X
08:56 20.11.2024

Махачкалу ждет оптимизация местного самоуправления

На тридцать седьмой сессии Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва, прошедшей в октябре, депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона «Об учете мнения населения городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Республики Дагестан по вопросу об изменении статуса городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Республики Дагестан в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением».

О чём речь? Давайте попробуем разобраться с историей этого воп­роса.

Как известно, Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который чаще называют законом о местном самоуправлении, предоставил субъектам Российской Федерации широкие полномочия. Но возможность делить города на внутригородские районы возникла после вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основной целью выделения данной формы организации муниципального управления стало приближение органов местного самоуправления к населению. Действительно, жителю города с каким-нибудь волнующим его вопросом значительно проще попасть на прием к районному главе или депутату, нежели к мэру города.

Вместе с тем субъекты РФ не спешили воспользоваться предоставленным им правом. Первым новшество внедрил Челябинск, затем его примеру последовала Самара, замкнула тройку Махачкала. Что интересно, других желающих последовать их примеру в нашей огромной стране не нашлось.

Почему? Какие преимущества и недостатки таило в себе деление города на муниципалитеты? И почему через 10 лет от этой затеи решили отказаться? На эту тему мы беседуем с Салимом Абдулкадыровым, директором Махачкалинской школы № 18, председателем Общественной палаты города.

– За эти 10 лет я видел, – говорит Салим Абдуразакович, – что благие намерения – улучшить связь власти и жителей мегаполиса – так и не были претворены в жизнь по нескольким причинам. Первая заключается в том, что какой-то орган можно наделить функциями, но если эти функции не обеспечить финансово, то они превращаются в формальность. Если же дробить не такие и большие финансовые средства, то их эффективность снижается, как и возможность контролировать их рациональное и целевое использование.

Вторая причина в том, что при делении города на районы между районными и городскими чиновниками возникают разногласия, происходит распыление, перекладывание ответственности. То есть значительно ухудшается возможность оперативного реагирования на те или иные проблемы.

Кроме того, внутригородское деление размывает и структуру представительных органов. Данный вид муниципальных образований призван служить инструментом «обратной связи» жителей города и городских властей. И создание внутригородских районов позволяет расширить представительство интересов населения городского округа посредством увеличения депутатского корпуса на районном уровне. Так утверждали его инициаторы.

Ну увеличили количество районных депутатов, а что дальше? Дальше каждый из трёх районов Махачкалы в городское Собрание делегируют по 15 депутатов. Но каждая группа депутатов будет, если образно выражаться, тянуть городское одеяло на свой район. К примеру, благоустройство общественных пространств, строительство социальных объектов, ремонт дорог производятся на средства из федерального бюджета. В каком районе города целесообразно потратить эти средства? Каждый скажет, что в том районе, где сам живёт. Хотя ситуация в другом месте может быть критичнее.

Городское хозяйство – это единый организм, для эффективного функционирования которого и нужен единый центр. За 10 лет и городские, и районные чиновники убедились в этом. Вот почему и решено отказаться от деления Махачкалы на отдельные муниципалитеты. Кстати, в Самаре также запущен процесс отказа от деления города на муниципальные районы, а в Челябинске этот процесс уже завершён.

С мнением Салима Абдулкадырова трудно не согласиться, ибо с распылением ответственности многие махачкалинцы не раз встречались. И раньше, до внутригородского деления, в Махачкале было три района, но они не были наделены функциями муниципалитетов. Главы районов имели своего рода статус заместителей мэра, и все вопросы решались из единого центра управления. Если какое-то решение приводит не к улучшению ситуации, а к обратному эффекту, то лучше и логичнее от него отказаться. И чем раньше, тем лучше.

Статьи из «Политика»

Важно, чтобы работа не была формальной

17
Вчера в Махачкале прошла сорок четвертая сессии...

Грозная доблесть

143
На уже полюбившейся всем махачкалинцам новой набережной в Редукторном поселке состоялось...

Важнейшая миссия

7
Всероссийская муниципальная премия «Служение» учреждена по поручению Президента в 2023 году....

Доверие народа надо оправдывать

65
Султан Хамзаев – один из самых активных депутатов...

Реагируя на вызовы времени

13
Торжественное мероприятие по случаю 30-летия НС Дагестана стало, пожалуй, одним из ярких...

Мы пишем летопись Победы!

56
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

30 лет служения народу

31
От эффективности законотворческой деятельности народных депутатов Дагестана во многом...

Реформа направленного действия

30
День местного самоуправления – российский...

Курсом развития

34
Сегодня, 18 апреля, исполняется 30 лет со дня начала работы Народного Собрания Республики...

Здравствуй, Согошка!

52
Участник СВО Сайгидмагомед вырос у меня на глазах. Я горжусь, что мои «Уроки доброты и...

Сердце матери

42
– Вай! – раздалось в телефоне, – Украина забрала моего сына…

В памяти народной

17
Знаменитой на весь мир песней «Журавли» композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова...