Грузы пойдут в контейнерах
Какие имеются перспективы роста грузооборота между торговыми портами Махачкалы и Туркменбаши? В поисках ответа на этот вопрос в Доме Дружбы (Махачкала) прошла встреча торгпреда Российской Федерации в Туркменистане Александра Елизарова с представителями органов государственной власти и логистических компаний России и Туркменистана.
Во встрече приняли участие заместитель Председателя Правительства РД Ризван Газимагомедов, министр экономики РД Гаджи Султанов, директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» Евгений Бабич, генеральный директор «Аматлы Ёллар» Дмитрий Есаулов, заместитель генерального директора АО «Махачкалинский морской торговый порт» Хаджимурад Абашилов и другие.
Ризван Газимагомедов: «В Дагестане, как и на Востоке, очень любят гостей, поэтому их у нас много, особенно гостей и друзей, с которыми нас объединяет Каспийское море. Сама жизнь подсказывает нам, что мы должны сотрудничать, работать и развиваться на благо наших стран.
В рамках международного транспортного коридора «Север–Юг» и «Восток – Запад» наибольшие перспективы с Туркменистаном имеют контейнерные перевозки и возобновление паромных переправ», – сказал вице-премьер, приступая к обсуждению темы.
Александр Елизаров подчеркнул, что Махачкалинский порт сам по себе очень интересный. Потенциал большой с точки зрения контейнерной перевозки. «Мы поговорили с представителями порта, с представителями российских компаний, которые также здесь присутствуют. Следующие шаги, которые мы видим, – это запуск первого контейнеровоза. Мы полагаем, что на это уйдет порядка 3–6 месяцев. Но он большой – порядка 190 контейнеров. Это будет корабль по расписанию, и это очень нужный сигнал для грузоотправителей России, которые будут понимать, что уже могут свои транспортно-логистические маршруты перенаправлять», – подчеркнул
Елизаров.
Помимо этого он рассказал, что торговый порт Туркменбаши может принимать до 17 млн тонн сухих грузов и до 10 млн наливных.
«В рамках развития этого инфраструктурного объекта Президент Туркменистана уже озвучил, что увеличилась пропускная способность как наливных терминалов, так и сухих грузов. Конечно, мы понимаем, что российские порты в Астрахани и Махачкале по объемам перевального груза намного меньше, но мы видим возможности для их развития. В Туркменистане руководство уделяет большое внимание модернизации дорожного строительства и железнодорожных путей. Сейчас основные грузы, которые идут в Туркменистан из России, – это лес, металлы, машинооборудование, продукция пищевой промышленности», – озвучил торговый представитель РФ в Туркменистане.
Хаджимурад Абашилов отметил, что АО «Махачкалинский морской торговый порт» в качестве одного из приоритетных направлений деятельности определил для себя развитие взаимодействия со всеми потенциальными контрагентами.
«В выполнении большой государственной задачи по обеспечению бесперебойного грузопотока в рамках МТК «Север — Юг» Махачкалинский морской торговый порт, на наш взгляд, является одним из ключевых звеньев. Есть потенциал, мы вчера постарались показать технические мощности, которые пока используются только на 20 %.
В прошлом году мы перевалили чуть более 500 тыс. тонн. В этом году на сегодняшний день уже 376 тыс. тонн. Хоть мы и идем чуть опережающими темпами, но нам этого недостаточно. Мы выражаем крайнюю заинтересованность во взаимодействии с туркменской стороной, нам приятно, что вы заинтересованы в сотрудничестве. И постановка прямой судоходной линии станет важной вехой в развитии наших взаимоотношений, которая сможет обеспечить грузопоток в части контейнерных перевозок», – заключил Абашилов.
Отметим, что встреча была организована по договоренности, достигнутой в рамках Российско-Туркменского бизнес-форума в Ашхабаде в январе 2023 года. Тогда дагестанцы пригласили генерального директора «Аматлы Ёллар» Дмитрия Есаулова для обсуждения вопросов организации контейнерных грузоперевозок и посещения Махачкалинского торгового порта в целях активизации транспортного коридора «Север–Юг».