Карабах: статус-кво
Столкновения между Арменией и Азербайджаном в противостоянии за Нагорный Карабах на протяжении длительного времени то затухали, то вновь возникали, приводя в действие механизм локальных конфликтов, регулируемых извне.
В очередной раз в Армении, официально отказавшейся от территориальных претензий к Нагорному Карабаху, прошли антиправительственные демонстрации с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна. В это же время президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявив о достижении целей антитеррористической операции на спорной территории, рассказал о готовящемся мирном договоре между Ереваном и Баку, в том числе и по Карабахскому вопросу.
Напомним, уже спустя 3–4 часа после начала боевых действий власти НКР затребовали переговоры, а уже на следующий день сообщили, что при посредничестве российских миротворцев достигнута договоренность о прекращении огня и разоружении. А Пашинян пообещал не предпринимать непросчитанных резких шагов, опровергнув мнение, что армянская армия присутствует в Карабахе. Более того, сразу после начала боевых действий Армения обратилась к членам Совбеза ООН и, что очень важно, к российским миротворцам с просьбой принять меры для прекращения огня.
Давая оценку переговорному процессу, российские аналитики отмечают, что конфликт в Нагорном Карабахе, длящийся больше тридцати лет, можно считать завершенным. Вопрос только в том, как будет проходить интеграция карабахских армян в общество Азербайджана, как миротворцы намерены помогать выходить из Карабаха оставшимся местным силовикам и жителям, пожелавшим покинуть регион.
Ситуация ведь и впрямь была накалена до предела, результатом чего стала гибель нескольких российских миротворцев, подвергшихся обстрелу. Но россияне продолжали выполнять задачи в зоне вооруженного конфликта, в частности, занимаясь эвакуацией гражданского населения, контролируя соблюдение норм международного гуманитарного права.
Далеко не весь армянский народ одурманен русофобией, и он лучше самых хитроумных политиков понимает, кто истинный виновник происходящего. А засуетившийся Запад, опасаясь, что его ставленника Пашиняна может свергнуть оппозиция, подался в поиски удобной для себя новой политической фигуры, мол, самое время поддержать армянскую «демократию»
Эксперты, анализируя стремительный рывок со стороны Азербайджана, отмечают, что Армения потерпела как военное, так и дипломатическое поражение, поскольку никто из крупных политических мировых игроков не пожелал заступиться за Карабах. И в этом случае Пашиняну на переговорах с Алиевым пришлось признать Нагорный Карабах частью Азербайджана при условии обеспечения безопасности армянского населения.
Позже российский лидер Путин, комментируя обострение ситуации в Нагорном Карабахе, назвал это признание ключевым. «Если Армения признала Нагорный Карабах частью Азербайджана, то всё», – констатировал он, напомнив, что в свое время Россия прилагала немало усилий для сохранения под юрисдикцией Армении двух районов и всего Карабаха, но армянское руководство с этим не соглашалось и на вопрос, каким видится будущее Карабаха, отвечало: «Будем сражаться».
По словам Путина, дело не только в результатах последнего конфликта – речь идет о 44-дневной войне в Арцахе, а в том, что Армения, признав суверенитет Азербайджана над Карабахом, зафиксировала его на бумаге в своем Пражском заявлении. «Это состоялось, и это не наше решение, это решение армянского руководства», – уточнил Президент России, указав, что с учетом этого в Азербайджане настаивают, что теперь все вопросы по Карабаху должны обсуждаться с Баку на двусторонней основе. Одновременно российский Президент заявил на ВЭФ, что в наших отношениях проблем нет, поставив жирную точку в возможной дискуссии Запада об испорченных отношениях между Россией и Арменией.
Более чем ясная позиция. Что правда, то правда. Как и то, что нашлись «смельчаки», посчитавшие, что воевать с азербайджанской стороной должны были пойти русские парни, словно позабыв о многомиллионной армии армянской диаспоры по всему миру, обладающей огромными средствами, плюс немало граждан призывного возраста есть в самой Армении.
И все это происходило на фоне недавних рассуждений тех же армянских правителей о том, что ОДКБ – это не то, что Армении нужно. А еще там решили ратифицировать римский статус, по которому в соседней стране должен быть задержан Путин. К тому же супруга Пашиняна отправилась к нашим врагам на Украину, чтобы заявить о дружбе и поддержке. Тогда Пашинян, призвав не политизировать этот визит, пошел еще дальше, пригласив к себе армию США на учения. И с учетом всего этого могло показаться верхом наглости требовать от Москвы выполнения каких-либо обязательств, при этом выглядя в глазах россиян не очень красиво.
Да, комментируя ратификацию Арменией статуса международного уголовного права (МУС, выдавший ордер на арест Путина), Пашинян отметил, что с отношениями Армении и России ратификация никак не связана. Но так ли это на самом деле?
Надо отдать должное, далеко не весь армянский народ одурманен русофобией, и он лучше самых хитроумных политиков понимает, кто истинный виновник происходящего. Но осадок от двуличия армянского руководства надолго останется в душах россиян. А засуетившийся Запад, опасаясь, что его ставленника Пашиняна может свергнуть оппозиция, подался в поиски удобной для себя новой политической фигуры, мол, самое время поддержать армянскую «демократию».
А независимые эксперты вновь задаются вопросом, почему же супервлиятельная армянская система, контролирующая важнейшие государственные посты и огромные финансовые потоки, не желает сменить проамериканский режим, взявшись за убыточный регион, восстановив там экономику, подтянув в органы государственной власти толковых политиков, экономических менеджеров, предложив родной стороне заняться не протестными акциями, а хозяйством, промышленным производством… Это ведь гораздо продуктивнее, чем выполнять поручения покровителей из-за бугра. И вопрос этот пока остается риторическим.