Вспомним, как дагестанские делегации то во главе с руководителем республики Сергеем Меликовым, то во главе со спикером парламента Зауром Аскендеровым, то под руководством премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова бывали в соседнем государстве, как заключались соглашения о социально-экономическом, торговом партнёрстве, о межпарламентском сотрудничестве. Азербайджанские специалисты намеревались развивать у нас производство овощей в открытом и закрытом грунтах, делиться опытом в садоводстве. Словом, развивать всё то, что должно быть между добрыми соседями.
Но в этот закономерный процесс вмешался его величество случай, который охладил отношения между странами. Речь идёт об авиакатастрофе самолёта AZAL в Актау в декабре 2024 года. Еще до полного выяснения отношений Баку обвинил в этом нашу страну. Напряжённость в отношениях между Москвой и Баку начала нарастать: в ход пошли санкции против наших СМИ и закрытие Русского дома. Летом были арестованы в Екатеринбурге уроженцы Азербайджана. Россия уничтожила топливные терминалы, обеспечивающие ВСУ энергоносителями, в том числе и с азербайджанской нефтью. Хотя было понятно: ни России, ни Азербайджану напряжённость не нужна. И точку в этом вопросе поставила встреча в Таджикистане руководителей наших стран.
Отвечая на вопросы журналистов по результатам трёхдневного пребывания в этой республике, Владимир Путин не согласился с тем, что был какой-то кризис межгосударственных отношений. Процитируем его слова: «Если бы это был кризис межгосударственных отношений, то тогда у нас не было бы роста торгово-экономических связей. А он, несмотря на всё, что мы видели, с чем мы столкнулись, всё-таки рост – и значительный рост – продолжился. Какой же это кризис межгосударственных отношений?
Я бы сказал, что это скорее всего кризис эмоций был. И понятно почему. Потому что мы столкнулись с очень тяжёлым событием, трагическим событием – гибелью самолёта и пассажиров его. Поэтому надо было спокойно разобраться, нам нужно было время для того, чтобы с этим разобраться».
По словам главы Российского государства, нужно было провести очень сложные технические экспертизы, найти так называемые «чёрные ящики», их расшифровать. Нужно было сопоставить все данные, которые следствие получало от Министерства обороны, проверить сведения диспетчерских служб России и Казахстана. Это требует большого, напряжённого, очень ответственного и профессионального труда.
«Я сам, когда учился на юридическом факультете Ленинградского университета, практику проходил в транспортной прокуратуре, в том числе был прикреплён к следователю, который вёл такие дела. Я знаю, что это такое, понимаете. Это очень кропотливая, скучная на первый взгляд работа, в которой нельзя допускать ошибок.
Но в конце концов мы это сделали, мы договаривались с Ильхамом Гейдаровичем, что мы будем делать всё для того, чтобы это расследование было проведено объективно. Сейчас следствие завершается, в целом всё понятно. Есть какие-то ещё, может быть, детали, тонкости там, которые специалисты должны оформить соответствующим образом. Об этом мы вчера с Президентом Азербайджана и говорили», – сказал Владимир Путин.
Что же стало понятно, почему случилась эта катастрофа? Владимир Путин рассказал Ильхаму Алиеву, что в день трагедии три украинских беспилотника пересекли границу Российской Федерации. Произошёл технический сбой российской системы ПВО: две выпущенные ракеты не поразили самолет напрямую, иначе он бы рухнул на месте, а взорвались в нескольких метрах от борта. Именно поэтому пилот и воспринял это как столкновение со стаей птиц, о чем он и сообщил российским диспетчерам. И это все зафиксировано в так называемых «черных ящиках».
Самолету, добавил Президент, предлагали совершить посадку в Махачкале, но пилот принял решение вернуться в аэропорт базирования, а потом – в Казахстан. Там и произошла катастрофа.
«Очень надеюсь, что мы эту страницу перевернули, пойдём дальше и без всяких осложнений будем развивать наши контакты и реализовывать те большие, действительно большие планы, которые есть у обеих стран и в логистике, и в промышленной кооперации, и, кстати говоря, в гуманитарной сфере тоже».
Думаю, что, услышав такие слова, многие как в России, так и в Азербайджане вздохнули с облегчением. Потому что международная обстановка такова, что коллективный Запад обложил Россию и дружественные ей страны всевозможными санкциями. В этой ситуации зарождается международный транспортный коридор «Север – Юг», который проходит в том числе и по территории Азербайджана. И Запад, конечно же, сделает всё возможное, чтобы противодействовать реализации этого плана. Создаётся впечатление, что в соседнем государстве поняли, что им выгоднее поддержать зарождающийся в муках многополярный мир, а не идти в фарватере Запада.