И еще раз о реформе ЖКХ


С большим интересом прочел статью Ильмана Алипулатова, опубликованную в «Дагестанской правде» от 11.06.2008 г. под заголовком «Политическая пассивность и апатия общества». В части статьи в очередной раз критикуется ход реформы ЖКХ. Соглашаясь с некоторыми выводами автора, хотелось бы дать некоторые разъяснения, правда, не один раз прозвучавшие по телевидению, освещенные в газетах. Эти строки - не опровержение, а открытый разговор с журналистом и публицистом.
Уважаемый Ильман Субханович в своей статье задается вопросом «А в чем, собственно, заключается реформа в этой жизненно важной отрасли? Этот вопрос остается пока не ясным для большинства дагестанцев».
Можно лишь сожалеть, что многие из нас, занимавшие квартиры по договорам социального найма, не задумались, почему вдруг государство в начале 90-х годов решило бесплатно передать эти квартиры в нашу собственность (приватизировать), сохранив за нами обязанность платить за услуги ЖКХ. Это и было начало реформ ЖКХ.
Страна в этот период переходила на рыночную экономику, где собственник имущества, в данном случае квартиры, по действующему законодательству обязан распоряжаться принадлежащим ему имуществом, ремонтировать, содержать, выбрать способ управления многоквартирным домом.
Цель реформы: с помощью собственников улучшить содержание жилья, сохранить его жилье для будущих поколений, так же, как это делают в городах и селах самостоятельно собственники индивидуальных домов.
Об этом статья министра строительства и ЖКХ РД Низама Даудова
Другая цель реформы: избавить бюджет от расходов на содержание жилья и коммунальной инфраструктуры и компенсировать расходы предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, введение 100-процентной платы за эти услуги, сохранив при этом действующие льготы по их оплате, а для малоимущих граждан субсидии, которые ныне выплачиваются, если расходы на ЖКУ превышают 22 процента совокупного семейного дохода.
Многие жалуются на бездействие домоуправлений, ЖЭКов. Говорят, что эти службы не занимаются техобслуживаниями, а плату взимают, не контролируют подачу воды, тепла, электроэнергии и т.д.
Жилищный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ и РД предоставляют собственникам помещений многоквартирного дома полное право создавать свое товарищество (ТСЖ), жилищный и жилищно-строительный кооперативы, нанимать лучшую управляющую компанию, самостоятельно управлять многоквартирным домом.
Таким образом, реформа в ЖКХ обязывает собственников жилья самостоятельно позаботиться о своем жилье.
Что же касается предоставления гражданам и иным потребителям воды, тепла, электроэнергии, газа и т.д., то здесь все права и полномочия организации в предоставлении коммунальных услуг и управлением коммунальной инфраструктурой переданы муниципальным районам, городским округам, поселениям.
Депутаты Государственной Думы явно грешат, говоря об отсутствии нормативной правовой базы как об одном из факторов, тормозящих реформу ЖКХ. Трудно представить другую отрасль, более нагруженную нормативной правовой базой, чем ЖКХ. Кстати, все еще действуют некоторые документы, принятые Народным комиссариатом и ЦИК СССР.
И если все еще нет основополагающего документа — Федерального закона о ЖКХ, который четко и ясно регулировал бы деятельность в сфере ЖКХ, то об этом надо беспокоиться прежде всего депутатам Госдумы, которые еще в 1998 году отклонили проект, подготовленный Госстроем России, более 10 лет затягивали принятие Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие такого закона, ответственности за неуплату услуг и привели к неплатежам за ЖКУ. Представьте себе, что в Дагестане только в 2007 году не платили более 36 процентов семей, и чтобы принудительно взыскать с них долги, составившие 2,1 млрд. руб. , руководителям организаций ЖКХ надо целыми днями сидеть в судах.
Надо говорить об излишнем вмешательстве политики в эту сферу и стремлении заменить демагогией, популизмом наведение надлежащего порядка в этой сложнейшей сфере, нежелании принимать законы, ужесточающие ответственность за низкое качество услуги, перебои в их поставке, с одной стороны, и срыв платы реально полученных услуг — с другой стороны.
По поводу формирования тарифов. Здесь практически все ясно. Порядок установления тарифов в основном действует десятки лет. Тарифы до последних лет регулировались на основе отчетных калькуляций себестоимости каждого вида услуг. После принятия Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы устанавливаются органами местного самоуправления на основе производственной программы организации коммунального комплекса. Исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации (т.е. все той же калькуляции себестоимости услуг), любой получатель услуги имеет право, чтобы ему разъяснили, из чего складывается размер его платы за каждый вид услуги, прежде чем он подпишет договор на получение этой услуги.
