X
08:04 19.03.2020

Коронавирус, кризис и «где наша не пропадала»

Экономическая нестабильность, коронавирус, охватившие мир, внесли настоящую сумятицу в и без того тревожную кризисную пору. Лихорадит фондовые рынки, и даже в более чем благополучных США торги завершились крупнейшим за последние десятилетия падением индексов. Такая же картина наблюдается даже в самых самодостаточных европейских и азиатских государствах.

Обескровленные, притихшие торговые биржи не в состоянии оправиться от очередного мирового кризиса, не просто на какое-то время охватившего мир, но болезненно непредсказуемого. И виной тому всё более обесценивающийся баррель нефти и коронавирус, напугавший мир симптомами смертоносной эпидемии. Аналитики уже предсказывают более чем серьезный планетарный дефолт.

Сложная ситуация сложилась и в более чем сорока крупнейших российских банках. Да, Центробанк уверяет россиян, что готов принять первый удар кризиса. Но где наша не пропадала, справимся и с этим, отмахиваются скептики. Но, по правде сказать, инфляционные удары, и без того досаждающие россиянам, вызывают некоторые опасения.

Парадокс сложившегося положения вещей заключается в том, что распространение коронавируса полностью смешало карты в мире, поставив в тупик благополучные страны, столкнувшиеся с тем, что пустеющие города-призраки словно напоминание о, казалось бы, ушедших в глубину веков предсказаниях о гибели планеты, а еще усиленно нагнетаемый страх.

Снижение до катастрофических размеров котировок на нефтяных рынках, низкая стоимость барреля нефти продолжают пугать страны-экспортеры. Снижение спроса на черное золото из-за невесть откуда взявшегося вируса, развал сделки ОПЕК здорово подкосили ситуацию на нефтяном рынке. Ее участники не смогли согласовать новые условия, что угрожает существованию самой организации. В то же время США очень уж уверенно заявляют, что возникшая ситуация на руку ее близкому партнеру, Саудовской Аравии, рассчитывающей на часть российской доли на нефтяном рынке. В ответ российский Минфин заявляет, что капиталов, накопленных в Фонде национального благосостояния, хватит, чтобы сохранить стабильный бюджет, даже если цена на нефть опустится до 25 долларов за баррель и останется таковой продолжительное время. А Сбербанк России уверенно предложил учесть не только колебания рынка нефти, но и возможные вспышки коронавируса, поскольку, согласно прогнозу специалистов финансовой организации, возможны две волны эпидемии – весенняя и осенняя. На что эксперты вполне резонно язвят, что, мол, банковские бонзы поднаторели в здоровьесберегающих технологиях, тогда как, к примеру, медики вряд ли могут столь профессионально обсуждать возможный курс валют и состояние индексов.

если воспринимать экономическую действительность исходя из быстрых решений, то спасти цены на нефть может эффективная борьба с эпидемией коронавируса

Между тем аналитики считают, что в условиях мирового кризиса многое зависит и от того, насколько поворотливой окажется новая команда российского правительства. Наш премьер-министр получил первый серьезный урок в борьбе за место под солнцем. Пока же, отмечают эксперты, финансовые, нефтяные рынки отыграли развал сделки ОПЕК и рубль снизился, и неясно пока, насколько длительной может оставаться такая ситуация.

Как известно, российский бюджет сверстан исходя из стоимости нефти. И кто бы спорил, что эти изменения могут негативно сказаться на дальнейшей финансовой политике в нашей стране. Так как же будет складываться ситуация и насколько резко начнут давить санкционная удавка и кризис на российский бюджет? Прогнозы разноречивые, но они нас не пугают. При этом прагматики убеждают, что к концу года ситуация выровняется, но и не исключают вероятности повышения ключевой ставки. А для ее более точного прогноза пока слишком мало вводных, к примеру, какой будет динамика цен на нефть в ближайшее время и насколько стабилен окажется инвестор, что немаловажно для заключения крупных сделок на близкую и дальнюю перспективу. Останутся ли в столь непростой реальности «священной коровой» нацпроекты? Подвергнутся ли они сокращению финансирования?

Премьер Мишустин заявил, что не допустит этого. А как на самом деле будут развиваться события? И хотя никто пока не решается назвать ситуацию кризисной, но понятно, что времена нас ждут напряженные с точки зрения труднорешаемых экономических, политических задач, непопулярных законов.

Так как быть? Или все же поверить оптимистичным прогнозам Сбербанка, призывающего население не заморачиваться и заявляющего, что первая реакция рынка на валютные колебания скорее эмоциональная, чем базирующаяся на реальных расчетах, и поводов для паники нет? Ему вторят эксперты, предсказывая конец скачкообразным ценам на нефть, ссылаясь на долговременную цикличность, что может дать возможность для рокировок на биржевых торгах и не зависеть от злополучного коронавируса и колебаний нефти. И если воспринимать экономическую действительность исходя из быстрых решений, то спасти цены на нефть может, например, эффективная борьба с эпидемией коронавируса, сделки в рамках ОПЕК, полагая, что это, скорее, не основной, а один из механизмов обретения стабильности в мировой экономике. Реалисты-праг­матики предлагают не уповать на небеса, а трезво смотреть на вещи, исходя из возможностей наших внутренних резервов, смягчая кризисные явления, что может хоть как-то положительно отразиться на и без того скромном кошельке россиян.

Статьи из «Коронавирус»

Ковид по-прежнему с нами

168
Нет, все-таки история с ковидом ничему нас не научила: определенная часть населения привычно...