Мир: реальность, рациональность, трансформации
Обуреваемые вселенскими проблемами ведущие страны мира в попытке занять место под солнцем охотно прибирают к рукам территории, явно не предназначенные для общего пользования. Вот и Штаты, и не только они, всё громче заявляют о сфере своих интересов в Арктике, принадлежащей России. В свою очередь официальный Пекин с помощью коммуникационных каналов СМИ утверждает, что Сибирь – это возможный китайский вариант для освоения, он же беспредельничает с российским лесом, питьевой водой из уникального Байкала, а с приграничными территориями – так и вовсе.
И все это на фоне новых санкций, обвала рубля. Иностранные игроки заваливают рубль словно по команде. Они подминают под себя стабильную российскую валюту, подталкиваемые нетерпеливыми США, склоняющими их к введению нового пакета антироссийских санкций. Группа американских сенаторов уже внесла на рассмотрение конгрессменов новый пакет санкций под громким названием «Закон о защите американской безопасности от агрессии Кремля», что не может не вызывать тревогу официальной Москвы, оказавшейся втянутой в мировой скандал. Собственно, Америка никогда не скрывала амбиций в завоевании мира. