Консолидация: опыт и перспективы
8:31 26.05.10
0
Рубрика: Политика
Как известно, у Б. Ельцина не было сколько-нибудь продуманной национальной политики. Он был человеком настроения и своей устойчивой позиции, в особенности по социально-политическим вопросам, не имел. Как признались впоследствии «демократы» его ближайшего окружения, по существу они определяли направленность его действий и мысли. По их словам, достаточно было похвалить его и подсказать ему идею, чтобы он шел как танк. Так была, видимо, подана идея о выгодности для него развала КПСС и СССР, и он грубо, бесцеремонно добивался этого. В этих же целях он призывал субъекты СССР и РСФСР провозгласить свой суверенитет. Его лозунгом был «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Он провозгласил и суверенитет России – будто она была чьей-то колонией. С этого начался парад суверенитетов в стране. Суверенитет провозгласили не только союзные и автономные республики, но и многие входящие в их территорию народы.
Большой размах приняла суверенизация и в Дагестане. Здесь возникли национальные движения, стремящиеся к этому. Особенно далеко зашло руководство кумыкского движения. Оно провозгласило создание кумыкской республики и ее исключительное право на владение своей землей, ее недрами, верховенство законов – «кумыкской республики» на всей ее территории, совершенно не учитывая, что это нереально и может привести только к обострению межнациональных отношений. В это время на той территории, которую они считали своей, много десятков лет стояли селения других дагестанских народов–переселенцев. В этой связи в Дагестане началась и ревизия общепризнанных и основанных на результатах переписи выводов о консолидации этнических групп с их родственными аварской и даргинской народностями.
Так, некоторые известные местные специалисты по национальному вопросу, доказывавшие в свое время в научных исследованиях и в средствах массовой информации консолидацию этнических групп аварцев и даргинцев со своими родственными народами, стали утверждать обратное, что не было никакой консолидации и такое мнение якобы было навязано этим народам и этническим группам руководителями республики из этих народов. Мы в одной из статей высмеивали эти утверждения. Получается, что подряд в периоды трех последних переписей руководители давали указание каждому гражданину из указанных этнических групп назвать себя аварцами и даргинцами. И представители некоторых этих этнических групп аварской народности попытались использовать эти измышления и утверждать, что они не аварцы, а самостоятельные народы. Не будет преувеличением сказать, что возникновение национальных движений и попытки некоторых этнических групп представить себя отдельными народами были скорее инициированы их лидерами в своих интересах. Эти попытки и суждения имели и продолжают иметь серьезные негативные последствия.
В этот самый сложный период руководителем республики стал Председатель Госсовета М.М.Магомедов.
Следует отметить, что тогда многие национальные движения имели свои вооруженные формирования. И в этих условиях межнациональные отношения ряда народов и отношения между легитимной властью и некоторыми национальными движениями стали принимать крайне напряженную форму. Понятно, что необдуманные поступки отдельных людей какой-нибудь стороны могли вызвать межнациональные конфликты, которые способны были перерасти в резню. Велись непрерывные переговоры со стороны властей с лидерами национальных движений, вступивших на крайний путь, но добиться урегулирования положения не удавалось.
В этих обстоятельствах Председатель Госсовета РД пошел тогда навстречу наиболее влиятельным представителям нацдвижений, предложив им должности в правительственных структурах и в других ведомствах. Многие дагестанцы выражали недовольство этим шагом Магомедова, и я считал тогда этот шаг неоправданным. Но после этого положение в республике резко изменилось, снялась напряженность, искры пожара потухли. Национальные движения пошли на убыль и постепенно замерли.
Осмысливая этот процесс, сегодня я не могу стоять на прежних позициях. Склонен думать, что это было мудрое решение М.М.Магомедова. Во-первых, была предотвращена реальная опасность гражданской, братоубийственной войны, и республика спасена от раскола по национальным признакам. Во-вторых, это решение дало возможность использовать энергию лидеров и авторитетных активистов движений в интересах продвижения решений многих вопросов жизни республики в тот сложный период. Ведь они были довольно влиятельными и популярными общественно-политическими деятелями республики. Будут и несогласные с моим мнением. Но тогда нужно хотя бы для себя выяснить, была ли другая возможность в той ситуации. А по нашему убеждению, тогда ее не было. Думаю, что ради урегулирования той опасности для жизни десятков тысяч людей и сохранения мира в республике можно и нужно было пойти на такие уступки, которые недопустимы в нормальных условиях. Когда я обменялся мнением с некоторыми бывшими и нынешними руководящими работниками республики, они полностью поддержали мое мнение и назвали ряд других аналогичных случаев.
Такой экскурс в прошлое я сделал не случайно. Негативные последствия ельцинской политики и указанных обстоятельств еще полностью не преодолены. В последние годы межнациональные отношения вновь обострились, и оживилась деятельность ряда национальных движений, которые в своих требованиях не всегда учитывают интересы других народов. Анализируя события постсоветского периода в Дагестане, можно без преувеличения сказать, что национальный вопрос становится все более сложным и трудно регулируемым.
В этом вопросе расстановка кадров остается наиболее болезненной проблемой. Нередки случаи, когда работники, освобожденные с должности по той или иной причине, в том числе объективной, связывают свое освобождение с неуважением к его национальности. Так рассуждают также иные из тех, кому не удалось устроиться на работу вообще и на чиновничью должность в особенности. Разумеется, что невозможно всех трудоустроить, тем более на чиновничьих должностях и особенно в наше кризисное время. Поэтому невозможно полностью устранить недовольство по этому вопросу.