При этом органы местного самоуправления обязаны публиковать информацию о тарифах и надбавках, производственных программах, инвестиционных программах организаций коммунального комплекса.
Кстати сказать, в Дагестане функционирует Республиканская служба по тарифам (РСТ), которая обязана на основе указанных выше программ и метода регулирования тарифов, установленного органами местного самоуправления, устанавливать предельный индекс пересмотра тарифа на очередной год в рамках Федерального индекса, установленного для РД.
Необходимо отметить, что при всей прозрачности процедур установления тарифов, установление границ их пересмотра препятствует привлечению в ЖКХ частных инвестиций. Какой же инвестор будет вкладывать свои средства на строительство или капитальный ремонт объектов ЖКХ, если он заранее знает, что возврат его расходов будет зависеть не от него и получателя услуг, а от исполнительного органа власти, которая скажет, что рост тарифа, к примеру, на водоснабжение нельзя устанавливать больше чем на 10 или 15 процентов против прошлого года, тогда как ожидаемые экономически обоснованные тарифы превышают 20 и более процентов.
Что касается работников ЖКХ, то они прекрасно знают, каковы будут финансовые итоги их деятельности при действующем порядке установления тарифов. Они работают в этой сфере десятки лет. Они уже привыкли, что из-за низких доходов гражданам в Дагестане устанавливаются самые низкие в РФ тарифы на услуги ЖКХ, и предприятия ЖКХ не окупают свои расходы.
В 2007 году их убытки составили 844 млн. руб., и, как это ни парадоксально, львиная доля этих убытков составляет убытки электроснабжающих организаций.
К бедам развития и функционирования ЖКХ необходимо отнести отсутствие квалифицированных кадров, малая экономическая привлекательность отрасли и т.д. Конечно, давно пора пересмотреть систему управления этой отрасли, но при этом создание товарищества собственников жилья никогда не было главной идеей реформирования ЖКХ. Создание ТСЖ законодательно стимулировалось лишь потому, что эта форма управления многоквартирными домами является наиболее доступной, подконтрольной для собственников помещений в этих домах и управляемой этими собственниками. Рассматривая ТСЖ как форму управления жильем, нужно учитывать, что в системе управления жилищным фондом в основном функционировали домоуправления, ЖЭКи, изрядно надоевшие жильцам из-за их бездействия и беспомощности. И не было (и пока еще нет) профессионально подготовленных частных управляющих компаний. На перспективу считается достаточным, чтобы ТСЖ управляли лишь 20-ю процентами многоквартирных домов. При этом надо учесть, что на этом поприще неплохой опыт имеют организаторы жилищно-строительных кооперативов, отдельные предприниматели. Не надо забывать, что и ТСЖ имеют право на основе решения общего собрания собственников жилья по конкурсу нанимать управляющие компании для производства ремонтно-строительных работ, строительства пристроек на основании согласованных в установленном порядке документов и т.д. Кроме того, ТСЖ будут способствовать сплочению жильцов дома, совместному использованию придомовой территории, подвалов, эксплуатируемых крыш, установлению приборов учета и т.д.
Реформа в ЖКХ осуществляется, кстати, не 10, а более 16 лет. Ожидать, что реформа (политические, экономические, административные, законодательные преобразования) в области ЖКХ приведет в ближайшие годы к повышению качества и непрерывности предоставления услуг, не приходится. Во всяком случае до тех пор, пока не будут восстановлены изношенные на 75-90 процентов объекты коммунального комплекса, в которых теряется более трети ресурсов, предназначенных для потребителей.
Законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сделан огромный шаг к действительному стимулированию этой реформы путем предоставления весомой финансовой поддержки из федерального бюджета, составляющей только для Дагестана 3,6 млрд. руб. на ремонт жилья и переселение граждан из аварийных домов.
Приходится сожалеть, что эта помощь рассчитана до 2012 г. и что без финансовой поддержки остается ремонт, восстановление изношенных систем подачи воды, тепла, коммунальной электроэнергетики. А потребность средств для приведения в нормативное состояние коммунальной инфраструктуры только в Дагестане составляет десятки миллиардов рублей. Полагаю, что государство не оставит в беде эту отрасль и в будущем.
Свидетельством этому является то, что в последние два — три года значительно выросло финансирование развития коммунальной инфраструктуры в республике. Это позволило начать строительство целого ряда объектов, особенно по водоснабжению и водоотведению, которые позволят существенно улучшить водообеспеченность наших городов, поселений и оздоровить экологию.
Статьи из «Политика»
Губят людей… не дороги

Школы в «зелёной зоне»

Доходы и расходы

Здесь хранится история

«Каша» из латиницы

Дорога к работодателю

На службе Отечеству

Террористическая сущность Украины
