Избиратель ждет внимания к себе
Сын в этом году будет голосовать впервые. Спрашиваю, знает ли он, где находится избирательный участок, где он должен голосовать? Включен ли он вообще в списки избирателей? Не знает. Наверное, как и многие его сверстники.
Вспоминаю время, когда сам был в таком возрасте. Тогда к нам домой приходили агитаторы, приносили бумажку с номером, под которым числится в списке тот или иной избиратель. Затем приходили политинформаторы, рассказывали, какие выборы проходят, за кого нужно голосовать. Согласен, тогда была одна партия, да и на каждое депутатское место претендовал чаще всего один кандидат. Тут речь идет о том, как с избирателями тогда работали ответственные за выборы люди.
Сегодня выборы – будь то президента, парламента страны, местных органов – скучными не назовешь. Тут тебе на выбор целая дюжина политических партий, да и число желающих занять кресло главы государства почти с десяток. Но при этом с каждым годом интерес к выборам снижается. Одна из причин этого видится именно в том, что ослабла адресная работа с избирателем.
Конечно же, я подскажу сыну, где ему предстоит голосовать, если будут другие вопросы – отвечу и на них. Но меня не покидает сомнение: почему я буду это делать? Где участковые комиссии, где доверенные лица кандидатов? Где те же волонтеры? Где работа людей, получающих на избирательную кампанию немалые деньги? В чем она, их работа, заключается, если в списки избирателей попадают даже люди, которых уже нет в этом бренном мире?
Представители республиканского Избиркома регулярно встречаются со СМИ, обсуждают вопросы информирования избирателей о предстоящих выборах Президента РФ, разъясняют те или иные положения избирательной кампании. Да, газеты, телевидение, радио расскажут о них, а также о новых технологиях, применяемых при голосовании. Но сейчас настали такие времена, когда молодежь не только газет не читает, даже и телевизор не всегда смотрит. Ее окончательно опутала всемирная паутина. Поэтому призывы СМИ, их разъяснения могут остаться и неуслышанными. Вот почему нужна адресная работа, вот почему основная нагрузка ложится на территориальные и участковые избирательные комиссии.
Кто-то может возразить, мол, трудно дойти до каждого из полутора миллионов дагестанских избирателей. Таких пессимистов можно отослать к информации РИА «Новый День». Агентство приводит слова председателя Мосгоризбиркома Валентина Горбунова о том, что столичная избирательная комиссия и центры госуслуг Москвы запустили совместный проект по информированию москвичей. По его словам, этот проект предусматривает возможность дважды дойти до каждой квартиры, рассказать о предстоящих выборах, о возможностях проголосовать не только по месту регистрации, но и по фактическому месту жительства.
Предполагается, что в первое посещение работники центров госуслуг и члены участковых избирательных комиссий (УИК) проинформируют избирателей о президентской кампании и сообщат о возможности голосования по месту нахождения, а также определят потребности в голосовании на дому или не по адресу регистрации. Во второй визит избирателю принесут приглашение на выборы, а также помогут в случае необходимости выбрать наиболее удобный избирательный участок и осуществить все необходимые действия для реализации права голосования по месту нахождения.
Глава Мосгоризбиркома также отметил, что подобная кампания по информированию избирателей будет проходить впервые. «Раньше были объявления в подъездах, приглашения в почтовых ящиках. Теперь мы попытаемся дойти до каждой квартиры. Многим избирателям нужно такое человеческое общение», – сказал Горбунов.
И это в Москве, где населения в четыре-пять раз больше, чем в Дагестане. Можно ведь, если есть желание. А у нас даже объявления в подъездах не вывешивают, не говоря о почтовых ящиках, которых во многих не только новых домах, но и в старых попросту нет. Подобная адресная работа в эту избирательную кампанию тем более нужна, учитывая, что сейчас открепительные удостоверения отменены. В любом городе примерно 10-20 процентов населения фактически проживает не по месту регистрации. Как утверждают эксперты, в Махачкале живут примерно 300 тысяч человек, зарегистрированных в других населенных пунктах, поэтому им нужно дать возможность проголосовать там, где они фактически проживают. Такую возможность они имеют. Но знают? И кто им должен об этом сказать? СМИ? О том, что публикации и сюжеты могут остаться непрочитанными и непросмотренными, можно сказать и второй раз. Чтобы дошло до людей, ответственных за выборы.
В ЦИК уже поступают жалобы-предостережения из Дагестана, что на предстоящих выборах может быть использован административный ресурс. Председатель ЦИК Элла Памфилова обещала прислать в нашу республику рабочую группу, чтобы разобраться в этих жалобах.
По большому счету, технические новшества должны оградить избирательный процесс от фальсификаций. Как утверждают специалисты, сейчас многие участки получили оптические сканеры для считывания данных с бюллетеней. А процесс голосования станет прозрачным буквально — на многих участках урны будут прозрачными. А еще и веб-камеры. Наблюдатели. Всё это, а также высокая явка избирателей должны выбить почву из-под ног тех, кто уже сегодня говорит о нелигитимности предстоящих выборов.