Купить PDF-версию
14:13 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X

Есть над чем работать

В интервью представителям дагестанского телевидения Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов рассказал, какие инвестпроекты поддержаны руководством и в каких направлениях республика будет развиваться. Предлагаем вниманию читателей наиболее значимые вопросы журналистов и ответы премьер-министра.

Вопрос: Абдулмуслим Мухидинович, если бы Вы были инвестором, в какую отрасль вложили бы средства?

Ответ: Республика сегодня является динамично развивающимся регионом, и если бы я был инвестором, предпринимателем, то вложил бы средства в бюджетообразующие отрасли, где вероятность получения прибыли больше. В частности, в виноградарство. Потому что растёт урожайность, площади под этой культурой, есть еще земли, пригодные для выращивания винограда. Мы за последние 3–5 лет собираем небывалый после развала СССР урожай. Нужно вкладываться также в сферу его переработки.

Другое направление для инвестиций – это животноводство. Мы сейчас по производству животноводческой продукции находимся в первой десятке регионов Российской Федерации. Но у нас есть пробелы в организации переработки продукции. Но и они решаются. Мы начали строить завод «Дагмясо», где будет переработка полного цикла.

Конечно, у нас в последние годы динамично развивается туризм, в среднем более 1,5 миллиона человек приезжает. Горы, море, другие локации привлекают туристов. И здесь есть много проблем, и для их решения нужны инвесторы. Здесь же можно говорить о развитии агротуризма. Это такие направления, куда можно вкладывать средства. И уже вкладывают наши инвесторы. К примеру, фирма «АлиЯк» в Сулейман-Стальском районе на площади свыше 1000 гектаров реализует проект по созданию высокотехнологичного производства мясо-молочной продукции. Здесь уже создано 150 рабочих мест. По данному проекту идёт освоение как предгорных, так и горных земель. В данном направлении у нас очень много проектов.

Что касается туризма – у нас не хватает гостиниц, гостевых домов, инфраструктуры, кафе, ресторанов, столовых. И в данном направлении тоже можно вкладывать средства.

Мне кажется, в первую очередь нужно развивать экотуризм и агротуризм. Эти два направления наиболее востребованы, потому что мы сохранили свою идентичность, культуру, этносы, языки. Ко мне приезжали мои однокурсники, которые в 80-х учились в Москве, их больше привлекал горный туризм, наши пейзажи, этнодома, наша кухня.

Нам есть чем привлечь туристов, но инфраструктуру нужно развивать. Проводится большая работа по строительству дорог, газификации, электрификации, но в самой организации туризма очень много вопросов. В Гунибском районе мы посетили Салтинский водопад, Гамсутль, Верхний Гуниб и обратили внимание, что большинство транспортных средств были из других регионов России. Но есть ли в достаточном количестве места для парковки этого транспорта, есть ли места, где гости могут перекусить, отдохнуть? Всё это нужно развивать. Соответствующие поручения даны республиканским Минэкономики, Минтуризма, Минкультуры.

Не все люди, оказывающие услуги в сфере туризма, встали на налоговый учёт, но спрашивают, почему наши дороги не соответствуют требованиям, почему низкое напряжение в электрических сетях. Им невдомёк, что нужно платить и дорожный налог, нужно оплачивать услуги ресурсо­снабжающих организаций.

Отдельно нужно сказать о ситуации с коммунальными отходами. В некоторых районах платежи за вывоз мусора не доходят и до 20 %. Конечно, есть города и районы, где собираемость доходит до 70–80 %. Но именно в районах, где расположены туристические локации, собираемость низкая. Соответственно, у ресурсоснабжающих организаций не хватает средств для решения всех возникающих проблем, модернизации сетей. По указанию руководителя республики Сергея Алимовича Меликова разработаны энергетический баланс и балансы по другим направлениям, преду­смотрены большие средства, данные программы одобрены и федеральным центром. Но всё это делается поэтапно, за один год создать туристический рай невозможно.

Вопрос: Понятно, проблем много, они решаются, тем не менее Дагестан остаётся привлекательным потенциал развития есть. Какие вопросы в приоритете?

