Избербаш нуждается в преобразованиях
Основная деятельность всех муниципальных администраций в Дагестане сводится к сбору налогов и освоению денег, спущенных из республиканского центра. Близость к бюджетным финансовым потокам на почти физическом уровне проявляется в магнетических реакциях, после которых эти самые денежные средства приобретают текучие свойства, и если используются на благо граждан, то только избранных. Всем остальным и для остального – по остаточному принципу.
Работа администраций муниципалитетов по таким лекалам ни к чему хорошему не приводит. А посему необходимы жесткий учёт и контроль без возможности их ослабления благодаря откатным механизмам. Это возможно через существенные изменения в системе городского (муниципального) администрирования и полной прозрачности. Отсюда и мои программные предложения безотносительно того, буду ли я выбран на должность мэра или нет. Поверьте, я не питаю никаких иллюзий на этот счёт. Но под лежащий камень вода не течёт.
То, что происходит сегодня с выборами главы города Избербаша, можно назвать правовым абсурдом. Срок и.о. мэра истёк 21 июня. Обозначились 7 кандидатов на эту должность. Но комиссия по выборам мэра (а до прямых выборов мы не доросли) не создана, она саботируется городской и республиканской администрациями. То ли у нас двоевластие, то ли безвластие. Выбирайте сами. Но правовой бардак налицо!
Чтобы и впредь такого не повторилось, необходимо повысить роль, значение и ответственность депутатского Собрания и каждого депутата в отдельности в решении хозяйственных, административных и финансовых задач, стоящих перед городом. Для этого предлагаю создать Общественный совет представителей граждан города. Создать на базе депутатского корпуса комиссии по основным вопросам жизнедеятельности города. 21 депутат – 21 комиссия, с деятельным участием представителей Общественного совета. Истребовать при необходимости денежное обеспечение данных комиссий, а не стимулировать решения депутатами исключительно своих частных вопросов в виде получения особых преференций для себя от городской администрации.
Основной побудительной причиной своего выдвижения я бы назвал бесперспективность города в его нынешнем прозябающем состоянии. В городе безработица и отходничество зашкаливают. Я сам в течение трех лет не смог найти работу и принципиально стою на учёте в ЦЗН, организации совершенно бессмысленной в условиях нашего города. Если нет вакансий, зачем нужен Центр занятости – чтобы регистрировать безработных?
Я долгое время провёл за границей, и мне хорошо известно, как такая служба должна работать. В условиях Дагестана регистрация себя безработным представляется чем-то постыдным и недостойным. А зря! Не регистрируясь в этой службе, тем самым мы соглашаемся с существующим положением дел. Основная масса людей вынуждена за мизерную плату заниматься неквалифицированным трудом в сфере торговли и извоза. Мы не производим ничего.
Мной было направлено 4 письма на имя Главы РД в течение двух последних лет. Лишь на последнее (а я думаю, до него оно лично так и не дошло) пришёл ответ из отдела по работе с обращениями граждан и одновременно звонок из Министерства экономики и территориального развития с предложением осветить свою позицию. Должен сказать, это мероприятие было дежурным – встречался я с замминистра. Мои предложения были обсуждены и указано на то, что они невозможны, что Минэкономразвития занимается созданием проектов, способных вывести экономику РД из стагнирующего состояния, а реализация моих проектов касается отраслевых министерств.
Безусловно, основным направлением деятельности мэра должно быть создание рабочих мест путём привлечения как государственных, так и частных инвестиций. Должна быть создана производственная база в виде новых предприятий промышленного, сельскохозяйственного назначения и сферы услуг. Это в Избербаше вполне возможно – наш город занимает удивительно благоприятное положение с точки зрения инфраструктуры.
По городу или совсем рядом проходят федеральные шоссейная и железная дороги. До аэропорта 50 км. У нас морской берег, один из лучших в республике пляжей. Предприятия, создание которых жизненно необходимо, должны быть или в муниципальной собственности, или с преобладающей долей города. Должно быть разработано и создано муниципальное туристическо-оздоровительное бюро с целью привлечения туристов в город. В согласовании с Каякентским районом создать на горе современные туристические комплексы гостиниц и санаториев. Создать фуникулёрные и канатные линии для доставки гостей в город, к морю, к горячему источкнику и обратно.
Для всего этого нужны финансовые средства. Рассмотреть вопрос и ходатайствовать перед Главой РД о создании муниципального финансового фонда или банка для решения внутригородских задач. В качестве капитализации данных финансовых институтов должна выступить неотчуждаемая муниципальная собственность. Пока её не разбазарили и не отдали через различного рода махинации в частные руки, что имело место в прошлом. Создать цельный план преобразований морского побережья. Создание и оборудование благоустроенных пляжей, морского бульвара от северной до южной оконечностей города. Создать причалы туристического и хозяйственного назначения. Возобновить деятельность заводов «ДагЗЭТО» и «Полёт», перепрофилировав их продукцию. Например, производство катеров и яхт туристического назначения.
