Эффективно противодействовать экстремизму


Вчера состоялось заседание Республиканской антитеррористической комиссии. Открыл и вел его Президент РД Муху Алиев. Глава республики сообщил, что секретарем Совета Безопасности РД назначен Али Магомедов. Его предшественник Даци Гаджиев переведен на другую работу. М.Алиев подробно охарактеризовал нового секретаря Совбеза и поблагодарил прежнего за проделанную им работу.
На заседании предстояло обсудить один вопрос: «О работе муниципальных образований, администраций и правоохранительных органов города Дербента, Дербентского, Сулейман-Стальского и Табасаранского районов по исполнению законодательства, направленного на противодействие экстремизму и терроризму за 2007 год и первое полугодие 2008 года». Информация прокурора РД Игоря Ткачева содержала критику по адресу властных и силовых структур Дербента и районов, в которых прошла проверка. Принимаемых ими мер явно недостаточно, чтобы противодействовать экстремизму и терроризму в той мере, какой требует ситуация. Не реализуется весь арсенал средств, отчего наблюдается всплеск тяжких и особо тяжких преступлений.
В Сулейман-Стальском районе за весь проверенный период прошло только одно заседание комиссии, призванной бороться с этими явлениями. Поскольку нет документов об исполнении пунктов плана, невозможно установить, проводилась ли работа вообще. Не все дети здесь посещают школу. Не проверяется литература религиозного содержания.
Не лучшим образом обстоят дела и в Дербенте, Дербентском районе. Не защищены должным образом объекты повышенной важности. Нет работы с лицами, выезжающими за рубеж для получения религиозного образования. Отсутствует взаимодействие власти с правоохранительными органами, общественностью.
В Табасаранском районе была проведена контрольная проверка. Идет работа по устранению ранее выявленных недостатков, но и здесь остается широкое поле для деятельности, оснований для самоуспокоения нет.
Завершая свое выступление, И.Ткачев предложил создать Межведомственную группу по противодействию экстремизму и терроризму под эгидой республиканской прокуратуры.
Глава городского округа «г.Дербент» Феликс Казиахмедов озвучил следующие цифры. По имеющейся информации, у них насчитывается 108 приверженцев ваххабитской идеологии. Из них на учете 29. Проведено 45 обысков. Изъяты оружие и литература экстремистского толка. Четыре квартальные мечети не прошли регистрацию. В рамках программы «Безопасный город» установлено 112 видеокамер. Сорок два человека учится в исламском университете в самом Дербенте, а 25 отправились за рубеж.
На вопрос Президента РД, как он сам оценивает ситуацию, Ф.Казиахмедов охарактеризовал ее как напряженную. Население стало более бдительным. Сложность в том, что Дербент – большой город. И во многом от обстановки в нем зависит обстановка в республике в целом.
Муху Алиев напомнил главе городского округа о необходимости сделать выводы из состоявшегося разговора и навести порядок.
Выступили на заседании также первый заместитель главы МО «Табасаранский район» Джафар Джафаров, министр внутренних дел РД Адильгерей Магомедтагиров, Первый заместитель Председателя НС РД Николай Алчиев, начальник УФСБ РФ по РД Вячеслав Шальшин, министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Эдуард Уразаев.
Президент подвел черту, остановившись в своей речи на наиболее актуальных задачах в работе против экстремизма и терроризма.
— Если сравнить обстановку на юге Дагестана с другими регионами по религиозной ситуации, — сказал М.Алиев, — она всегда была гораздо спокойнее. Такова ситуация и сегодня, можно сказать, что и степень религиозности населения там ниже.
Вместе с тем там давно подспудно развивались весьма негативные тенденции, связанные с радикальными настроениями, экстремизмом. Наиболее значимое радикальное событие произошло в апреле 2005 года — массовая драка в Джума- мечети №1. Были и другие акции, сигналы, на которые адекватно не реагировали. События последнего времени в Огнях, Дербенте говорят об активизации экстремистского подполья на юге и неготовности муниципальных образований, правоохранительных органов на местах к соответствующим действиям, об отсутствии критического отношения к происходящему.
Нет должной озабоченности и со стороны отдельных республиканских ведомств. Я говорил об этом недавно в Дербентском районе и поручал проанализировать ход исполнения федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму», деятельность заместителей глав муниципальных образований, наших антитеррористических комиссий. Проведенная проверка и сегодняшнее обсуждение убеждают в правоте наших выводов.
Ситуация на юге республики вселяет определенные опасения, продолжал Президент. Отмечается оживление активности экстремистов, произошли нападения на работников правоохранительных органов, проводились спецоперации, в ходе которых было нейтрализовано несколько членов незаконных вооруженных формирований, пострадали мирные жители.
Недавно в Послании Народному Собранию было подчеркнуто, что противодействие экстремизму продолжает оставаться одним из наиболее ответственных направлений нашей работы, что все еще продолжается перекос в сторону силовых методов.
Необходимость проведения контртеррористических мероприятий возникает, как правило, в ситуациях, когда профилактическая и информационно-идеологическая работа ведется формально, бессистемно, «спустя рукава» и вспоминают о ней от случая к случаю. Субъекты противодействия экстремизму не реализуют весь имеющийся в их распоряжении арсенал средств и инструментов. Это одинаково справедливо для органов власти разных уровней.