Ответ: Есть у нас Каспийский прибрежный кластер, один из наших прорывных проектов. Совместно с компанией «Кавказ.РФ» предусмотрено строительство нового курортного города в Каякентском районе и детского оздоровительного центра. Как вы знаете, Президент России Владимир Путин проводил отдельное совещание по развитию туризма в Дербенте, где эти вопросы обсуждались. У нас есть море, Самурский лес, есть Дербент, самый старый город страны, есть Хунзахское плато, Гунибский район, Казбековский район с каньоном. У нас скоро будет отдельное совещание по развитию туризма в Казбековском районе, в частности в посёлке Дубки – какие есть локации, какие есть проблемы.

У нас развитие туризма началось после пандемии, после ограничения выезда за пределы страны. Развитию способствовали и санкции, введённые против нашей страны после начала СВО. И здесь у нас есть большие перспективы. В структуре регионального внутреннего продукта агропромышленный комплекс занимает 20 %, строительство, торговля чуть меньше, затем идёт туризм. Я не исключаю, что через несколько лет, после реализации задуманных госпрограмм, туризм может выйти на верхние строчки. Будут созданы десятки тысяч рабочих мест.

Вопрос: Проявляют ли интерес к республике иностранные инвесторы? Чем мы их можем привлечь?

Ответ: Мы недавно были на Питерском международном экономическом форуме, у Сергея Алимовича состоялись беседы с послами Объединённых Арабских Эмиратов, Ирана, к нам сюда приезжали делегации из Узбекистана, Казахстана и других государств. Их привлекают наши исторические, природные достопримечательности, наши горы, море. Для зарубежных инвесторов есть немало направлений, куда они могут вкладываться. Например, строительство гостиниц. В других странах, например в Иране, Турции, этот бизнес широко развивается. Я еще в бытность вице-премьером республики выезжал в Иран. Их больше всего интересует переработка сельскохозяйственной продукции. У нас примерно только 15–17 % сельхозпродукции перерабатывается. Если взять предприятие «Дагмясо» – это наше государственное предприятие, которое мы начали строить. Его продукция уже востребована в Иране, Омане, Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.

Мы будем выпускать мясо охлажденное и замороженное в ваакумной упаковке, которое отвечает всем мировым стандартам, и это будет халяльная продукция. Поэтому есть люди, которые хотят вкладывать средства в данное направление.

Есть люди, которые интересуются рисоводством. У нас более 32 тысяч гектаров рисовых чеков, за последние примерно 5 лет площади под эту культуру мы увеличили на 17–18 тысяч. И дальше будем это делать, потому что при советской власти у нас под рисом было около 45 тысяч гектаров. У нас есть программа, концепция развития рисоводства в республике. По мелиорации тоже проводится большая работа, начиная с реконструкции Каргалинского гидроузла и других каналов, по которым вода подаётся в северные районы республики.

Еще одно направление – это рыбоводство. В последние годы отрасль динамично развивается. Мы долгие годы не ловили каспийскую кильку, сейчас уже запустили одно предприятие, составили концепцию развития отрасли. Есть ценные породы рыб, чёрная икра, поэтому этой отраслью иностранные инвесторы тоже интересуются.

Через республику проходит транспортный коридор «Север – Юг», и этим обстоятельством тоже нужно эффективно пользоваться. При встречах Сергея Алимовича, моих встречах с послами других стран, делегациями поднимаем вопрос строительства логистического центра. В республике есть несколько овощехранилищ, но они маломощные – до 5 тысяч тонн. Сейчас в Магарамкентском районе поэтапно строится большое хранилище – от 5 до 10 тысяч тонн. Параллельно развивается интенсивное и суперинтенсивное садоводство. Поэтому нужны оптовые логистические центры.

Республика начала заниматься и газомоторным топливом. У Сергея Алимовича была встреча с руководством Газпрома, подписано соответствующее соглашение, и в ближайшие годы в республике будет построено около 20 центров, где будут не только заправки, но и комплекс придорожного сервиса – питание, ночлег, места отдыха и другие.

