X
10:53 30.07.2008

Местное самоуправление: ресурсы развития

Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию стало важнейшим событием общественно-политической жизни республики. В нем были подведены итоги республики за последние два года и намечены основные направления ее развития, которые концептуально являются планом первоочередных действий органов государственной власти и местного самоуправления.

В своем выступлении М.Г.Алиев сделал вывод о том, что «выделенные в докладе приоритеты развития республики – это логическое продолжение тех целей и задач, которые были поставлены в двух предыдущих посланиях», что говорит о последовательности реализации курса Президента, единой программе действий, составляющей концепцию развития республики.

Дагестан, как отмечено в Послании, сегодня «переживает один из переломных, очень ответственных этапов в своем развитии». Качественно изменилась ситуация в стране и вокруг республики. Уходят в прошлое последствия вооруженного конфликта в соседнем регионе. Больше внимания проблемам Дагестана уделяется федеральным центром, благодаря чему появляются возможности для решения многих назревших социально-экономических задач. Постепенно встают на ноги бюджетообразующие промышленные предприятия, наладившие взаимодействие с крупными российскими холдингами. Активнее развивается малый бизнес. Дагестан стал более привлекательным в глазах отечественных и иностранных инвесторов, которые проявляют определенный интерес к реализации перспективных, порой достаточно ресурсоемких инвестиционных проектов.

Дагестан, как отмечено в Послании, сегодня «переживает один из переломных, очень ответственных этапов в своем развитии». Качественно изменилась ситуация в стране и вокруг республики

Во многом поворотным нынешний этап можно назвать и потому, что впервые в Дагестане разрабатывается программный документ, представляющий нам образ будущего республики, определяющий ее место и роль во внешней среде, цели, задачи и приоритеты государственной политики на долгосрочную перспективу, — это Стратегия развития Республики Дагестан до 2020 года.

Президент подчеркивает, что «в реализации Стратегии должен быть заинтересован каждый дагестанец, каждая дагестанская семья», поэтому в ее основу должно быть положено комплексное развитие каждого района, города и села. Достичь успехов в этом направлении невозможно без дееспособного местного самоуправления, которое является важнейшим ресурсом развития общества и в то же время той социальной средой, в которой живут дагестанцы и которая определяет их сегодняшнее самочувствие.

Электро- и водоснабжение, тепло и газ, транспорт и связь, качественные дороги, инфраструктура – без всего этого невозможна нормальная жизнь человека сегодня, и все это – вопросы местного значения. В сфере ответственности местного самоуправления также вопросы образования, здравоохранения, культуры, спорта и многие другие, являющиеся основой развития любого общества.

Не случайно Президент уделил особое внимание вопросам организации местного самоуправления. В Послании отмечено, что в республике сделано многое для эффективной работы органов местного самоуправления. Конкретизируя, можно сказать, что проведена большая работа по своевременному созданию необходимой законодательной базы для полноценного осуществления органами местного самоуправления своей деятельности. Принято более 35 законов по различным вопросам организации местного самоуправления, в том числе о наделении муниципальных образований отдельными государственными полномочиями.

131-й Федеральный закон разграничил полномочия всех уровней власти, определив имущественную и финансовую основу местного самоуправления. В то же время достаточно большой перечень вопросов местного значения требует соответствующего объема расходных обязательств муниципальных образований, который не может обеспечить слабая финансовая база муниципалитетов.

Реализовать эти обязательства самостоятельно возможно только путем ускоренного экономического развития территорий на основе активной инвестиционной политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, реализацию конкретных инвестиционных проектов производственного характера, создающих реальную налогооблагаемую базу и новые рабочие места.

Очень многое в этой работе зависит от местных руководителей, их умения ставить масштабные задачи, внедрять эффективные механизмы их реализации, думать не только о сегодняшнем дне, но и на перспективу. Президент подчеркивает, что «одним из главных критериев оценки работы органов власти в современных условиях является привлечение инвестиций в развитие территорий».

Сегодня же муниципальные образования не имеют своих разработанных и готовых к реализации бизнес-планов, основанных на потенциале собственных территорий. Более того, нет информации о том, где и какие имеются неиспользуемые или неэффективно используемые земельные участки, а также производственные площади простаивающих предприятий и организаций, которая могла бы привлечь потенциальных инвесторов. Это говорит о слабой заинтересованности местной власти в развитии экономических процессов на своих территориях при нынешней системе межбюджетных отношений.

Поэтому, как отмечает Президент, «от межбюджетных отношений, порождающих иждивенчество, необходимо переходить к системе, стимулирующей инициативу и развитие». И тем самым повышать заинтересованность в развитии доходной базы местных бюджетов и мобилизации всех потенциальных доходных источников, которые способны пополнить местные бюджеты.