Почему нет? Три года назад по возвращении из Германии и выслушивая от друзей о ситуации на заводе «Полёт», я вошёл в контакт с итальянской фирмой «PIAGGIO» с вопросом о возможности налаживания на базе этого завода производства и сборки мотороллеров и трёхколёсного транспорта. Переговоры были положительными, требовались соответствующие условия и гарантии. Но всё натолкнулось на нежелание здесь тех, от кого это зависело. Судя по всему, банкротство завода было плановым. Ту же участь постигли переговоры с греческой обувной фирмой «BOXER», изъявившей желание выйти на российский рынок в виде лицензионного производства обуви в Избербаше. В совокупности это как минимум до 1000 рабочих мест. Гарантии в условиях Дагестана, как и по всей стране, даются лишь через предварительный откат тем, кто может их предоставить. Если стороной переговоров будет сильный муниципалитет, этого можно избежать.
Что касается образования: необходимо добиться обучения учащихся в одну смену при наполняемости классов не более 25 человек. Мне видится, что создание раздельного обучения по возрастному признаку было бы уместно. Создание раздельных начальных школ (1-4 классы), гимназий (5-9 классы) и лицеев (10-11 классы). Вывести из учебного процесса при этих школах такие предметы, как рисование, пение и физкультура, параллельно создав сеть обязательных и бесплатных музыкальных, художественных, танцевальных, театральных и спортивных кружков и секций. Это даст больше в плане приобщения к этим сферам. Это даст новые рабочие места преподавателей и руководителей секций и кружков.
Необходимо окончательно решить вопрос мест в детских садах и причём сразу. Можно привлечь владельцев пустующих помещений и квартир на благотворительной или арендной основах, выделить их для содержания одиночных групп детей в соответствии с программами дошкольного воспитания. Питание и его доставку в этих группах обеспечить через увеличение производства еды в функционирующих детских садах, за которыми будут закреплены эти группы. Естественно, параллельно заниматься строительством новых детсадов.
В области городского здравоохранения: ввести медицинские учётные электронные пластиковые карты пациентов с полной информацией их историй болезней. Создать электронную базу при медучреждениях, обеспечив последние современным информационным и диагностическим оборудованием. Не ждать, например, HOLDER в течение двух месяцев. Это позволит избежать ожиданий на приёме у врачей, очередей в регистратуре и т.д.
Выработать перспективный долгосрочный архитектурный план города, не занимаясь урыванием кусков ещё не захваченной земли (по устоявшимся лекалам) под точечное строительство. Таким же образом подойти к реализации дорожного строительства и ремонту, а также возведению жилого фонда для нужд горожан. Построить как минимум 2 моста, обеспечивающих переезд через железную дорогу, разделяющих город на 2 части. Спланировать систему бесперебойной подачи питьевой воды. Для этого создать на горе комплекс резервуаров-накопителей, оборудованных системами очистки.
Добиться передачи всех налогов, собираемых в городе, в ведение муниципалитета и для нужд города с проведением строжайшего аудита освоенных средств в конце финансового года. Подчинить городу все службы по сбору налогов по коммунальным услугам, газу, воде и т.д. городскому ведению. Пресловутую мусорную программу и её финансирование передать городу и её службам, усовершенствовав их организационно и технически.
Создать благоприятные условия для частной инициативы, если она даёт новые рабочие места. Строго следить за уровнем заработной платы трудящихся как в бюджетном, так и в частном секторе с учётом 8-часового рабочего дня и выплатой всех социальных пособий и отчислений согласно трудовому законодательству. Открыть при администрации города юридический отдел бесплатной правовой помощи гражданам. Привести заработную плату как минимум к средней по РД, а лучше по всей России в целом.
С точки зрения перспективного развития города я бы поставил вопрос о переносе участка федеральной шоссейной трассы от речки Количи до поселка Первомайск по верху, по горе. Тем самым передав её нынешний отрезок городу для создания на нём благоустроенного жилого проспекта, что позволит решить задачи как жилищного строительства, так и строительства объектов социального назначения (школы, детсады, клубы, спортивные сооружения и т.д).
Можно ли всё реализовать? Думаю, да. Были бы желание и воля горожан.
От редакции. Избербаш в последнее время лихорадит. Происходит это отчасти и от того, что к руководству города приходят не те, чьи программы, идеи побеждают, а люди, у кого есть финансовые и административные ресурсы. Изменится ли ситуация на сей раз? И понимают ли претенденты на кресло мэра, какие проблемы им придется решать? Если другие кандидаты захотят высказаться по этому вопросу, обнародовать свое видение решения городских проблем, редакция готова предоставить им место под новой рубрикой.