X

Лицом к лицу

Встреча Президента России Владимира Путина с его американским коллегой Дональдом Трампом – событие не меньшее по значимости, чем мировой футбол. Она еще более непредсказуема, считают эксперты, подогревая интерес к лидерам двух крупнейших держав, на протяжении ряда лет сохранявших, мягко говоря, натянутые отношения.

Никто не берется предугадать, что намерены обсуждать оба президента, хотя оговорены основные темы Хельсинкского саммита. Ясно одно – встреча эта должна состояться, и каждая из сторон четко осознает, что диалог, уравновешивающий позиции двух стран, необходим. Обстановка в мире настолько взрывоопасная, что, кажется, это понимают все. Более того, именно США инициировали встречу. И эксперты не берутся судить о том, геополитический ли это маневр самого Трампа или все же Штаты осознают, что прежние, устрашающие мир лекала неприменимы в торговых, завоевательных войнах. Но никто не сомневается, что на поверхности российско-американских отношений лежат вопросы, удерживающие хрупкий мир.

О серьезности намерений американской стороны свидетельствует и то, что договариваться об официальной встрече двух президентов в Москву приехал советник по национальной безопасности Джон Болтон. Очевидно, что визит чиновника столь высокого уровня с консервативной, республиканской позицией свидетельствует о существующем запросе на назревший, обоюдоострый для двусторонних отношений диалог. На встрече, где обсуждались проблемы двусторонних отношений, был затронут ряд международных вопросов, в том числе разоружения, конфликт в Сирии, украинский кризис.

Обсуждая предстоящую повестку, Путин напомнил, что российско-американские отношения находятся «не в самой лучшей форме». «Я об этом неоднократно публично говорил, считаю, что это в значительной степени результат острой внутриполитической борьбы в самих Соединенных Штатах». Однако, подчеркнул Владимир Путин, визит американского советника в Россию «вселяет надежду, что мы сможем сделать хотя бы первые шаги к восстановлению российско-американских отношений». Он также напомнил, что наша страна никогда не стремилась к конфронтации.

Обсуждая круг предполагаемых тем предстоящей встречи, обе стороны затронули вопрос о вмешательстве России в президентские выборы США в 2016 году. Тема санкций на переговорах не поднималась, но нет сомнений, что она вызывает беспокойство в российско-американских отношениях. А это означает, что, скрестив рапиры, обе стороны уже вступили в бой. И борьба обещает быть напряженной, требующей высокого дипломатического искусства в «войне титанов».

Так чего же ждать нашей стране от Трампа, повязанного с Россией устойчивым убеждением самих Соединенных Штатов в том, что он – российский проект? Да он и сам, не пытаясь скрыть своих симпатий к России, не раз восхищался нашей страной и той же организацией чемпионата мира, на что в ответ Путин пообещал поделиться с Вашингтоном опытом организации ЧМ, который пройдет в 2026 году на территории США, Мексики.

Да, не стоит, конечно, заблуждаться на этот счет. Трамп ведь прежде всего бизнесмен. И он дальновидно ставит на крупнейшее на географической карте государство, не вырождающееся в буквальном смысле, как Старый свет, а скорее набирающее экономическую, политическую силу. И заявление американской стороны о необходимости нормализовать отношения с Россией говорит о многом. Но прежде всего о внутриполитическом кризисе в самих США. Сегодня эксперты всерьез поговаривают о том, что и дни Евросоюза сочтены. А это означает рождение уже другой политической «номенклатуры».

Трамп, вызывая противоречивые оценки, по сути и сегодня остается закрытым для американцев и для всего мира. Как и Путин, он пришел, чтобы изменить мир, и готов к решительным переменам вместе с российским лидером, так же, как и он. Изменить мир, оказавшийся в растерянности, увязший в мощных глобализационных процессах, завоевательных войнах, однополых браках, в той нетрадиционности, что некогда погубила великие империи, погрязшие в распутстве, шабаше вседозволенности, верховенстве не власти, а толпы.

В этом заложен глубокий смысл перемен, ожидающих человечество. Это чувствуют кожей граждане стран, входящих в «G-8». У них просто-таки истерика от того, что не удалось рассорить лидеров двух супердержав. Паника не только в самой Америке, но и в Великобритании, Германии. Они в неведении, как будет складываться ситуация в политическом мире, ВТО, и публично ссорятся со своим традиционным впередсмотрящим партнером – США, так или иначе пытающимися заставить Европу покупать дорогостоящий сжиженный газ.

Немало споров продолжает вызывать и «Северный поток-2», застрявший как кость в горле американцев. Но так или иначе центры силы смещаются, а политические союзы, играя на экономической обстановке в мире, блефуют, чуть ли не ежеминутно меняя вектор направленности, подогревая изнутри ситуацию в Евросоюзе, Совбезе ООН.

Но Трамп – сильный игрок, у него всегда в запасе козыри, и он, точно рассчитывая удар, может договориться хоть с чертом. Вместе с тем он не боится испортить отношения со своими союзниками, вводя пошлины на сталь и алюминий, презрев соглашения по иранской ядерной программе. Он отчаянный хулиган, устанавливающий свои правила игры. Но он также ясно и отчетливо представляет, что Россия – равноправный партнер и с ней необходимо обращаться аккуратно, не допуская ошибок. Возможно, встречаясь с Путиным, Трамп затронет вопрос по «Северному потоку-2». Ведь, как настоящий коммерсант, он хорошо считает, осознавая, что Россия от выгодного проекта отказываться не собирается.

Вот и влиятельный «Форбс» указывает на то, что одна из основных целей этого проекта – прекращение транзита газа через Украину, тогда бюджет Украины лишится десяти процентов поступлений. Понятное дело, что такой ущерб приведет к критической разбалансировке госбюджета, а значит, украинской экономики.

Понимает ли это Трамп? Вопрос Украины завис давно и, кроме головной боли, ничего другого не принес той же американской администрации. А если вспомнить, что президент США обронил фразу, что в Крыму живут русские люди (а это означает, что Крым – российский), то и вовсе рождаются мысли о том, что Украина больше не интересует Америку. Но не стоит опережать события.

Статьи из «Власть и общество»