Когда слова подтверждаются делами
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
В этом рейтинге врио Главы Дагестана Владимир Васильев за январь-февраль сделал стремительный скачок. Если он в итоговом рейтинге за 2017 год был на 34-м месте, то по итогам первых двух месяцев этого года поднялся на 12-е место. В первую группу рейтинга никто из предыдущих руководителей нашей республики не попадал.
Как отмечают эксперты, такому взлету Владимира Васильева не помешал даже теракт в Кизляре. С его именем связывают начало всеобъемлющего очищения региональных элит. Аресты и отстранения чиновников различного ранга в подавляющем большинстве случаев воспринимаются экспертами положительно и связываются именно с его появлением в Дагестане.
В пользу Владимира Васильева в рассматриваемый период свидетельствовали не только «силовые действия» – его авторитет подняли и 3,2 млрд рублей, выделенных республике из федерального резервного фонда. Большую активность продемонстрировал он в поиске новых инвестиций и продвижении экономических проектов.
Политконсультант, общественный деятель Арсен Абдурагимов называет деятельность Владимира Васильева целенаправленной работой над ошибками своего предшественника. Приступив к своим обязанностям, новый руководитель чётко дал понять местному правительству: работать надо на благо населения республики! Он начал поэтапную работу. С первых дней вник в ситуацию, прочувствовал народное негодование на фоне социально-экономического положения, принял соответствующие меры и дал ясные наказы правительству.
Как отмечает эксперт, жители Дагестана полностью одобряют его начинания. В Дагестане уже возбуждено около 70 уголовных дел в рамках борьбы с коррупцией. Арсен Абдурагимов приводит и такую основополагающую деталь в менталитете дагестанцев: наш народ не любит лгунов, особенно в руководстве! А новая команда пока демонстрирует единство слов и действий.
«К сожалению, – говорит эксперт, – не всем нравится жизнь в правовом поле. О чём свидетельствует позорная провокация, совершенная бандитами в Кизляре. Ни одна религия мира не поддерживает убийство людей. И своей выходкой нелюди затронули чувства всех верующих – ибо Бог один. Сначала по Воле Всевышнего мы рождаемся, а потом уже становимся мусульманином, христианином, буддистом, иудеем. Вопреки грязным замыслам террористов, Дагестан сплотился ещё сильнее».
Другой эксперт, главный экономист Фонда «Реальная политика» Халил Халилов отмечает, что текущая антикоррупционная кампания в Дагестане скорее всего скажется на эффективности работы государственных структур в вопросах противодействия боевикам. По мнению эксперта, эффективность борьбы с сетевой пропагандой ИГИЛ и системами дистанционной вербовки последователей на данный момент оценить трудно, хотя вполне очевидны попытки российских спецслужб усилить контроль за социальными сетями и закрытыми каналами обмена информацией. «Известно, – отмечает Халил Халилов, – что «кизлярский стрелок» активно пользовался Telegram, общался там, снимал видео для этого канала. Вполне возможно, что именно там его надоумили пойти на такое подлое, позорное преступление, не имеющее аналога в череде современных конфликтов на Кавказе. Откуда такая «новизна»? Вполне предусматривается направленность удара на эффективную антикоррупционную политику в республике, проводимую Васильевым. Всё ещё очень много кланов и криминальных лиц, которые надеются переключить усилия нового руководства республики от «коврового» переформатирования республики в правовое поле России».
По мнению эксперта, за последние десятилетия всё, что происходило в нашей республике, шло по одному и тому же сюжету: сильные кланы захватывали ресурсы. Но при таком обилии народов в республике сильные кланы суммарно все равно оказываются в меньшинстве по отношению ко всем остальным. Поэтому основным оставался старый добрый принцип: разделяй и властвуй. А попытки посадить местных и знающих реалии специалистов заканчивались одинаково: либо руководитель поддерживал сложившуюся систему управления, либо становился для нее изгоем.
Васильев – ничей. Не местный. Стало быть, вне кланов. А потому поддержку он имел исключительно в центре. Вероятно, у него есть право прямого выхода на самых высших лиц страны. На Северном Кавказе такого уровня отношения с центром имеет только Кадыров. Но за четыре месяца работы в Дагестане он приобрёл широкую поддержку и у местного населения. Все это, по мнению эксперта, даёт ему полный карт-бланш на управление антикризисного характера, однако проблема всех антикризисных сценариев – в их ограниченности по времени. Их очень опасно «передерживать», лекарство может быстро превратиться в яд. «И это очень даже понимает Владимир Васильев, – утверждает Халил Халилов. – Он уже торопит себя и свою команду с результатами работы на ниве улучшения благосостояния простых граждан. И за четыре месяца ему нужно было не только разрушить десятилетиями созданную кланово-преступную систему управления республики во всех сферах жизнедеятельности, но и начинать выстраивать ориентиры дальнейших действий, выбор стратегии и тактики, в конце концов найти людей для новой профессиональной команды технократов».
По сложности и объёму выполняемой им работы деятельность Васильева эксперт оценивает на уровне первой тройки лидеров рейтинга регионов, при этом понимая, что сегодня закладывается огромный потенциал для возможного будущего рывка в развитии республики.