Двойной кризис

Вторая половина 20-го века в мировой экономике ознаменовалась триумфом природных углеводородов (нефти и газа) как незаменимых источников энергии, нефтехимических производств и газовых технологий, потеснив на задний план не только старые источники получения электрической и тепловой энергии – гидравлические и твердотопливные (реки, уголь, горючие сланцы и др.) источники, но и (после чернобыльской аварии 1986 г.) перспективы атомных электростанций (АЭС). Все реже слышны и оптимистические заявления специалистов о радужных перспективах получения термоядерной энергии в промышленных масштабах, способных вообще снять проблему энергоснабжения человечества.
По мере роста экономик развитых и особенно развивающихся стран и соответствующих энергетических и технологических потребностей, в мире все острее и острее ощущается дефицит нефти и газа, все громче звучат алармические (тревожные) голоса, предрекающие скорое исчезновение запасов углеводородов в недрах Земли – ведь современную экономику невозможно представить без электричества, без авто-авиа-железнодорожного транспорта, без сельскохозяйственных и промышленных машин, речных и морских судов, потребляющих бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, смазочные и охлаждающие жидкости, получаемые из нефти; полиуретановые, поливинильные пластические материалы, резиновые изделия из газовой сажи и продуктов нефтехимии… и многое другое.
Все возрастающие объемы углекислого газа, диоксидов и тепла, выбрасываемых в атмосферу при сжигании мазута, нефти и газа в тепловых электростанциях и промышленности, дизельного топлива, авиационного керосина и бензина – в морских и воздушных судах и на многомиллионном автотранспорте уже существенно превышают диссипативные и регенеративные возможности атмосферной оболочки планеты и ведут к потеплению климата за счет парникового эффекта.
Предпринимаемые некоторыми автостроительными фирмами попытки использования катализаторов для разложения углекислого газа, диоксидов и других вредных выхлопных газов автомобилей не дают удовлетворительных результатов из-за дороговизны катализаторов, низкой скорости каталитических процессов и заметного снижения мощности двигателя.
Однако, несмотря на дефицит и рост стоимости нефти и газа, промышленное развитие и урбанизация жизни требуют их все больше и больше, приводя к возрастающему обострению экологических (энвиронментальных) проблем.
В этих условиях экономика непосредственно смыкается с политикой. Нефтегазопроизводящие страны испытывают противостояние и давление не только основных потребителей нефти и газа (США, Западная Европа), но и других стран, мимо которых прокладываются магистральные нефте- и газопроводы (например, Литва, Польша, Швеция). Фактически США совместно со своими европейскими сателлитами ведут жесткую «холодную войну» с Россией и настоящую горячую войну на Ближнем и Среднем Востоке за господство над мировыми энергетическими и сырьевыми ресурсами.
Ученые-естественники, мягко говоря, не единогласны в восприятии экологических вопросов. Эти разногласия ярко проявились, например, в длительных дискуссиях о причинах экологических кризисов в Приаралье и в Прикаспии в 1961–1995 годах, в ходе которых выдвигались самые экзотические версии этих двух феноменов, кроме научно обоснованных.
Естественно-научное объяснение этих природных феноменов автором этих строк было представлено на 1-й Международной конференции по проблемам Каспия в г. Баку в июне1991 года и затем – в ряде публикаций, а в 2000-м году в 202- страничной научной книге «Латентные феномены Каспийской депрессии». Современный мониторинг изменения уровней Арала и Каспия подтверждает правильность выводов аналитических исследований, выполненных автором с целью выявления природы и механизма процессов, обуславливающих периодические аномальные изменения водных режимов этих двух крупнейших замкнутых морей планеты, однако – «нет пророка в своем Отечестве!».
Более того, многие из ученых-естественников вообще отрицают реальность современного глобального экологического кризиса, вызванного потеплением климата из-за сжигания углеводородов. Температурные изменения, по их мнению, находятся в границах долговременных климатических изменений. Можно услышать заверения, что причин для беспокойства нет, а значит, и отпадает вопрос актуальности выработки конкретных мер в сфере экологии. К сожалению, возможно, такого мнения придерживаются не только ученые.
Например, как иначе можно объяснить уклонение США, вносящих основной вклад в загрязнение воздуха промышленными выбросами, от подписания обязывающих документов о существенном снижении выбросов вредных газов – на каждой международной конференции, посвященной экологическим проблемам? Недооценка экологоопасных последствий климатических изменений проявилась в том, что усиление парникового эффекта в нижних слоях атмосферы по мере роста потребления углеводородов уже привело к повышению средней температуры приземных слоев на 1,5 – 2оС, вследствие чего усилилось таяние Арктических, Антарктических и Гренландских льдов, изменяются сезонность и энергия циркуляции атмосферы (штормов, ураганов, торнадо, тайфунов, наводнений и других природных явлений), засуха и опустынивание захватывают все новые площади в субтропических поясах планеты, существенно участились возгорания лесов и площади охвата лесов (особенно хвойных лесов) пожарами.
В «развитых» странах ведутся лихорадочные поиски новых альтернативных источников энергии и новых технологий повышения эффективности известных источников – солнечной, ветровой, геотермальной, водородной, а также – энергии морских приливов – отливов, энергии вертикального термоградиента морских (океанских) вод и другие. В последние годы разработана технология получения биотоплива (бензина, дизтоплива и др.) из…зерновых и продовольственных культур! Правительство США и страны Евросоюза приняли государственные решения по промышленному выпуску такого биотоплива – вместо того чтобы запретить производство биотоплива из продовольственных культур.
Трудно найти в истории примеры столь безнравственной и недальновидной политики в то время, когда 40% населения планеты живут ниже уровня бедности, ежегодно более 500 миллионов человек в мире просто голодает и вымирает от болезней, а миграция населения из слаборазвитых стран в Европу и Северную Америку в поисках лучшей доли превратилась в расовые, религиозные и национальные проблемы.
Неудивительно, что за 2-3 года использования биотоплива в автотранспорте (США, Западная Европа) цены на продовольственные товары (а за ними — цены на все товары и услуги) в мире резко взлетели вверх, а в слаборазвитых странах (особенно в Африке) голодная смерть косит население, в первую очередь – детей.
Небывалые спекулятивные аферы с нефтью на мировых биржах, бесчеловечное расходование продовольственных сельхозкультур на производство биотоплива, разбазаривание огромных финансовых средств на необоснованные ипотечные кредиты, закрытость финансовых счетов и недостаточный контроль государства за финансовыми потоками и налоговыми сборами – вот далеко не полный перечень пышного букета причин, вызвавших нынешний системный (экологический, финансовый, продовольственный) кризис в мире, распространившийся из США на все страны вследствие глобального экономического (а значит — и политического) гегемонизма США и наиболее тяжело переживаемый народами слаборазвитых стран.
Таковы причины и последствия экологического и экономического кризисов, инспирированных США.
В следующей публикации мы проанализируем современное состояние нефтегазовых ресурсов и дадим оценку перспектив освоения других (альтернативных) источников энергии.
Статьи из «Политика»
Курсом развития

Здравствуй, Согошка!

30 лет служения народу

В памяти народной

Изучить опыт других регионов

СВО и лица кавказской национальности

Вместе мы решим все проблемы
