X
09:24 24.01.2019

Местное самоуправление в зеркале выборов мэра Махачкалы

Деньга Халидов
Выпуск - 2019 №№ 14-15
98

Все, что связано с выборами мэра Махачкалы (в конкурсную комиссию подали заявления 40 человек – явный перебор), вызвало в республике живой отклик – от серьезных и до курьезных. Социальные сети и Интернет пестрят шутками и афоризмами. Но для нас все это – повод для серьезного разговора вообще об организации местного самоуправления (МСУ) в Дагестане в целом и в городском округе (ГО) «Махачкала» в частности. И для этого существуют весомые причины.

К истории проблемы МСУ в РД

Дагестан, в отличие от многих субъектов и национальных автономий в составе РФ, на протяжении многих веков выработал в себе четко отрегулированные в правовом отношении институты МСУ. Это были демократические в своей основе и с определенными цензовыми (образовательными, моральными и интеллектуальными) ограничениями для избираемых лиц процедуры, закрепляемые в кодифицированных нормах обыч­ного права.

Типологически эта система напоминала античную эпоху городов-государств (полисов) и их союзов, а если иметь в виду современную эпоху или времена позднего Средневековья, то систему организации МСУ в Швейцарии. Здесь нет никакого преувеличения. Об этом многократно писали и русские исследователи (конец XVIII – начало XIX вв.), и российские, и дагестанские ученые (М. Агларов, Х. Хашаев и др.).

Эти институты были трансформированы в сторону централизации после завершения Кавказской войны (с 1860-х годов) в эпоху военно-народного управления в царской России, но не отменены. Выборные процедуры остались на уровне поселений. Выбирали советы старейшин и глав поселений, а также кадиев (судей).

Затем эта система претерпела существенные изменения в советскую эпоху. И, наконец, древние демократические традиции МСУ (в форме соседских общин-джамаатов) проявили признаки возрождения в эпоху системных изменений с начала 1990-х годов. Автор наблюдал за этими процессами, и в них было больше позитивного, чем негативного. Во всяком случае старались выбирать достойных, организовывали даже референдумы и сельские сходы по важным вопросам. В некоторых городах организовывали и квартальные собрания. В 1990-е годы согласно федеральным законам главы муниципальных районов и городов по всей стране выбирались всенародно. В общем торжествовала демократия «в чистом» виде.

Но потом социальная структура и политические нравы претерпели серьезные изменения, и Дагестан здесь не исключение. В республике, как и во многих регионах страны, появилась новая полу– или полностью криминальная политэкономическая «элита». Она в основном подмяла под себя и старую элиту, и возрождающиеся на уровне МСУ демократические традиции. Причем чем дальше от городов и чем меньше финансовых потоков для «освоения» в муниципальных районах, тем в большей степени традиционная демократия проявляла признаки жизни. Но бывали, безусловно, и исключения. Вообще эту гипотезу неплохо бы проверить строго научными методами.

Очевидно, с начала 2000-х годов все эти негативные тенденции были учтены на самом «верху», и было принято решение слегка «свернуть и обуздать» местную демократию. В частности, в ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» была внесена поправка, предполагавшая право региональных властей на формирование 1/3 членов конкурсной комиссии (ч.5, ст.37 ФЗ;131). Это право получили главы субъектов РФ, которые представляли своих кандидатов в члены конкурсных комиссий в представительные (и законодательные) органы субъектов РФ, а последние их утверждали. Затем на уровне федерального центра, очевидно, решили, что этого мало, и целиком замкнули право на формирование составов конкурсных комиссий (50% членов) на главу субъекта РФ (решение с 2015 г.).

Можно долго спорить, насколько это целесообразно. Но очевидно, что это уже другая крайность. «Маятник» политического регулирования МСУ в стране за более чем четверть века пост­перестроечной (демократической) эпохи качнулся в другую крайность. Таким образом, по факту МСУ лишился изначального смысла, а права избирателей оказались в немалой степени ограниченными.

