Генерал Президентской гвардии
«Часто, встречая людей на улицах, в учреждениях, на работе, беседуя с ними, слышу: вы работайте, потому что мы возлагаем на вас большие надежды, хотим, чтобы жизнь стала лучше, вы обязаны все сделать для этого… Я это хорошо понимаю, как и то, что все эти надежды оправдаются, если мы будем работать вместе, добиваться реальных результатов. Не сразу, но мы это сделаем».
Это выдержка из одного из первых обращений тогда еще исполняющего обязанности Главы Дагестана Владимира Васильева к дагестанскому народу. По прошествии короткого времени руководитель республики признается, что всем сердцем и душой полюбил этот народ, землю, на которой он трудится, которая и для него стала родной. И кто-то может сказать, и будет прав, что политика – что театральная сцена, где нужно уметь качественно и убедительно исполнять роль рубахи-парня… Но это не тот случай. Совсем не тот. Просто нужно уметь отличать искренность от фальши и открытость от высокомерия.
1 октября 2017 года. В Москве Президент страны обсуждает с Васильевым будущее Дагестана. Переломный момент в жизни республики, в политической карьере самого Васильева, рядовых дагестанцев, чиновников, отвечающих за судьбы народа. Чрезвычайно сложный день, месяц, год… Вспомним, как это было.
5 октября 2017 года, аэропорт Махачкалы. Как будто предрекая слова, сказанные Васильевым уже несколькими часами позже депутатам Народного Собрания республики, на борту самолета надпись «Россия». Та самая Россия, которую он пообещает привести в Дагестан. У трапа воздушного судна, прибывшего из Москвы, – высший состав дагестанского руководства. Представляясь Васильеву, кто-то даже пытается уже здесь навести мосты, набегу перечисляя доводы для сохранения собственного кресла. Вышло не у всех.
Возглавить республику предстояло политическому тяжеловесу, экс-заместителю Председателя Госдумы с богатым опытом работы в силовых структурах, одному из генералов президентской гвардии сторонников и единомышленников. Генерал-полковник с навыками дипломата, не раз проявлявший себя в кризисных ситуациях, приехал в Махачкалу не гладить по головке за учтивость, а решать проблемы, связанные в том числе и с нахождением в тех самых креслах отдельных встречающих.
«Знаковое назначение» – такую недвусмысленную формулировку дают российские СМИ решению главы государства. Чуть позже вся страна узнает, что журналистское пророчество сбылось: в Москве откровенно устали от бюрократии и беспредельного казнокрадства в дотационном регионе, клановости и беспринципности чиновников-кунаков.
Несвойственных Путину многоходовок не было и в этот раз, хотя ставки на отдельные политические фигуры делались грандиозные. Дагестанские чиновники принялись добавляться в социальные друзья всем подряд, думая, что раскусили президентскую шахматную партию. В принципе в ряде случаев ход игры был угадан верно: быть у руля силовику. Но очередной шах и мат.
Начинавший карьеру простым следователем в структуре МВД, Владимир Васильев еще тогда успешно продемонстрировал навыки раскрытия хищения государственной собственности, которые не растерял и поныне, что и доказал уже в первые дни руководства республикой. Прославился силовик и своей борьбой с преступностью в тех регионах и сферах, где криминал имел серьезную поддержку у власти. Так что дорога в Дагестан была предначертана судьбой.
Уже в том самом первом обращении к дагестанским депутатам Владимир Васильев четко дает понять: рубить с плеча не станет, даст возможность каждому представителю местной чиновничьей элиты проявить себя, работать честно и открыто. Тем, кто в принципе на это способен. Если нет – уходите подобру-поздорову.
Слово свое Васильев сдержал. Не станем перечислять громкие кадровые изменения в составе Правительства Дагестана, упоминать и столь же резонансные уголовные дела, заводимые на первых лиц тогдашнего руководства республики. Сказал, что новая команда будет формироваться не по принципу национальной принадлежности или родственных связей, а по таланту, – сделал.
Кадровый конкурс «Мой Дагестан» – беспрецедентная по масштабам и географическому охвату программа по подбору грамотных молодых и современно мыслящих управленцев. Собрав костяк потенциальных руководителей, распределяя их на должности там, где область реализации возложенных задач капитально хромает, Васильев исключает всякий намек на предвзятость и неуважительное отношение к «не своим», кои ему щедро приписывали поначалу. Дагестанцы понимают, что подчеркивание этнической принадлежности руководителя республики уходит в прошлое, создавая четкие предпосылки для ощущения единой российской общности в республике, где до последнего времени всякое инакомыслие подрывалось – в прямом и переносном смысле.
И все же главная проблема республики – слабая экономика. И тут ставка была сделана не на Васильева-силовика, а на руководителя, имеющего значительный опыт политика и дипломата, пользующегося неоспоримым авторитетом в Центре. Положительные рекомендации, заработанные Васильевым за годы успешной деятельности, создали предпосылки не только для успешного взаимодействия с коллегами в Москве, но и с зарубежными партнерами и иностранным бизнесом. Дагестан всерьез начал работу по привлечению инвесторов, созданию благоприятных условий для дагестанских предпринимателей, желающих работать прозрачно. Экспортный потенциал региона выходит на кардинально новый уровень, позиционируя республику как «точку роста» в плане совершенствования вопросов международной торговли.