Вместе с тем нельзя сказать, что у нас во всех структурах кадры расставлены или расставляются с учетом профессионализма, делового качества и некоррумпированности. Все эти обстоятельства обязывают руководство республики постоянно заниматься кадровыми вопросами и ввести принцип ротации. А у нас, если кому-то удалось каким-то способом выдвинуться, то он остается в номенклатуре до ухода на пенсию. И люди правильно спрашивают: что, они самые лучшие и нет больше хотя бы равных с ними среди других категорий населения?
Изучение служебных действий, реакций на разные обстоятельства и психологический настрой руководителей властных структур показывает, что после второго избрания или назначения они в своем большинстве ведут себя как полноправные хозяева руководимого ими учреждения или предприятия, иные из них не дают даже отчет своим действиям, так как уже уверовали в свою непогрешимость. Своих замов они превращают в безропотных исполнителей их воли.
Есть еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание рядовые люди, – руководители правительственных структур быстро зазнаются, забывают, что они назначены для решения проблем, волнующих население. Между тем бывает невозможно месяцами и даже годами попасть ко многим из них на прием. Если удается дозвониться до приемной, то не соединяют с руководителями. Об этом люди писали на телевидение и в газеты. Общепризнанно, что чем выше уровень внутренней культуры человека, тем он проще и доступнее, а уровень культуры в первую очередь определяется отношением к другому, не родному и не близкому человеку.
Это положение с приемом населения высшими чиновниками известно почти всем дагестанцам, в том числе нынешним новым руководителям республики. Они молодые, энергичные и могут взяться решительно за изменение положения в республике, в том числе с приемом населения. Новый президент заявил при вступлении в должность, что будет решительно искоренять все антиобщественные проявления. И народ ждет этого.
Вместе с тем население республики должно знать, что решать многие вопросы правительству стало сложнее. Не только правоохранительные органы, но и немало других служб республики стали федеральными. Заявление одного министра бывшему президенту РД, которое стало известно в городе: «Не вы меня назначали, не вам меня снимать» достаточно, чтобы понять, в чем сложности. Дело еще в том, что в центре руководителей федеральных служб в Дагестане по-настоящему не знают и не могут знать. К тому же руководители этих служб, как правило, устанавливают с центром хорошие личные отношения.
Отметим, хотя общеизвестно, что одними административными мерами невозможно решить многие вопросы и даже добиться того, чтобы население правильно поняло принимаемые меры, поддерживало и содействовало их реализации. Для этого необходимо, чтобы они сопровождались широкой и убедительной разъяснительной работой. К сожалению, такой работы не было и нет. Более того, она недооценивается в условиях рыночной экономики. В правительственной структуре республики есть два органа (министерство по национальной политике и информационное управление при президенте), которые призваны заниматься этими вопросами. К нашей радости, во главу обеих органов назначены вполне подготовленные и имеющие солидный опыт люди. Они хорошие идеологи. Но могут ли они широко развернуть агитационно-разъяснительную работу во всей республике? Практика этих органов до сих пор состояла в том, что их представители выезжали для разъяснения и урегулирования возникших проблем и конфликтов. В этом, видимо, и состоит главным образом их призвание.
А важно уметь прогнозировать и успевать урегулировать вопросы до конфликтов.
Нам представляется, что нужно прежде всего осознать, что широкая разъяснительная и пропагандистская работа крайне важна для многонационального Дагестана. Может быть, целесообразно создать при президенте и администрациях городов и районов группы пропагандистов из высоко теоретически и методически подготовленных людей, прежде всего из опытных ученых и преподавателей, которые могли бы на надлежащем уровне и убедительно разъяснить вопросы. Но отнестись к этому вопросу нужно не формально. Опыт последних лет показывает, во что обходится нам формальное отношение к любому делу.
Важно при этом учесть и то, что телевидение и некоторые органы печати иногда необъективно и даже превратно информируют людей и создают зачастую неверное мнение населения. Не мешало бы изучить опыт Советской власти в этом вопросе и заимствовать из него то, что возможно и приемлемо в наших условиях.
0
8:31 26.05.10
Статьи из рубрики «Политика»
-
Правительство
История газеты возвращает в прошлое →
«Дагестанская правда» отметила 105-летие со дня выхода в свет первого номера газеты. На мероприятие в Дом...
11
8 часов назад
-
В мире начинается новый виток эскалации. Вот и Вашингтон в очередной раз пригрозил Москве катастрофическими...
16
8 часов назад
-
Как уже писала «Дагестанская правда», на прямую линию Главы Дагестана, прошедшую 25 января этого года,...
22
1 день назад
-
Розы на танке: атака на войну →
Война никогда не приносит быстрой победы, тем более та, которую ежедневно «подкармливают» самым современным...
39
10:01 23.03.23
-
Справедливость и равенство в мире →
Как известно, китайцы многие вещи выражают через символы. Какие же символы и знаки подали руководители Китая...
25
9:50 22.03.23
-
Правительство
Заместитель Председателя Правительства Дагестана Абдурахман Махмудов по поручению Абдулмуслима...
27
10:31 21.03.23