Теперь наступила пора искать золотую середину в этом вопросе. Во всяком случае выборы или назначения некоторых глав муниципальных районов и городов РД (на основе десятки раз подправленных Федерального закона № 131 от 06.10. 2003 г. и республиканского закона № 43 от 29.12. 2004 г.) показали свою неэффективность. Прежде всего это видно на практике «выборов» махачкалинских мэров за последние 3-4 года, да и не только. Думаю, к аналогичным выводам приходят и эксперты в других субъектах РФ, в особенности в ЮФО, СКФО и ПФО.

Несколько слов о Махачкале. В городском округе Махачкалы проживают около 850 тыс. человек, почти треть населения РД, а сам округ включает в себя 8 поселков городского типа и 6 сел (?!). Честно говоря, не вижу здесь убедительной логики, за исключением некоторых поселений, находящихся в черте города (Альбурикент, Тарки, Кяхулай и Семендер). Все остальные поселения были включены в городской округ Махачкалы в «эпоху» Саида Амирова. Возможно, жители этих поселений сами так решили, правда, не без убедительных аргументов мэра.

В итоге столица республики превратилась в сложнейший социально-культурный и экономический «организм». Это «государство» в государстве, где присутствуют и промышленность, и сельское хозяйство, не говоря уже о развитом сервисе. Здесь тонкий слой городского образа жизни во втором и более поколении вполне соседствует с сельским образом и стилем жизни. Причем последний по численности многократно превосходит горожан во втором и более поколениях.

Это мультикультурный (плюральный) и многоэтничный мегаполис, для которого нужен особый закон с учетом исторических и этнокультурных особенностей. Но нужен особый закон и в целом для всей республики.

Какая система МСУ для нас оптимальна?

Чтобы проверить, насколько нынешняя система формирования органов МСУ устраивает избирателей, нужен референдум – весьма дорогостоящее занятие. Если удастся собрать подписи от 5% избирателей по республике в целом, то, да, шанс есть. Но это маловероятно. Гораздо вероятнее собрать подписи от 5% махачкалинцев, чтобы добиться проведения референдума по вопросам МСУ.

А пока мы, группа экспертов (общественные деятели и ученые) готовы предложить третий вариант порядка формирования органов МСУ в Дагестане, лишенный недостатков и всенародных выборов глав районов и мэров городов, и выборов собраниями депутатов на основе предложений конкурсных комиссий. Этот вариант учитывает исторические традиции МСУ и современные требования и не выходит за пределы Конституций РФ и РД. Это очень важный момент.

Правда, нужно вносить поправки (или несколько поправок) в Федеральный закон. Эта поправка может быть внесена и в виде дополнительной статьи «Особенности организации местного самоуправления в РД» в главе 11 «Особенности организации» ФЗ № 131. Там 8 таких статей «об особом характере управления» в зависимости от территории: от городов федерального значения и наукоградов до приграничных районов и центра «Сколково». Можно и нужно обосновать эту поправку с учетом уникального характера республики, исторических традиций общинного (джамаатского) самоуправления, геополитического и геоэкономического положения Дагестана.

Тут могут быть разные варианты, но в целом они сводятся к оптимальному сочетанию принципа конкурсной комиссии и принципа косвенных выборов.

Суть третьего варианта

Конкурсная комиссия, куда входят и представители Администрации Главы и Правительства РД, отсеивает случайных людей и оставляет не более 5 человек (или 7). Это в случае, если подано заявлений в 2-3 раза больше. В другом случае другая цифра.

Это технический вопрос. Но он важен, чтобы не получилось, что отсеиваются неугодные или неудобные кандидаты. Если кого-то не допускают к выборам, должны быть сформулированы веские основания, которые можно оспорить в суде. Кроме того, конкурсная комиссия должна применять принцип рейтингового голосования.

Оставшиеся претенденты в течение месяца получают право на агитацию и пропаганду своих программ в муниципальных образованиях. Избиратели должны их «почувствовать»: пара-тройка вопросов – и становится ясно, что собой представляют претенденты. Депутаты представительских органов власти на уровне МСУ встречаются с избирателями, узнают их мнение, в общем обеспечивают обратную связь. В итоге через месяц становится более или менее понятно, что к чему.

