Механизм поправок – действенный
Наиболее востребованной темой в СМИ остается обсуждение поправок в российскую Конституцию. В дискуссию вовлечены эксперты, общественники, ученые-правоведы, принявшие участие в формировании пакета поправок и предложившие свои формулировки поправок, обогатив их своим неравнодушным отношением, желанием создать ту прочную основу, что даст возможность приблизить Основной Закон к повседневной жизни, которой живут россияне, создать такой правовой механизм, что позволит усилить вертикаль власти, создать гармоничное пространство, установив равноправный диалог между властью и гражданским обществом.
Работа над важнейшим документом страны идет. И мнения высказываются зачастую полярные, взаимоисключающие, но ведь в споре рождается истина. Редакция обратилась к доктору философских наук, профессору ДГУ Мухтару Яхьяеву с просьбой проанализировать конституционный поправочный пакет.
– Мухтар Яхьяевич, мы сегодня живем в России, где молодая демократия не сформировалась, с одной стороны, с другой – она пока в достаточной степени не соответствует критериям российской государственности, требующей иных политических стандартов, иного осмысления Конституции РФ, требующей обновления, подбора модернизированных критериев к отдельным ее статьям. Что, на ваш взгляд, может стать национальной идеей Конституции с точки зрения современных реалий?
— Главная проблема состоит в том, что формирующаяся политическая система по своей сути ориентирована на одновременное решение двух трудно совместимых задач: первая – защищать и обеспечивать интересы народа и страны; вторая – создавать средний класс, который провисает в социальной нише, так и не став движущей силой. И печальный опыт последних десятилетий современной истории наглядно свидетельствует об этом, невольно соглашаясь с мнением, что нельзя судить об эффективно развивающейся модели российской государственности, пока не заработает тот средний класс, которым сильно любое самодостаточное государство.
Анализируя тридцатилетний перестроечный период, можно прийти к выводу: Конституция РФ, составляющая основу российской политической системы, принятая в декабре 1993 года, не совсем отвечала современным вызовам. Тогда ею был установлен принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, сформировав на этой основе политическую систему по форме своего существования и функционирования, являющуюся сверхпрезидентской республикой.
Помнится, во время президентства Бориса Ельцина серьезных поправок в Конституцию не вносилось: изменялась только статья 65 (о составе субъектов РФ) в связи с изменениями наименований нескольких субъектов России. С избранием В. Путина президентом РФ в 2000 году эта же статья несколько раз поправлялась из-за переименования субъектов Федерации и процессов объединения российских регионов. Первые существенные изменения в действующую Конституцию были внесены во время руководства страной Д. Медведевым. Так был увеличен срок полномочий президента с четырех до шести лет; продлены полномочия депутатов Госдумы с четырех до пяти лет; введена норма, обязывающая Правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой. Путем модернизации системы выборов депутатов Госдумы были также проведены и некоторые другие правки российской политической системы.
– С возвращением Владимира Путина на пост президента в 2012 году усложняющаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране потребовала новых политических трансформаций.
– Попыткой ответа на это стало возвращение к выборам губернаторов и смешанной мажоритарно-пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу. Тогда эти новации были восприняты положительно, хотя многие оппоненты сочли это не чем иным, как политическим маневром, обусловленным текущим политическим положением страны. Анализ сегодняшних инициатив власти с конституционной реформой показывает, что она, власть, не просто ищет консенсуса, но и предпринимает реальные попытки по выравниванию конституционного поля, сохранению и увековечению принципов традиционного государства, национального богатства и национальных интересов страны. Об очевидности этого для большинства россиян говорят и социальные опросы, которые регулярно проводятся в России. И нельзя не обратить внимания и на то, что по тем же опросам 44% россиян выражают уверенность в том, что поправки нужны для совершенствования системы управления государством в интересах большинства населения.