X

Местная власть: разговор начистоту

Реорганизация местной власти – штука серьезная. И одна из основных причин, послуживших основанием для пересмотра Федерального закона № 131-ФЗ, – неспособность местных властей определять самостоятельную политику, как предполагалось изначально, когда местное самоуправление должно было «самоокупаться», являясь равноправным партнером государства, обладая полной экономической свободой, пополняя местную казну.

По правде сказать, реформа закона назрела давно. Он много лет лежал тяжким бременем на региональном бюджете, не получая от поселений реальных пополнений в местные бюджеты, полностью рассчитывая только на муниципальную власть. Да, споры вокруг реформы приобретают особую остроту. Главное, документ должен упорядочить структуру местного самоуправления, что крайне важно и для нашей республики. В случае принятия федерального закона Народному Собранию РД предстоит внести изменения в десятки нормативно-правовых актов. Ведь для людей важно, чтобы все уровни власти работали сообща.

Помочь разобраться в сложном документе редакция попросила доктора юридических наук, профессора ДГУ, завкафедрой теории государства и права Абулмуслима Муртазалиева.

– Абулмуслим Магомедович, насколько, с вашей точки зрения, соотносится новая версия закона о местном самоуправлении с существующими реалиями? С одной стороны, новый документ продолжает развивать положения Основного закона, выстраивая единую систему публичной власти в стране. С другой – некоторые склонны считать, что оптимизация может привести к новой волне схода с гор, если говорить о том, что основная часть населения республики проживает в сельской местности. И что на самом деле означает одноуровневая система организации местного самоуправления? Позволит ли она создать новую систему организации власти, притом что общая структура органов местного самоуправления остается неизменной?

– Опасения мне понятны и считаю, что все зависит от практики реализации этого федерального закона, который принимается в аспекте тех новаций, которые были внесены в 2020 г. в Конституцию РФ. Федеральный законодатель правильно принял решение не «ремонтировать» в духе внесенных конституционных изменений действующий Федеральный закон
№ 131-ФЗ от 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», который по мере необходимости будет действовать ещё до 1 января 2028 г., а подготовить новый закон, принципиально отличающийся от предыдущего.

Теперь о сути предполагаемых нововведений в масштабе всей страны, поскольку закон федеральный. В пояснительной записке к законопроекту приведены более 20 позиций, характеризующих его черты и необходимость принятия. И многие из них не более чем юридическое оформление фактически сложившейся в нашей стране практики в сфере местного самоуправления. Говорить, что органы местного самоуправления, притом даже в регионах более благополучных, чем у нас, действуют самостоятельно, я бы не рискнул. В конечном счете нам ведь более важен результат – решение конкретных вопросов местного характера, а не игры в демократию.

Если законопроект будет принят, то на стадии подготовки республиканских законов, видимо, надо будет минимизировать возможные на практике негативы и максимально использовать заложенные в федеральном законопроекте плюсы. Ведь далеко не всё, что в белом цвете рисуется в федеральном законе, реализуется у нас, поскольку нередко ищут и, к сожалению, находят пути обхода закона, формально усложняя предусмотренные им те или иные процедуры. Это уже задача для депутатского корпуса Народного Собрания, как с учетом нашего менталитета, уровня правовой культуры населения и коррумпированности чиновников, законопослушания граждан адаптировать к условиям республики предполагаемый закон о местном самоуправлении.

В частности, при усилении административной вертикали власти с созданием единой системы публичной власти очевидна необходимость на муниципальном уровне предусмотреть реальные, юридически значимые меры по осуществлению общественного контроля за органами местной власти. В этой связи нужно предусмотреть обязательное проведение по наиболее важным местным вопросам мер по непосредственному осуществлению населением местного самоуправления, предусмотренных главой 5 проекта закона (местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, территориальное общественное самоуправление), а также предусмотренных проектом форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, староста сельского населенного пункта), расширения круга вопросов, требующих принятия решений путем прямого волеизъявления граждан (ст. 56 законопроекта) и т.д.

– Конечная цель новаций – навести порядок, усилить ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Но как теперь будут формироваться представительные органы муниципального образования – путем выборов? Поможет ли это повысить эффективность органов местного самоуправления, то есть того уровня власти, который наиболее приближен к населению?

