Каспийская рыба как бренд республики
«Наша задача – ускорить развитие рыбной отрасли», – заявил Глава Дагестана Владимир Васильев на совещании, где рассматривалось состояние рыбной отрасли республики.
Он напомнил, что старшее поколение помнит селедку и каспийскую кильку, за которой люди стояли в очередях, это был один из брендов Советского Союза, и с сожалением отметил, что сегодня отрасль утрачена. При этом республика располагает огромным потенциалом, который пока не используется в полном объеме: «По итогам 2018 года вылов рыбы составил 7,1 тысячи тонн, при этом рекомендуемый наукой объем добычи составляет 112 тысяч тонн, из которых 95 тысяч тонн – килька. Как говорят специалисты, это потенциально востребованный продукт».
По словам Владимира Васильева, стратегически важными направлениями отрасли являются развитие аквакультуры, выращивание товарной рыбы в прудах и другие. Он обратил особое внимание на необходимость заниматься подготовкой специалистов для рыбной отрасли: «Та работа, которая сейчас проводится, обязательно приведет к результату, и скоро нам будут нужны хорошие специалисты, которые реализуют наш потенциал. Мы должны создать для них условия».
Также руководитель республики затронул проблему браконьерства, которая до сих пор остается крайне актуальной. Он подчеркнул, что в этом направлении проводится значительная работа и уже есть подвижки.
Глава Минприроды Дагестана Набиюла Карачаев констатировал, что в объемах добычи водных биоресурсов в Каспийском море и внутренних водоемах республики за последние годы наблюдается положительная динамика. Только в истекшем году в республике достигнут лучший за последние 11 лет показатель по добыче рыбы. Вместе с тем, уверен министр, в республике вылавливается в 5 раз больше рыбы, чем указано в официальных данных.
Он рассказал, что с целью увеличения объемов добычи рыбы в акватории Каспийского моря в 2018 году Минсельхозом России внесены изменения в правила рыболовства, что позволило расширить район промысла в южной части республики. Кроме того, для снижения объема неучтенного промысла и браконьерства в Каспийском море в текущем году принято постановление Правительства Дагестана об определении мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов. Помимо этого, по рекомендации рыбохозяйственной науки, постановлением республиканского Правительства от 6 апреля 2019 года из Красной книги Дагестана исключен каспийский рак, общий допустимый улов которого составит 15 тонн в год. «После внесения соответствующих изменений в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утверждаемые Минсельхозом России, наши рыбаки получат возможность в 2020 году добывать этот удивительный по своим вкусовым качествам деликатес», – пояснил Карачаев.
Рекомендованный научным институтом ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ») объем добычи резервных объектов промысла (кильки, сельди, кефали), по словам министра, составляет более 112 тысяч тонн, из которых 95 тысяч тонн – килька, но отсутствие современного рыбопромыслового флота и соответствующей логистической инфраструктуры не позволяет осуществлять промышленную добычу в необходимых объемах.
Особое внимание Набиюла Карачаев уделил состоянию рыбного порта республики: «В прошлом году начата реализация проекта по реконструкции и восстановлению рыбного терминала морского порта Махачкалы, что в совокупности с восстановлением рыбопромыслового флота позволит кратно увеличить объемы добычи рыбы.
Сегодня Махачкалинский рыбный порт в состоянии принимать рыболовецкие суда, и мы в состоянии организовать добычу рыбы в Каспийском море – 95 тысяч тонн кильки, 2,5 тысячи тонн кефали, 14 тысяч тонн сельди. Для этого Правительством Дагестана принято решение о приобретении двух маломерных судов. Деньги уже заложены на этот год, работа проводится».