Затем созывается общее собрание народных депутатов: в городах с внутригородскими районами – с участием всех депутатов районных собраний (в нашем случае в ГО «Махачкала»); в обычных городах – депутатов городских собраний; в муниципальных районах – с участием всех народных депутатов собраний поселений, входящих в состав района.

Этот момент тоже носит принципиальный характер. На такие форумы народных депутатов должны приглашаться авторитетные лидеры или представители общественных организаций и советов старейшин. Разумеется, в сельских районах с маленькими актовыми залами это трудно обеспечить. Но тем не менее.

На собраниях народных депутатов кандидаты излагают свои программы, отвечают на вопросы, выслушивают комментарии и предложения депутатов.

Затем – тайное голосование. Если с первого раза никто не набрал 50% + 1 голос, то назначается второй тур, где участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Так определяется победитель. Тут влияние административного ресурса проявляется только на первом этапе, а дальше уже действует принцип народовластия, выраженный в косвенных выборах.

Вместо заключения

Статус республики в составе РФ позволяет нам добиваться внедрения наиболее оптимальной для РД модели выборов в муниципальные органы власти. Во всяком случае в экспертной среде продумывают идею научно-практического форума на тему «Народовластие и местное самоуправление в Дагестане: история, проблемы и перспективы».

Причем есть поддержка среди депутатов Народного Собрания и лидеров многих НКО.

Нам представляется, что это наиболее оптимальный вариант. Потому что: 1) удастся восстановить обратную связь с избирателями; 2) учесть волю Главы республики (административный ресурс); 3)восстановить принцип социальной ответственности избранного главы района или мэра города перед избирателями.

Похожие

Старому парку – новая жизнь

9
Махачкала недавно отметила очередной день рождения. По этому случаю, мы писали, организаторы...

Столица отметила День города

34
Дни рождения отмечают не только люди, но и города. В прошедшие выходные столица нашей...

Вечно юный и вечно живой

15
Махачкала – столица Республики Дагестан и один из крупнейших городов всего Северного...

Город, облюбованный туристами

8
Современную Махачкалу называют одним из самых быстрорастущих городов России. Уже сейчас он...

Изберут глав поселений, сельских депутатов

17
Как известно, второе воскресенье сентября является единым днём голосования. В 11 районах 8 сентября 2024 года пройдут 23...

Махачкала – второй Вавилон

340
Прошло 100 лет с тех пор, как город Порт-Петровск переименовали в Махачкалу. Свое название...

Бюллетени готовы

12
В Дагестане в этом году предстоят 34 избирательные кампании по выборам в органы местного...

Новая страница в истории Махачкалы

6798
Сразу два документа – об освобождении Ризвана...

Статьи из «Политика»

«Мы развиваемся, несмотря ни на что»

29
Вчера в прямом эфире Президент России Владимир Путин...

«Движение Первых» ширится

6
Все больше дагестанских ребят присоединяются к Движению – сегодня более 229 тысяч человек...

Выбор мужественных

11
В конце года принято выбирать слова, которые бы наиболее популярно и в сконцентрированной...

«Орёл» вернулся домой

2229
Эта история – о мужестве. Мужестве молодого парня, который шел к своей цели наперекор всему....

Компас и третья сила

11
Действительно, любопытная штука компас: там два полюса долго спорят друг с другом на тему, кто на кого влияет. Потом успокаиваются, показывают один на север, другой...

Zа мирное будущее

154
Он, наверное, даже и подумать не мог, что когда-нибудь школа, в которой учится, будет названа...

Основополагающий закон государства

12
Сегодня Россия отмечает День своей Конституции....

Большая тройка

3
Большая тройка – это Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Мы, конечно, наслышаны и о других тройках – карточных, гардеробных, классно-журнальных и...

Счастливый патрон Ахмеда Джамиева

514
В зоне специальной военной операции Ахмед Джамиев (на...

Россия надеется, что сигнал воспринят всерьёз

13
Публикуем (в сокращении) интервью Сергея...

Три интервью Такера Карлсона

19
Наверное, сейчас многие знают Такера Карлсона не только на его родине. Он один из немногих американских журналистов, кто предоставляет читателям разные мнения,...