Где Совет, там порядок
В начале октября 2017 года был создан Совет региональных отделений политических партий Дагестана. Председатель Совета Муфтали Яхъяев в интервью «Дагестанской правде» рассказал, какие цели ставит перед собой Совет, а также поделился своим взглядом на актуальные проблемы России и нашей республики.
– В состав Совета вошли несколько региональных отделений политических партий, не представленных в Народном Собрании. Насколько такое объединение облегчило работу партийцев?
– Начнем с того, что задача любой политической партии – не только участие в избирательных кампаниях и стремление побеждать, но и реальное взаимодействие с гражданами по решению их насущных проблем, которых предостаточно. Вошедшие в состав Совета региональные отделения политических партий Дагестана продолжили работу по приему граждан в общественных приемных. На сегодняшний день нам удается решать примерно 40% проблем граждан, обратившихся к нам. Мы намерены усилить работу в этом направлении, и, объединив силы, мы только увеличиваем свои возможности в решении значительно большего объема проблем.
В Совете девять региональных отделений. Это такие партии, как «Патриоты России», «Партия возрождения России», «Российская партия садоводов», «Российский объединенный трудовой фронт», «Российская экологическая партия «Зеленые», «Партия ветеранов России», «Возрождение аграрной России», «Коммунистическая партия «Коммунисты России», «Союз труда». Не исключено, что в ближайшей перспективе в состав Совета войдут также другие политические силы.
Совет является добровольным объединением, и это – долгосрочный проект. А задачи у нас такие: совместно с органами государственной власти республики создать более эффективный механизм взаимодействия Совета как с исполнительными, так и с законодательными органами. Это позволит укрепить конструкцию «власть – политические партии – народ» и даст возможность более продуктивно решать насущные проблемы простых граждан как социального, так и экономического характера.
Вторая задача – выработка и своевременное внесение предложений по актуальным общественно-политическим, социально-экономическим, имущественным, земельным, природоохранным, культурным и другим вопросам, в том числе и по нормативно-правовым актам в Правительство республики, в Народное Собрание.
Глубокий экономический кризис, вызванный девальвацией рубля и инфляцией из-за известных событий 2014 года, в разы снизил уровень качества жизни наших граждан. Это связано с сырьевой направленностью нашей экономики. Ядро любой конкурентоспособной экономики составляет промышленное производство. После распада СССР мы растеряли свои позиции. Сегодня львиную долю продукции на нашем рынке составляет импорт – от 60 до 95% в зависимости от отрасли! А это означает, что столько же рабочих мест (десятки миллионов!) и соответствующий потенциальный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней мы «подарили» другим государствам. В результате и федеральный бюджет находится в прямой зависимости от мировых рынков нефти, газа, металла и леса, контролируемых США и другими странами Запада, и людям стало значительно сложнее жить в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации. Для обеспечения национальной безопасности РФ необходимо в срочном порядке диверсифицировать всю экономику страны.
Работа Совета построена на общественных началах. Это серьезная нагрузка, и на эту работу способны только те, кто болеет за свой народ, за оздоровление нашей экономики. Для решения проблем нередко привлекаем органы государственной и муниципальной исполнительной власти, другие структуры, а иногда – надзорные и правоохранительные органы. К сожалению, сегодня ресурс Совета ограничен. Для того, чтобы решать проблемы людей в востребованных объемах, нам необходимы новые механизмы взаимодействия с властями всех уровней.
– То есть вам не хватает реальной поддержки власти?
– Наша задача – официальное заключение соглашения с руководством республики о создании нового формата взаимодействия Совета с органами государственной власти Дагестана, который позволит как вариант создать рабочую группу на республиканском уровне и будет взаимодействовать с нами, привлекать руководителей министерств, ведомств, представителей исполнительной и законодательной власти для более продуктивной работы и на благо общества и республики.
Мы направили письмо от нашего Совета на имя врио Главы Дагестана Владимира Васильева. Ждем реакции.
– С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
– Много жалоб, связанных с оформлением земельных участков в собственность. До сих пор нет разграничения земель между некоторыми муниципальными образованиями, в результате чего образовались спорные земли. Эти вопросы надо решать совместно на уровне Правительства, Народного Собрания и принимать разумные решения в рамках федерального законодательства. Также имеются обращения граждан по вопросам переселения из ветхого и аварийного жилья, трудоустройства, образования, незаконных действий отдельных чиновников, транспортной доступности и т.д.
Необходимо навести порядок в некоторых министерствах по вопросам распределения грантов, субсидий и другой господдержки.
– На декабрьской сессии Народного Собрания был принят бюджет на 2018 год. Что, на ваш взгляд, поможет улучшить социально-экономическое положение республики?
– До распада СССР в Дагестане функционировали 220 крупных обрабатывающих предприятий, в том числе 16 ВПК и 41 консервное перерабатывающее предприятие, на каждом из них трудились от 3 до 15 тысяч человек. Там были и социальные лифты, и социальная гарантия, ясность и стабильность. Сегодня функционируют только 11 обрабатывающих предприятий, где работают всего 8 тысяч человек, и 2 консервных завода. Есть сегодня незначительные подвижки в сфере промышленности по линии импортозамещения, но, к сожалению, это вынужденная мера. Считаем также приоритетными строительство каскада малых ГЭС, виноградарство, садоводство, овощеводство, рисоводство и т.д. Нужно оказать адресную господдержку ЛПХ, КФХ, садоводческим товариществам. ГУПы и МУПы, занимая 92% сельхозугодий, дают только около 5-6% валовой продукции АПК, при этом получая у государства многомиллионные безвозвратные суммы. Необходимо пересмотреть государственную политику по предоставлению преференций отечественным товаропроизводителям в сторону их максимальной защиты, сохраняя конкурентную среду. Также из-за членства РФ в ВТО несем большие убытки – здесь тоже надо, возможно, пересмотреть условия договора с ВТО. Бюджетные денежные средства, направляемые на приобретение гособлигаций США, пора перенаправить на развитие собственной экономики, в первую очередь в промышленность. Пора принять государственные масштабные меры по созданию инвестиционной привлекательности как страны, так и нашей республики. Есть много вопросов к бюджетной и налоговой политике. Для создания конкурентоспособного государства необходима благоприятная экономическая, финансовая и административная среда. Нам сегодня необходимы целенаправленная государственная федеральная мобилизационная экономическая политика и законодательные меры по борьбе с коррупцией, которая обрела чересчур большие масштабы.
За последние годы достигнуты определенные успехи в некоторых отраслях экономики РФ: это космос, военная отрасль – по объемам поставок военной продукции на мировой рынок мы на втором месте после США, занимая 27% доли мирового рынка. Есть успехи также в сфере нанотехнологий, информационных технологий.
Чтобы жизнь россиян стала лучше, чтобы Россия стала более конкурентоспособной страной, необходимо в приоритетном порядке диверсифицировать экономику, обеспечивать безопасность, в том числе экологическую, здравоохранение, образование и социальную защищенность граждан на значительно более высоком уровне. Не будет здорового общества, соответственно, не будет и должной экономики. Поэтому важны прежде всего сам человек, его здоровье, его социальное положение.