому: к предательству, корысти, доносительству и всем тем фискалам, кто пачкает собой гордое звание офицера. К тем, кто бессовестно пользуется служебным положением и для кого высокий чин – это не ответственность, а выгодный статус.
Яснее всего его характеризуют строки Цоя: «И мы знаем, что так было всегда, что судьбою больше любим, кто живет по законам другим и кому умирать молодым». Звездой по имени Солнце Нияз стал для всех, кто его знал. Колоссальным жизнелюбием всегда была согрета его семья. Любящий муж и отец, он не уставал повторять, как счастлив быть отцом троих девчонок.
Мы поддерживали связь до самых последних дней. И когда Нияз сообщил, что его контракт закончился, но он все равно останется на фронте, я не был удивлен. Так как он никогда не позволил бы себе оставить сиротами парней, которыми командовал. В своем последнем сообщении Нияз поздравил меня с днем рождения и уверил, что обязательно встретимся и отпразднуем победу. Теперь уже больше года мой телефон не вздрагивает от его сообщений.
Но есть мгновения, когда я не перестаю ощущать его плечо, на которое по-прежнему могу опереться. В минуты трудности я часто задаю себе вопрос, как поступил бы Нияз на моем месте. Ответ непременно служит мне нравственным ориентиром в принятии сложных решений. Не это ли является лучшим подтверждением невидимого присутствия друга?
В тексте я не смог выразить и сотой доли того, что хотел бы. Да и можно ли в таких случаях подобрать хоть какие-то слова? Мне вообще порой кажется, что лучшим выражением чувств к дорогим людям была бы тишина. Тишина, которой так мало на поле битвы. Тишина, наступающая в момент, когда берет слово один, кому действительно есть что сказать. Таким был и Нияз. Его слово всегда было важным, а голос – полон жизненной силы.
Если уж я начал текст с перефразирования Островского, то им же осмелюсь и закончить: «Жизнь дается человеку не один раз. Хотя бы для того, чтобы мы снова смогли встретить тех, кто был нам так дорог». И очень хочется верить, что при встрече мы сделаем то, что ты обещал. Ведь ты всегда держал свое слово. Мы отпразднуем победу, потому что в своей войне, братишка, ты уже победил».
Что вы знаете о горе, от которого слепнут глаза? Что вы знаете о горе, от которого сердце плачет кровавыми слезами? Что вы знаете о горе, которое, словно взбесившийся зверь, рвет душу в клочки? Спросите у матери, стоящей у могилы сына. Она расскажет… Она знает об этом ВСЁ! И нет ничего страшнее этого знания.
Халида Нуриевна часто приходит к Ниязу. Он теперь среди святых, даже похоронен на святом кладбище Кырхляр в Дербенте, которое называют кладбищем шахидов. Она рассказывает ему, как прошел ее день. О том, что его помнят. О том, как им гордятся.
«Знаешь, сынок, на школе, где ты учился, теперь есть мемориальная доска с твоим именем. И почти в каждой школе Дербента школьникам рассказывают о твоем подвиге. А помнишь твою соседку по парте Марину? Она написала тебе письмо. Хочешь, прочту?».
Женщина достает листок и дрожащим от слез голосом читает слова школьной подруги Нияза: «Я помню, мой дорогой друг, как ещё совсем недавно мы с тобой сидели за школьной партой, могли шёпотом проболтать весь урок, получить уйму замечаний, шутить и смеяться до слёз. Твой звонкий смех до сих пор доносится из той самой лучшей и беззаботной жизни. Для меня, да и вообще для всех нас, ты останешься в памяти тем самым весёлым и озорным мальчишкой, который шёл по жизни с широкой улыбкой! Я знаю, я верю, ты не ушёл от нас… Просто на небе зажглась ещё одна новая яркая звёздочка с именем Нияз, которая будет светить нам, не угасая!!!»
…Халида Нуриевна смотрит в небо, и кажется ей, что та самая звездочка, о которой написала Марина, светит теплым, добрым светом, так похожим на улыбку ее сына. Мать гордится своим сыном, настоящим мужчиной, который, как и другие его братья по оружию, отдал жизнь за свободное будущее своих близких, своей Отчизны.