Одним из таких стимулов стало закрепление за местными бюджетами с 1 января 2008 года дополнительных нормативов отчислений от федеральных и республиканских налогов, в частности от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов, а также полная передача на местный уровень доходов от поступлений транспортного налога, единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого сельскохозяйственного налога.

В результате таких перераспределений местные бюджеты, помимо прочих, стали полностью аккумулировать доходы от налогов, получаемых в результате деятельности субъектов малого предпринимательства. Вполне очевидно, что для муниципалитетов в этих условиях развитие малого бизнеса должно стать приоритетным направлением в вопросах расширения налогооблагаемой базы. И поэтому задачами стратегической важности для администраций становятся поиск путей снижения административных барьеров, расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, содействие развитию производственной и инновационной деятельности малого предпринимательства, совершенствование форм взаимодействия власти и бизнеса.

Ведь, помимо решения экономических проблем, малый бизнес способен выполнить в районах, городах и важнейшие социальные задачи общереспубликанского масштаба. Как отмечал В.В.Путин, «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных и ниже показатели смертности … в дальнейшем здесь будет меняться и структура общества, будет расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане все больше будут брать ответственность за результаты своего труда на себя».

Для того чтобы органы местного самоуправления могли более эффективно реализовать свои полномочия по развитию, нужны определенные механизмы, такие, как стратегии социально-экономического развития. Подобные муниципальные стратегии, учитывающие уникальные особенности и возможности каждой территории, могут обеспечить принципиально иной подход к территорииальному планированию в целом, выявить новые точки роста, дать обоснованные направления развития, уверенность в завтрашнем дне и собственных силах.

К сожалению, руководители на местах не осознают в полной мере важность этого вопроса. Мало кто из нынешних глав пытается заглянуть дальше сегодняшнего дня. Определенная работа в этом направлении сейчас идет только в Махачкале, а также в Лакском районе, где недавно с участием Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО В.В.Устинова и Президента Республики Дагестан М.Г.Алиева прошла презентация проекта. Опыт разработки первой муниципальной стратегии в Республике Дагестан на высоком профессиональном уровне должен стать хорошим примером для всех местных руководителей.

Другое важное направление, о котором говорит в послании Президент, — утверждение схем территориального планирования. На местном уровне надо разработать и принять полный пакет этих документов. Если этого не сделать до 2010 года, в силу войдут ограничения Градостроительного кодекса РФ, усложняющие процессы развития территорий. Поэтому республика выделяет в этом году необходимые средства на разработку таких схем в районах и городах, несмотря на то, что это формально полномочия местных органов власти.

Как отмечается в Послании, важнейшим условием дальнейшего территориального развития республики становится создание развитой инфраструктуры автомобильных дорог и связи.

Транспортная доступность — это один из главных показателей инвестиционной привлекательности территории, без надежного транспортного сообщения не может быть и речи о поступательном развитии экономики. Вместе с тем, это и одна из основных проблем развития районов, особенно расположенных в горной зоне республики. Наихудшие коэффициенты доступности в Ахвахском, Тляратинском, Цумадинском, Цунтинском районах и Бежтинском участке.

Во многом депрессивность этих территорий обусловлена плохим качеством автомобильных дорог, особенно в зимний период, когда доступ в эти районы республики порой просто закрыт. А там, где плохие дороги, — низкие показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, высокие транспортные издержки.

В этой связи строительство автодорог повышенных категорий, связывающих райцентры и крупные населенные пункты, а также уменьшение стоимости строительства путем внедрения новых технологий должны стать приоритетными направлениями государственной политики.

Принципиально важное значение в современном мире приобретает развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Этой теме было посвящено и недавно состоявшееся заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации, где Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отнес вопросы развития информационного общества к наиболее актуальным вопросам развития нашей страны.

Для нас это, прежде всего, надежная стационарная телефонная связь и Интернет. Уже во многих регионах России администрации районов, городов и даже поселений имеют свои интернет-сайты и эффективно используют их в качестве инструментов информирования и вовлечения населения в процессы управления на местах. У нас же в подавляющем большинстве районов такие сайты не созданы, а на них могла бы оперативно размещаться информация о проводимых конкурсах, торгах, об инвестиционных проектах, о наличии свободных инвестиционных площадок и т.д. Развитая система телекоммуникаций в районах и городах является ускорителем инвестиционных процессов, способствует налаживанию деловых связей, является просто средством общения и повышения информационной, правовой грамотности населения.

В настоящее время телефонная плотность в республике остается одной из самых низких в стране – 7 против 27 в среднем по России, особенно низкий уровень в сельской местности – 3 против 10. Более половины сельских населенных пунктов в Дагестане не имеют телефонной связи. Между тем современные технологии позволяют использовать телефонные линии для высокоскоростного доступа в Интернет, поэтому развитие стационарной телефонной сети, особенно на селе, в определенной мере будет способствовать и инвестиционной привлекательности территорий.