У нас сейчас идёт реконструкция федеральной трассы Р-217, её переводят на 4-полосное движение. Уже предусмотрено более 104 млн рублей на строительство обходных дорог Дербента, Махачкалы и Хасавюрта. Параллельно будем реконструировать дорогу Махачкала – Астрахань, тоже переводим на 4-полосное движение. Должны получить развитие и придорожная инфраструктура и населённые пункты Бабаюрт, Тарумовка, Кочубей и другие. Вообще дороги – как кровеносные артерии, без дорог не будет ни туризма, ни другого развития.

Вопрос: Предлагает ли республика инвесторам какие-то юридические, финансовые, налоговые и иные преференции?

Ответ: Конечно. Любой инвестор, свой, иностранный, должен знать, что у нас сниженные налоги, у нас есть практика предоставления земельного участка без аукциона под масштабный инвестпроект. Мы такие участки в прошлом году дали в Кизлярском районе под развитие рисового кластера. Помимо этого, у нас есть инвестиционные площадки «Тюбе», «Аврора», «Уйташ» – там тоже подводится необходимая инфраструктура, инвестор может начать строить своё предприятие.

У нас немало проблем, связанных с землёй. У нас из 4,2 млн гектаров 3,2 млн – это земли сельскохозяйственного назначения. Но и из них только 470 тысяч составляет пашня. То есть у нас на одного жителя приходится всего 15 соток пахотных земель, в то время как в соседних регионах – по гектару и более. Поэтому надо очень внимательно смотреть, какие земли мы выводим из сельхозоборота, какие передаём промышленности. И если в течение двух лет на выделенной земле не реализуется инвестпроект, проводятся мероприятия по изъятию этого земельного участка.

Есть еще займы, которые даются нашим инвесторам из фонда развития промышленности под низкие проценты. Если проект реализуется по линии Минсельхоза, есть программы субсидирования расходов – на покупку племенного молодняка, на производство шерсти, на покупку технологического оборудования, на приобретение посадочного материала и другие. Сейчас в стадии реализации находятся проекты «Дагкожа» и «Дагшерсть», по линии Минпромторга Дагестана предусмотрены средства на субсидирование части затрат.

Мы должны понимать, что без инвестиций, без инвестора никакого развития не будет. Однако на сегодня самый большой инвестор – это государство. Мы должны быть благодарны федеральным структурам – Министерству экономики и территориального развития, Министерству сельского хозяйства и другим – за поддержку республиканских проектов. Без их помощи нам было бы намного тяжелее развиваться. Сейчас мы в числе лидеров по стране по производству овощей, шерсти, мяса, винограда, риса. И развитие этих отраслей напрямую зависит от помощи федерального центра.

Вопрос: Если говорить о прорывных проектах: что это вообще, к чему приведёт их реализация и есть ли уже какие-то результаты?

Ответ: В рамках экономической модели развития нашей республики реализуются пять прорывных проектов. Это реально реализуемые инвестпроекты, которые получили свое название с учетом числа создаваемых рабочих мест, их направленности на раскрытие потенциала республики, а также их мультипликативного эффекта на смежные отрасли.

«Развитие Каспийского кластера», «Развитие стекольного промышленного кластера», «Развитие плодоовощного кластера в Дагестане», «Реализация стратегического проекта «Город обувщиков», «Развитие транспортно-логистического кластера» – каждый из этих кластеров включает от 4 до 8 проектов. По каждому проекту определен сопровождающий из числа членов правительства и других специалистов. Их общая стоимость составляет 510 млрд рублей с созданием более 21 тыс. рабочих мест.

Мы проводим анализ проблемных вопросов, в Правительстве создан штаб, который собирается еженедельно. Под руководством Главы Дагестана один раз в месяц обсуждается ход реализации этих прорывных проектов.

Что касается каких-то промежуточных результатов, то на 1 июля 2023 года привлечено 12,6 млрд рублей, из них частные инвестиции – 8,9 млрд рублей, создано почти 1000 рабочих мест. Из 22 контрольных точек, подлежащих исполнению на 1 июля 2023 года, реализовано 20 контрольных точек.