Министр рассказал, что принято решение провести разведку в Каспийском море, изучить, есть ли тот объем, который нам дает наука. «Нами принято решение перерабатывать кильку на территории Дагестана. В настоящее время ведутся переговоры по данному поводу с одной из компаний, которая готова выделить порядка 150 млн рублей, создать 250 рабочих мест. Определена территория для строительства соответствующего завода. Кроме того, эта компания перебросит к нам в июне несколько судов, и уже 1 июля мы готовы запустить одно судно, которое может принять 200 тонн рыбы. Мы договорились, что сами выйдем на этом судне в море на два дня, если объемы подтвердятся, то через месяц прибудет еще одно судно, которое будет брать 120 тонн. Затем в начале 2020 года еще четыре судна прибудут из Краснодарского края. Таким образом, будут работать шесть судов. Мы готовы к 2020 году ловить 50 тысяч тонн кильки, выпускать консервы. Кроме того, этой же компанией планируется вложить 300 млн рублей и создать дополнительно 75 рабочих мест. Компания на днях будет зарегистрирована на территории республики», — подчеркнул он.
Среди перспективных направлений рыбной отрасли Карачаев назвал развитие аквакультуры. Отмечалось, что порядка 80% рыбоводных хозяйств традиционно используют прудовый метод выращивания. «Основной проблемой развития прудового рыбоводства в республике является недостаточная обеспеченность водой ввиду высокой заиленности подпитывающих каналов. За 2017-2018 годы введено в оборот 10 тысяч гектаров прудовых площадей, которые зарыблены 12 млн личинок. При минимальной нормативной продуктивности это обеспечит увеличение производства продукции аквакультуры на 3500 тонн», – считает министр.
По его мнению, успешное развитие аквакультуры невозможно без формирования собственной базы по производству рыбопосадочного материала. Для решения этой задачи в 2017-2018 годах на базе флагмана Дагестанского прудового рыбоводства (ООО «Широкольский рыбокомбинат») была организована работа по бурению двух геотермальных скважин, что позволило обеспечить производство до 100 млн личинок растительноядных рыб, карпа и осетровых ежегодно. Кроме того, удалось увеличить темпы производства осетрины и черной икры в 2 раза.
Глава Дагестана привлек внимание специалистов на такое направление, как корм для рыб: «У нас есть проблемы с саранчой. В прошлом году вовремя сработали, она у нас не летала. Слышал, что есть где-то саранчовые фермы. Насекомое быстро вырастает, перерабатывает всякую зелень, получается протеиновая масса. По мнению специалистов, это лучший корм для рыбы. Может, найдутся люди или они уже есть, которые заинтересуются такими фермами? Надо посмотреть. Тогда у нас получится не только посадочный материал (мальки), но и замечательный корм».
В продолжение темы Набиюла Карачаев остановился на поступлениях налогов в бюджет от рыбной отрасли. Отмечалось, что в консолидированный бюджет по данному виду деятельности за 2018 год поступило в 5 раз больше платежей относительно 2017 года. Но здесь, уверен министр, возможности имеются значительные. Он рассказал, что ведомством проводится работа по решению проблемы неофициального трудоустройства. Только в прошлом году было создано 488 дополнительных рабочих мест. Кроме того, запросы в налоговую инспекцию и пограничную службу позволили выявить 602 рабочих места (рыбаки без регистрации выходят в море). В ближайший месяц, подчеркнул Карачаев, эти граждане будут официально приняты на работу.
Заместитель погрануправления ФСБ России в РД Вячеслав Игнатенко рассказал, что за последнее время наблюдается положительная тенденция в части борьбы с браконьерством. По мнению выступающего, успешному выполнению задач по охране водных биоресурсов способствовало создание и применение мобильных групп из числа наиболее подготовленных сотрудников инспекторского состава. В результате организованной работы за текущий период выявлено более 15 тысяч метров незаконно установленных орудий лова, восемь маломерных судов, выявлены четыре браконьерских базы-стоянки, составлены более 70 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов в размере свыше 200 тысяч рублей.
Игнатенко подчеркнул, что в настоящее время объектами браконьерства стали виды частиковых пород рыб, и эта проблема приобретает более значимый характер, чем борьба с незаконным промыслом осетра. Только в этом году в каналах изъято более 40 тонн незаконно выловленной рыбы. Причем, по его словам, нельзя сказать, что это только браконьеры-частники, среди них есть и те, кто официально занимается промыслом, то есть ведут деятельность в обход налогов и т.д. Данная проблема, по его словам, приобретает достаточно серьезный характер, которой их Управление сегодня занимается вплотную.
На совещании выступил также руководитель Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства Магомед Джафаров.