Два взгляда российского орла
В последние несколько дней центр мировой политики переместился на Восток. В Сингапуре прошли два саммита – Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Восточноазиатский. На саммиты съехались главы 18 государств, в том числе России, Индии, Китая, Японии. До этого на Восточноазиатский саммит Москва отправляла премьер-министра, а то и министра иностранных дел, но на этот раз приехал сам Президент Российской Федерации.
Примерно в то же время в Папуа – Новой Гвинее проходил еще один саммит – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в котором принимал участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Сюда съехались же главы и премьер-министры двадцати одного государства – Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, Мексики, Чили, Филиппин, Гонконга, Тайваня и других.
Президента США Трампа не было ни в Сингапуре, ни в Папуа-Новой Гвинее. А это, как пишут обозреватели, вызвало негодование американской прессы: в то время как Трамп пропускает сезон саммитов, Путин одерживает в регионе одну победу за другой.
О том, что Россия, разочаровавшись в Западе, все больше поворачивается на Восток, эксперты и политологи говорили давно. Еще в 2015 году, когда Россия и Китай подписали большой контракт о поставках газа и провели совместные военные учения, западные СМИ с тревогой писали, что экономический и военно-политический альянс двух этих государств может угрожать западному миру. И саммиты, прошедшие в Сингапуре и Папуа-Новой Гвинее, участие в них первых лиц Российского государства дало повод вновь заговорить о стратегическом повороте России на Восток. Эксперты и политологи даже заспорили: правильно ли делает Россия, выбирая вектор развития, ориентированный на Восток, а не на Запад? Бурление достигло такого накала, что пресс-секретарю главы государства Дмитрию Пескову пришлось выступить с заявлением, что Россия ориентируется на сотрудничество и с Западом, и с Востоком, и любой разворот в одну сторону только сузит наши возможности.
В то же время одна голова российского орла непременно должна смотреть на Восток. И смотреть пристально. В АСЕАН входят десять государств с немалыми ресурсами и стабильной экономикой. В то время, когда Запад пытается навесить на нашу страну всех собак, в Азии готовы к диалогу и сотрудничеству. Экономика «юго-восточных тигров» растет как на дрожжах – на 5% в год. И нам есть чему поучиться, есть отрасли, где мы могли бы сотрудничать. Не воспользоваться такими возможностями просто нельзя, учитывая, что эти страны являются не только производителями товаров, но и потребителями.
СМИ приводят слова Александра Иванова, Постоянного представителя России при АСЕАН, Чрезвычайного и Полномочного посла России в Индонезии: «Все практически АСЕАНовские страны подчеркивают свою заинтересованность, чтобы Россия больше вовлекалась в дела региона. С чем это связано? АСЕАН видит в нашей стране конструктивного игрока, не ангажированного, у которого нет скрытой повестки дня». То есть Россия – та страна, которая не держит камень за пазухой. Вот почему было такое большое внимание к Владимиру Путину. Этим и объясняются объятия с индийским премьером Моди. Отсюда и восточная учтивость премьера Таиланда, который отказывался говорить первым, уступая это право Владимиру Путину. А наш Президент сказал, что с этой страной «отношения развиваются позитивно. Об этом говорит количество туристов. Два миллиарда долларов оставили наши туристы в вашей стране».
И даже не в одной экономике дело. Те же сингапурцы считают очень престижным заниматься гимнастикой у российского тренера, брать уроки классической музыки у российского преподавателя.
Примерно такое же отношение к нам и в других азиатских странах. Азия, ее юго-восток особенно, – дело тонкое. Чтобы завоевать доверие, нужно время. Россия работает с АСЕАН уже 22 года. И за это время авторитет нашей страны в регионе давно вышел за рамки «надежного торгового партнера». Здесь нашу страну воспринимают как гаранта спокойствия и справедливости.
А сейчас переместимся на другой саммит, в котором участвовал Дмитрий Медведев. Здесь разворачивались нешуточные дискуссии. «Весь мир обеспокоен!» – такими словами сопроводил итог саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи Питер О’Нил. По сути форум стал ареной столкновений в «торговой войне» США и Китая. Представители Пекина негодовали, что администрация Трампа обложила дополнительными акцизами китайские товары на 250 млрд долларов. Американская делегация сетовала, что китайцы применили ответные меры. Обе страны попытались доказать, что Азиатско-Тихоокеанский регион, где сосредоточено 60% мировой экономики, входит в зону их интересов.
Многие наблюдатели пришли к выводу: Вашингтон и Пекин продемонстрировали столь «разное видение», что дальнейшее существование АТЭС сейчас теряет всякий смысл. «Произошедшее на саммите АТЭС говорит о том, что для Соединенных Штатов резко упала ценность многосторонних организаций», – отмечает в своем комментарии Федор Лукьянов, директор по научной работе Фонда развития и поддержки клуба «Валдай». И поясняет: США выдвигают другую концепцию – «Индо-Тихоокеанский регион». Цель достаточно очевидна: сдерживание Китая, создание такой конфигурации, при которой Китай был бы оцеплен кругом стран, относящихся к нему с подозрением и лояльных к Вашингтону.
По сути США готовятся к применению такого же сценария, как и в отношении России, забывая при этом, что и Китай, и Россия уже набрали достаточно сил, чтобы к ним хотя бы прислушивались, чтобы не забывали, что есть и другие форматы, которые прекрасно работают без американцев – та же Шанхайская организация сотрудничества, тот же БРИКС.
Говоря об этих саммитах, нельзя умолчать о встрече Владимира Путина с Синдзо Абэ – премьер-министром Японии. После встречи Абэ заявил, что «на основе доверия мы решим территориальную проблему и заключим мирный договор. Вместе с Президентом Путиным мы положим конец проблеме, нерешенной 70 послевоенных лет, не оставляя ее следующим поколениям. Мы обязательно положим ей конец, мы с президентом полностью разделяем это сильное желание».
С ним солидарен и Владимир Путин, который заявил: «Мы начали, вернее, возобновили, диалог с нашими японскими партнерами именно на основе декларации 1956 года, и именно об этом нас наши японские партнеры просили… О чем там говорится? Там говорится о том, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать два южных острова Японии. Не говорится, на каком основании передать, не говорится, под чьим суверенитетом эти острова останутся, не говорится, на каком основании это будет сделано. Но зафиксирована готовность Советского Союза эти два острова передать. После этого состоялась ратификация и Верховным Советом СССР, и парламентом Японии. А затем Япония отказалась от выполнения этих договоренностей».
Диалог решили продолжить в Буэнос-Айресе: в столице Аргентины меньше чем через две недели стартует саммит «большой двадцатки». Кстати, там же должна состояться полноформатная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. Наступает время, чтобы другая голова российского орла заострила свой взор.