Махачкала в новом статусе. Почему город лишился внутригородского деления

В свое время в ряде европейских городов была введена система, при которой внутри мегаполиса создали самостоятельные муниципальные образования – внутригородские округа. Новация продемонстрировала позитивные результаты, и опытом европейцев решили воспользоваться в нашей стране. Судя по всему, при этом не был учтен ряд, скажем так, ментальных особенностей, таких, к примеру, как коррупция (если говорить в целом о России) и клановость, когда речь идет о Дагестане в частности.
Напомним, в 2014 году в российское законодательство о местном самоуправлении был введен новый институт – городские округа с внутригородским делением. Модель оказалась востребована только в трех городах: Челябинске, Самаре и Махачкале. Эксперты в области городского управления считают, что со временем неэффективность модели указала на необходимость создания новых механизмов управления для дальнейшего развития. Челябинск уже успешно завершил процесс перехода к новой системе управления, в то время как Самара и Махачкала находятся на завершающих этапах этой процедуры.
Стоит пояснить, что основной причиной реформы статуса дагестанской столицы стало решение задачи декриминализации местных элит. Кроме того, был расчет на появление дополнительного ресурса депутатских кадров, готовых к использованию своих номинальных возможностей для реализации местных инициатив за счет наличия существенных финансовых ресурсов на уровне внутригородских районов.
По мнению некоторых экспертов, проведенное в Махачкале разграничение полномочий номинально увеличило объем возможностей внутригородских районов, но фактически сохранило дореформенную систему. Решение ключевых вопросов местного значения сохранилось на общегородском уровне. В то же время создание внутригородских районов существенно изменило кадровый расклад и стало механизмом смены управленческой элиты.
Автономии не получилось
В марте 2017 года портал «Клуб регионов» опубликовал анализ Комитета гражданских инициатив (КГИ), специалисты которого выявили, что реформа местного самоуправления, внедренная в Челябинске, Самаре и Махачкале, не достигла поставленных целей. Модель городских округов с внутригородским делением, по мнению экспертов, не привела к ожидаемой децентрализации власти.
В докладе КГИ «Опыт создания городских округов с внутригородским делением» отмечается, что увеличение числа депутатов, вызванное созданием районных советов, не обеспечило реального приближения власти к населению, так как избранные депутаты районного уровня не имеют достаточных ресурсов для влияния на управленческие решения. Например, в Челябинске число народных избранников возросло с 37 до 170 после реформы.