Добавим цифр. Только экономия бюджетных средств на выводе бизнеса из «тени», неучтенных потребителях газа, лжеинвалидности, пересчете стоимости объектов дорожного строительства, социальной инфраструктуры, закупках на государственные и муниципальные нужды составила 7,1 млрд рублей.
В сфере дорожного хозяйства экономия за счет пересчета смет действующих 116 контрактов составила 1,9 млрд рублей, 0,5 млрд рублей – снижение сметной стоимости по новым проектам. 2 млрд рублей сэкономлено при пересчете стоимости строительства школ и детских садов. За счет дополнительных и сэкономленных средств предусмотрено более 185 млн рублей на закупку 95 школьных автобусов, 258 млн рублей – на закупку 108 автомобилей «скорой помощи», запланировано приобретение 50 флюорографических аппаратов (свыше 356 млн рублей).
На обеспечение жильем инвалидов I групп и семей с детьми-инвалидами выделено 300 млн рублей. Предусмотрены средства на поддержку развития местных дорог в районах и городах республики – 771 млн рублей. На улучшение материально-технического состояния школ посредством государственно-частного партнерства финансирование из республиканского бюджета увеличено вдвое по сравнению с 2018 годом – с 200 до 400 млн рублей. Бюджеты муниципальных образований тоже вкладывались с увеличением – с 30 до 55 млн рублей соответственно, выросли и средства меценатов (с 85 млн в 2018 г. до 107 млн рублей в текущем году). Заметим, это далеко не вся полезная арифметика.
Расходы на бесплатное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан за два года выросли со 167 млн руб. до 780 млн рублей. Возобновлено строительство 60 социальных объектов. Кстати, само строительство социальной и инженерной инфраструктуры городов и районов республики только за год – с 2018 по 2019 годы – выросло более чем в пять раз. Значительно увеличены объем платных услуг населению, инвестиций в основной капитал, продукции сельского хозяйства, индекс промышленного производства.
Привыкшие к громким, но пустым обещаниям дагестанцы заявление Васильева, в котором он четко дал понять, что в Дагестан в его лице пришла вся Россия, восприняли как самую обычную строку из выступления большого чиновника, которой просто стоит поаплодировать ради приличия. Помощь Федерального центра обещали ведь и его предшественники, но они так и ушли, не дождавшись значимой поддержки, что напрямую сказалось на результатах развития республики.
Но уже в первые дни прихода к власти назначенца Кремля в Махачкалу потянулись представители федеральных министерств, заинтересованные в развитии приграничного региона России. Наряду с вопросами наведения порядка в экономике, социальной сфере и в области здравоохранения одним из ключевых вопросов становится и безопасность границ страны, проходящих по территории Дагестана, ее морских рубежей.
Перебазирование Каспийской флотилии в Дагестан – мощное подтверждение надежд, возлагаемых на регион в плане защиты государственной целостности и нерушимости ее границ. Тут нельзя не упомянуть и о том, с какой гордостью вспоминает Путин, говорит Васильев о подвиге дагестанцев, отстоявших государственные интересы России в 1999 году, самоотверженно сражаясь с международными террористами.
Редкий регион, кстати говоря, может похвастать визитами российского Президента дважды за 2 года. Путин посетил Дагестан, демонстрируя поддержку курса и политики Васильева, а чуть позже – чтобы в Ботлихе лично поблагодарить ополченцев за их подвиг в борьбе с террористами.
Неизбалованный визитами федеральных министров, Дагестан, как и обещал Васильев, практически ежемесячно инспектируется чиновниками из Центра, берущими имеющиеся в республике вопросы «на карандаш», предлагающими и, что немаловажно, предоставляющими помощь. Региональный бюджет пополняется серьезными финансовыми вливаниями на реализацию в республике экономических, социальных и многоотраслевых задач и программ развития.
Регулярные поездки в муниципалитеты Главы Дагестана и его команды – не преднамеренная показуха. Это решение имеющихся проблем здесь и сейчас. Общение с простыми людьми напрямую, во дворах и на улицах городов и сел, не в кабинетах, где сама обстановка не располагает к откровенности, что Васильев прекрасно понимает. Как и сказал, не обижая, уважая и чтя традиции, выстраивает работу свою и своих коллег.
… Провожая Владимира Васильева в Дагестан, Владимир Путин озвучил желание видеть руководителем региона политика с опытом работы федерального уровня, способного решить накопившиеся проблемы. С того дня прошло два года, проделана неизмеримая по масштабу и значимости работа, целью которой было пресечение коррупции и повышение эффективности использования бюджетных средств, проверка состояния хозяйства, управления власти, состояния организации экономики, отношения к жалобам, заявлениям граждан, соблюдения их прав. Итог этой работы – строительство новых детсадов, школ, учреждений здравоохранения, борьба с незаконным и опасным самовольным строительством, наведение порядка в налоговой дисциплине, безопасность и комфорт. Проще говоря, улучшение жизни людей, рядовых жителей Дагестана.
Многое из внушительного списка имеющихся проблем Владимиру Васильеву удалось сделать, немало вопросов еще предстоит решить. Много это – два года – или мало? Много, если не принимать во внимание тот период упадка, в котором республика находилась до сегодняшнего дня. Мало, если учитывать, сколько проблем удалось решить, справляясь на пути к развитию со все еще имеющим место быть недопониманием.
Избавляться надо бы от него. Сам Васильев не справится, только с нашей помощью, о чем неоднократно говорит. И нужно помочь, чтобы потом не кивать на бездействие власти. Помочь себе и будущим поколениям дагестанцев.
Все впереди! За работу!