Вопрос: Что из себя представляет инвестиционная карта региона и для чего она создана?

Ответ: Да, разработана инвестиционная карта республики, она размещена на Инвестиционном портале региона. Она позволяет получить информацию о состоянии инвестиционного климата, об инвестпроектах, о преференциальных зонах, природных ресурсах. Запланировано также размещение сведений об объектах транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, которые будут активно использоваться инвесторами для принятия решения при вхождении в регион.

Вы спрашивали в начале беседы, куда бы вложил деньги. Вот на этот вопрос и должна отвечать инвестиционная карта, там должно быть обозначено, какая тут есть инфраструктура, нужны ли какие-то дополнительные расходы. К примеру, был у нас потенциальный инвестор, который хотел построить теплицу. Выяснилось, что провести электричество под предполагаемый для этого участок слишком накладно, и проект не состоялся. А если будет под рукой такая карта, то все риски можно просчитать, как и выгоды.

Ключевую роль при этом играют органы исполнительной власти и местного самоуправления, потому что если инвестор пришёл с благими намерениями и целями, то правительство это должно заинтересовать, его налоги будут пополнять республиканскую казну. А если руководители местных органов власти будут озабочены этими же проблемами, то всячески должны содействовать инвестору. Многие местные руководители такое обязательство на себя берут, и уже есть положительные примеры, когда таким образом строят ФАПы, школы ремонтируют, садики строят, спортивные площадки.

Вы спрашивали про иностранцев. Они знают, что в Дагестане они не будут строить космические корабли и вкладывать туда деньги. Они знают, что у нас в инвестиционной карте есть полная информация про сельское хозяйство. Ну, например, если он инвестор и знает, что у нас 1,5 млн тонн овощей производится, то он тут же смотрит, какой процент из этого перерабатывается и ему это интересно. Мы провели анализ инвестиционного потенциала муниципальных образований в Дагестане и составили рейтинг лидеров. В десятку вошли Дербентский район, города Каспийск и Махачкала, Кизлярский район, город Дагестанские Огни, Кумторкалинский, Сулейман-Стальский, Ногайский, Карабудахкентский, Хасавюртовский районы.

Долгое время наша республика боролась с международным бандитизмом, и практически с 2013 года только вплотную занялись экономикой. На сегодня производимый в республике валовой региональный продукт составляет 810–820 млрд рублей. Никогда такого не было. Конечно, есть вопросы, связанные с туризмом, переработкой, отсутствием высоких технологий, производительностью труда, вовлечением в оборот сельскохозяйственных земель. Но они поэтапно решаются, в том числе связанные с инфраструктурой. Сегодня идёт модернизация электрических сетей. По объёмам ремонта школ мы лидеры в стране. И в этом году ремонтируются 139 школ. Нигде нет таких объёмов, при этом особое внимание обращаем на качество выполняемых работ.

Страна у нас одна, одна на всех республика, будем её любить и развивать.

Статьи из «Правительство»

Риски исключаются

13
В текущем году завершаются действующие национальные проекты, и с 2025 года начинается...

Растёт господдержка отрасли

5
В ходе рабочей поездки в Дербентский район Председатель Правительства РД Абдулмуслим...

Сотрудничество на новом уровне

26
К ак уже сообщала «Дагестанская правда», в республику с...

Экономика уходит в «цифру»

11
На заседании Правительства Дагестана, прошедшем вчера под руководством премьер-министра...

ПМЭФ: работа в разгаре

12
Как уже сообщала «Дагестанская правда», на международном экономическом форуме в...

Паводковая обстановка спокойная

10
Затопление некоторых районов Оренбургской, Курганской,...

Патриотическая акция на вахте

9
Ежегодная республиканская акция «Вахта Памяти», целью которой является дань уважения...

Во взаимодействии с населением

10
Указом Президента России четырем муниципальным служащим из...

Вода пострадавшим от наводнения

8
Дагестан отправил более 60 тонн гуманитарной помощи (5 фур)...