Над комплексным развитием города властям предстоит долго и кропотливо работать
В докладе также подчеркивается дублирование полномочий органов местного самоуправления и районных администраций, незначительное увеличение районных бюджетов по сравнению с дореформенными сметами районных администраций. Эксперты, такие как Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, считают дальнейшее развитие этой модели нецелесообразным, указывая на существование более эффективных механизмов децентрализации власти.
Кроме того, отмечено отсутствие положительных сдвигов в развитии городского хозяйства при существенной трате организационных ресурсов на реализацию модели, недостаточный уровень квалификации районных депутатов, громоздкая система нормативного правового регулирования.
Несмотря на недостатки, авторы доклада отметили и некоторые положительные аспекты реформы, такие как создание общественных палат районного уровня. Специалисты посчитали, что модель нуждается в доработке, предлагая, в частности, проводить референдумы для образования внутригородских районов или вводить территориальные представительные органы вместо районов.
В одни руки
На необходимость пересмотра системы управления столицей республики указал в Послании Народному Собранию РД Глава Дагестана Сергей Меликов в прошлом году: «Город Махачкала является одним из быстрорастущих мегаполисов страны, возникающие проблемы и современные вызовы в котором требуют оперативного реагирования. В связи с этим предлагаю парламенту подготовить предложения по реформированию системы управления Махачкалой, имея в виду централизацию управления».
Вопросов к управленцам в главном городе республики как со стороны руководства Дагестана, так и от жителей столицы с тех пор не стало меньше. Хаотичное строительство, захват территорий, нарастающие проблемы в организации дорожного движения – в отсутствие специалистов, способных вырабатывать дельные предложения…
Уже через год после оглашения Послания на одном из совещаний Сергей Меликов раскритиковал подходы армии столичных чиновников к собственным обязанностям. Глава республики обратил внимание и на алчность застройщиков, по-своему понимающих суть программы комплексного развития территорий (КРТ).
«Мы не успеваем объявить конкурс на проекты по комплексному развитию территории, как район, планируемый под эти цели, становится облеплен выданными разрешениями на строительство многоквартирных домов, которые будут использовать инфраструктуру, создаваемую для КРТ», – сказал Сергей Меликов.
Он подчеркнул, что, несмотря на неоднократные предупреждения, земли под незаконные стройки продолжают выдаваться. В дальнейшем там возводятся дома с многочисленными нарушениями.
«Я несколько лет говорю о незаконной стройке, неужели нельзя это направление укрепить? И почему постоянно меняются ответственные? Притом, что это самое проблемное и коррупциогенное направление в столице, волнующее население. Именно эта проблема порождает другие, в том числе с электричеством. Незаконно возведенные дома также незаконно подключаются к и без того ветхим сетям», – в очередной раз обратил внимание Глава республики.
Для решения существующих вопросов, уверен руководитель региона, необходима консолидация. Указав на большое количество заместителей у мэра Махачкалы, Сергей Меликов отметил, что при этом разграничение обязанностей неэффективное. «На мой взгляд, строительство, ЖКХ, архитектура и жилье должны быть в одних руках. Ну и так далее», – высказал мнение глава региона.
По его словам, чтобы исправить ситуацию в столице, ответственность должен нести весь руководящий состав мэрии. «Если сегодня мы не придем к какому-то пониманию, я с вами попрощаюсь. Со всеми! Вопросы ведь не вам задают на прямой линии, а мне. В том числе: почему нет остановок, почему дети в резиновых сапогах в школу ходят, а кашу развозят по школам в армейских термосах, почему во дворе строят коммерческий ларек, дома незаконно возводят.
40 лет назад, когда я получил офицерское звание, мне сказали, что за всё отвечает командир. Я этим принципом живу и сегодня: за всё отвечаю в Дагестане я. А где ваша ответственность? Ситуацию в Махачкале необходимо поменять! Столица должна стать локомотивом развития республики!» – озвучил ключевую задачу Сергей Меликов.
Глава республики указал и на то, что отсутствие конкретных полномочий у внутригородских районов приводит лишь к излишней бюрократизации межмуниципального взаимодействия.
Новый закон
26 апреля этого года Сергей Меликов подписал закон о преобразовании Махачкалы, который был одобрен Народным Собранием двумя днями ранее.
В соответствии с документом, столица региона утрачивает свой текущий статус городского округа, включающего внутреннее деление. Функции органов местного самоуправления, действующих в Ленинском, Кировском и Советском районах города, будут прекращены.
При этом сами районы не будут упразднены; административно-территориальное деление сохранится, учитывая исторически сложившиеся границы. В каждом районе будут функционировать территориальные подразделения городской администрации.
Парламентом, правительством и администрацией города были реализованы необходимые правовые и организационные меры для подготовки и последующего изменения статуса городского округа. Были организованы открытые общественные обсуждения, на которых большая часть жителей выразила поддержку предложенным изменениям.
Теперь Махачкала будет функционировать как городской округ без внутреннего деления. В устав города будут внесены соответствующие изменения до 19 июня 2025 года, а упразднение внутренних районов планируется завершить в течение полугода.
Согласно законодательству, в течение шестимесячного периода должны быть проведены выборы депутатов городского Собрания и мэра столицы. До вступления в должность избранного главы городского округа будет действовать переходный период.
Централизация власти
Преобразование Махачкалы обусловлено необходимостью обеспечить эффективную работу органов местного самоуправления города по решению вопросов местного значения, прокомментировал «ДП» врио министра Минюста Дагестана Сергей Караченцев.
«Двухуровневая система местного самоуправления порождала проблемы с распределением полномочий и ресурсов, что сказывалось на результатах деятельности органов местного самоуправления, которые подвергались обоснованной критике со стороны общественности. Принятый закон централизует власть в городе и повысит ответственность руководства Махачкалы за исполнение своих функций.
Для жителей данное преобразование не создаст никаких проблем. Упразднение внутригородских районов как самостоятельных муниципалитетов не влияет на само деление города на районы, просто теперь вместо самостоятельных администраций районов решение вопросов станут осуществлять территориальные органы администрации Махачкалы, которые будут подчинены непосредственно главе города и полностью подконтрольны городской администрации», – пояснил собеседник «Дагестанской правды».
Караченцев при этом подчеркнул, что централизованная система управления позволит консолидировать материальные и финансовые ресурсы, что положительно скажется на решении городских вопросов местного значения.
Статьи из «Политика»
Планы стали реальностью

Память не отдадим!

Наследники победителей

Грозная доблесть

Важнейшая миссия

Реагируя на вызовы времени

Мы пишем летопись Победы!

30 лет служения народу