Одной из причин такого положения дел является недостаточный уровень координации данной работы на уровне городов и районов со стороны республиканских органов власти. Мы видим, что не во всех случаях был обеспечен надлежащий контроль за реализацией принятых ранее решений Республиканской антитеррористической комиссии. Не везде налажено взаимодействие органов местного самоуправления и правоохранительных органов.
При каждом обсуждении этих вопросов фиксируем, что на местах институт заместителей по обеспечению общественной безопасности во многих районах и городах действует неэффективно, пассивно работают отдельные антитеррористические комиссии, не везде находим перечень важнейших, критически опасных объектов, поверхностно составляются планы, многие из них не выполняются.
Надо усилить контроль со стороны Совета Безопасности за выполнением принимаемых решений, больше помогать муниципальным образованиям.
Пора изменить подходы и отношение к профилактической и информационно-идеологической работе. Необходимо научиться находить и привлекать к этой работе людей, имеющих высокую идейную мотивацию, тех, которые не боятся прямо называть вещи своими именами, выступать против насилия и террора, какими бы лозунгами они ни прикрывались.
Опыт борьбы с терроризмом в республике показывает, сказал далее М.Алиев, что чем хуже поставлена профилактика и контрпропаганда, тем больше ситуаций, в которых вынуждены действовать правоохранительные органы. Во многих печатных изданиях критические материалы о деятельности правоохранительных органов, о якобы серьезных нарушениях, допускаемых при проведении спецопераций, размещаются достаточно часто, а публикации, в которых ясно, ярко и убедительно показана социальная опасность идеологии экстремизма и губительные последствия для её приверженцев, практически отсутствуют. Об этом я говорил в Послании Народному Собранию.
Замечания в адрес работников правоохранительных органов отчасти обоснованы. Об этом также говорилось в Послании. Считаю необходимым добавить к сказанному в Послании и то, что правоохранительные органы тоже обязаны больше делать ставку в своей работе не на силовые методы. На первом плане должна быть профилактика. Нужно, в конце концов, добиваться более эффективной работы участковой милиции, тесно взаимодействовать с муниципальными образованиями, институтами гражданского общества. Более тщательно надо готовить спецоперации. Последняя КТО в Хасавюрте принесла больше вопросов, чем ответов. Такого вообще не должно быть. А то, что сегодня в Андрейауле в лесу провели, только дискредитирует его организаторов. Нужно подумать о формах общественного контроля за проведением спецопераций в рамках законов. Не следует забывать, что сегодня ситуация в республике другая, контроль общества, средств массовой информации за работой органов власти, в том числе и правоохранительных, усиливается. И это хорошо.
Но, с другой стороны, эти перемены кое-кто не прочь использовать для дискредитации власти, правоохранительных органов прежде всего. Мы должны отличать конструктивную критику от последовательной дискредитации правоохранительных органов, государственной системы, конституционных принципов, политического устройства российского общества.
Эта тактика не нова. Подобное мы видели и ранее, в 1997-1998 годах, когда отдельные издания становились на позиции экстремистов и, по сути, работали на дестабилизацию ситуации в республике. Это манипуляция общественным сознанием. У этих манипуляторов грязные цели.
В этих условиях органы власти должны приложить максимум усилий для защиты законных прав граждан на информацию. Необходимо отличать свободу слова от распространения ложных сведений, оправдания экстремизма, призывов к осуществлению насильственных действий, возбуждения вражды, агрессивности. Считаю, что эти вопросы должны находиться под пристальным, постоянным вниманием Миннаца. Пока Миннац с этой работой не справляется.
Нужно коренным образом изменить информационно-пропагандистское сопровождение антитеррористической деятельности. Это важно не только для дагестанцев, но и для российской и международной общественности. Десятилетие разгрома боевиков, напавших на Дагестан, — хороший повод для этого. Хороший повод, чтобы склонить бандгруппы к отказу от своей противоправной деятельности, а также воздействовать на пособников, чтобы они не пополняли ряды боевиков. Нужно более последовательно и убедительно пропагандировать конструктивные изменения, происходящие в социально-экономической жизни республики. Оперативно решать всевозможные конфликтные ситуации, которые могут осложнить общественно-политическую обстановку. В этой работе самое активное участие должны принимать все члены республиканской антитеррористической комиссии.
Необходимо включиться активнее в эту работу общественным организациям, учреждениям образования, науки, культуры. Мы полагаем, что в этой работе пора проявить себя и новому Министерству по делам молодежи.
Конечно, особую ответственность несут муниципальные образования. Сегодня подробно говорилось о том, что они должны делать. Надеюсь, что все без исключения они повернутся лицом к этой проблеме, будут работать с каждым, кто заблуждается, с их родственниками, близкими, друзьями. Особо хочу подчеркнуть, что все мы должны позаботиться о семьях каждого, кто погиб, защищая страну от бандитов, постараться решить проблемы, с которыми они сталкиваются и не в состоянии решить самостоятельно, поддержать их морально.
В целом население Дагестана поддерживает меры органов власти по противодействию религиозно-политическому экстремизму, обеспечению безопасности, законности и правопорядка в республике. Надеюсь, что сегодняшнее совещание позволит сделать эти меры более эффективными и действенными.
По итогам заседания М.Алиевым даны конкретные поручения.
Статьи из «Политика»
Грозная доблесть

Важнейшая миссия

Реагируя на вызовы времени

Мы пишем летопись Победы!

30 лет служения народу

Курсом развития

Здравствуй, Согошка!

В памяти народной