Затрагивая вопросы землепользования, необходимо отметить, что сегодня на местах практически не осуществляется муниципальный контроль за использованием земель, многочисленные нарушения здесь связаны с отсутствием утвержденных правил землепользования и застройки. Особую остроту приобрела проблема правового закрепления муниципальной собственности на земельные участки. Хотя в республике принята вся необходимая нормативно-правовая база, а органам местного самоуправления оказывается вся методическая и консультационная помощь, ситуация на протяжении нескольких лет практически не меняется.

Принимая во внимание особое значение этого вопроса и сложное финансовое положение муниципальных образований, в республиканском бюджете на эти цели в текущем году предусмотрено 108,5 млн. рублей, которых достаточно на завершение разграничения земель во всех городах, а также в Бабаюртовском, Дербентском, Карабудахкентском, Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Тарумовском, Хасавюртовском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Табасаранском и Ногайском районах при условии, что 30 % расходов возьмут на себя местные власти.

В настоящее время с этими муниципальными образованиями уже заключены соответствующие соглашения, проведен открытый конкурс на право выполнения работ по землеустройству. По итогам этого конкурса с двадцатью лицензированными организациями заключены государственные контракты, а также утвержден регламент проведения указанных работ.

Земельные вопросы являются наиболее сложными и важными, особенно для сельской местности. Земля — это потенциал, который предстоит задействовать, систематизировав для этого всю необходимую информацию. Проводимая в настоящее время работа по созданию системы похозяйственного и территориального учета в муниципальных образованиях позволит автоматизировать сбор сведений о личных хозяйствах, земельных участках, недвижимости, хозяйственных постройках, численности скота, технических средствах и по ряду других показателей. В республиканском бюджете на эти цели также предусмотрены средства в размере 21,3 млн. рублей, и в настоящее время объявлен и проводится конкурс на исполнителя этой работы.

С изданием Президентом Российской Федерации соответствующего указа мы пришли к необходимости оценивать эффективность деятельности органов местного самоуправления по реальным результатам их работы в рамках возложенных полномочий. На федеральном уровне утверждены критерии оценки, готовится пакет методических рекомендаций для субъектов РФ и муниципальных образований. Правительством республики в ближайшее время будут установлены дополнительные показатели оценки по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, благоустройства и озеленения территорий, освещения улиц. Кроме того, в республиканском бюджете со следующего года будут предусматриваться гранты муниципальным образованиям за лидерство в этом соревновании, что даст дополнительный стимул работе администраций.

Сегодня, на нынешнем «переломном» этапе развития республики, о котором говорил президент, люди ждут от власти дальнейших качественных перемен в их жизни. Но эти перемены произойдут гораздо быстрее, если само население будет активно участвовать в процессе принятия и реализации решений по основным направлениям социальной и общественной жизни. Необходимо, чтобы люди увидели эффективность действий местного самоуправления, почувствовали интерес к его работе и желание участвовать в нем. В итоге появится возможность выработать такую политику органов местного самоуправления, которая устраивала бы большинство населения. А это значит, что люди будут осознанно поддерживать действия и решения местной власти.

Поэтому создание условий для диалога с обществом – это основная задача власти. Нужно активнее внедрять в практику формирование специальных общественных организаций, таких, как общественные советы, а также действенных механизмов, через которые население могло бы донести свое видение ситуации до лиц, принимающих решения, контролировать эффективность их деятельности и непосредственно участвовать в работе органов местного самоуправления.

В Послании Президента Народному Собранию последовательно и четко обозначен круг задач, требующих первоочередного воплощения. И от того, насколько эффективно и рационально они будут реализованы на местах, насколько полно удастся задействовать потенциал местного самоуправления, зависит во многом, как мы будем жить сегодня, завтра и в отдаленной перспективе.
 

Статьи из «Политика»

Пострадавшим помогут, если…

8
Дагестанцы часто сталкиваются с значительным ущербом вследствие аварий, разрушений, имеющих природный или техногенный характер. Пострадавшие вправе ожидать, что...

Доходы выросли, но…

69
«Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета в сопоставимых условиях за три...

Оптимизация бюджетных расходов

69
Через две недели, 29 мая, Глава Дагестана Сергей Меликов в очередном Послании определит векторы дальнейшего...

Внимание и поддержка

7
На совместном заседании Республиканской призывной комиссии и Оперативного штаба,...

Переговоры! И без всяких предварительных условий

55
Сенсации не ждали? Но она случилась....

Оман — Дагестан: ключевые направления определены

35
Как уже сообщала «Дагестанская...

Символ памяти

30
Вы обращали внимание, что у слов «память» и «памятник» один корень? Всё правильно, так и...

Планы стали реальностью

164
На сегодняшний день сроки, отведенные на исполнение всех 54 пунктов Послания Главы Дагестана...

Дагестан от Послания к Посланию

105
Послание, с которым почти год назад Глава Дагестана Сергей...