– Надо признать, что система местного самоуправления в действующем варианте весьма запутана и в практическом плане малоэффективна. Например, двухуровневая система управления в Махачкале с внутригородским делением чрезмерно забюрократизирована, отсюда и сложно найти ответственных за тот или иной участок работы между городом и тремя его районами. В нашей ситуации, даже в отличие от Самары и Челябинска, где также были предусмотрены внутригородские районы, необходимо было или районам дать все полномочия с соответствующим финансированием и ответственностью, оставляя за городом лишь общегородские функции и вопросы взаимодействия с республиканскими органами власти, или надо было районы полностью включить в систему единой городской власти, как и было ранее. Однозначно существующая система местной власти в городском округе «г. Махачкала» неперспективна и её необходимо демонтировать, чтобы сделать более прозрачной и понятной для населения. В остальных городах Дагестана в плане территориальной организации местного самоуправления думаю, что особых проблем не предвидится, в отличие от сельских поселений, самостоятельная разновидность которых для местного самоуправления проектом не предусматривается. Поскольку Дагестан находится в стране на третьем месте по количеству муниципалитетов – более 750, включая 10 городов и 42 района, с принятием закона это положение коснется порядка около 4 тысяч муниципальных служащих (3 904 на 2019 г.), а всего по России около трети муниципальных служащих и почти половина муниципальных депутатов. Да, вопрос социальной защиты этой категории муниципальных управленцев непростой, но, думаю, при грамотном проведении их аттестации и повышении квалификации с учетом современных реалий и требований нужно сохранить более компетентную часть для местного самоуправления и найти более эффективные формы организации исполнительной власти на уровне муниципальных округов в республике.

– Как вообще будет выглядеть возможное упрощение правовых конструкций, уточнение компетенций органов местного самоуправления между регионом и муниципалитетом? Сохранится ли существующая привязка? Ведь изначально сам закон о местном самоуправлении вызывал немало вопросов. И оказался неэффективным механизмом, что и привело к его пересмотру. Не окажемся ли мы в новой ловушке?

– Более серьезный вопрос касается социальных последствий, т. е., возможно, ещё большего оттока населения из сельских поселений в города. В сравнительном плане думаю, что отсутствие хорошей школы с учителями, не говоря об очагах культуры, куда более способствует оттоку населения, нежели наличие или отсутствие призванной создавать условия для местного населения, но недееспособной по финансовым соображениям администрации и депутатов. Для этого в республиканском законе очевидно надо найти механизмы сохранения, а в некотором смысле и повышающие эффективность деятельности муниципальных служащих районов республики меры. В конечном счете работа этого механизма местной власти зависит от экономической составляющей, которая сейчас не в лучшем виде не только в республике, но и в большинстве регионов страны.

Полагаю, что конструкция местного самоуправления, да и в целом этот институт как таковой, приведены в соответствие со сложившейся почти 20-летней практикой реализации предыдущего закона о местном самоуправлении. Чрезмерно либеральный закон о местном самоуправлении не смог во всем прижиться в условиях нашей страны, с учетом ее исторических особенностей иметь крепкую централизованную власть для управления. Так, в соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроект выстраивает обновленную модель организации и деятельности органов местного самоуправления и предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления.

Кроме того, существование конструкции, предполагающей закрепление в федеральном законодательстве и вопросов местного значения, и полномочий по их решению, приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов местного
самоуправления, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с закрепленными в федеральных законах полномочиями. Законопроектом предусматривается непосредственное закрепление полномочий органов местного самоуправления. И в этом контексте полномочия органов местного самоуправления и механизм их реализации становятся более ясными и прозрачными. У кого какие полномочия, тот и должен нести ответственность в случае их невыполнения. В отличие от предыдущего закона новый, на мой взгляд, создает более практичный механизм его реализации, что особо видно было в практике реализации национальных проектов.

Мне представляется, что серьезной доработки и ясности в плане осуществления местного самоуправления в Дагестане требует принятый в 1996 году Закон «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», смысл и суть которого необходимо привести в полное соответствие с Конституцией РФ и правовой идеологией современного российского государства, основанной на верховенстве прав и свобод человека, а не существующих конструкций власти. То, что до настоящего времени проживающие в плоскостной зоне жители горных районов не имеют полноценного правового статуса в земельных и иных сопредельных сферах общественных отношений, в том числе и в вопросах осуществления местного самоуправления, полагаю на совести недобросовестных политиканов и представителей так называемых национальных групп. Надо исходить из реально сложившейся практики на указанных землях и принять законодательные меры по обеспечению конституционных прав и свобод всех, кто там реально проживает.

Статьи из «Народное Собрание»

Бюджет: определены приоритеты

15
Вчера в Махачкале состоялась тридцать восьмая сессия...

Эффективно использовать контрольные полномочия

11
Вчера в Махачкале прошла первая после...

Изменения одобрены

15
Вчера в Махачкале состоялась 34-я сессия парламента республики седьмого созыва. Открыл и вёл...

Решать проблемы на месте

9
Председатель Народного Собрания РД Заур Аскендеров в администрации Ногайского района...

Поступательно двигаться вперёд

17
Сегодня в Махачкале состоялась 33-я сессия Народного...

Совместно решать поставленные задачи

11
Вчера под председательством спикера парламента...

В гостях как дома

7
Заботой и вниманием окружат прибывших ранее в Дагестан белгородских детей в центре...

Усилить профилактику правонарушений

16
Вчера в Махачкале прошла тридцать первая сессия...

Плановых отключений не будет

9
Вопросы надёжного электроснабжения уже долгое время не сходят с повестки дня. Сами...

Идём на сближение

9
Первое заседание Совета представительных органов Дагестана при Народном Собрании РД прошло...

За милосердие будут награждать

19
Вчера в Махачкале состоялась двадцать девятая сессия...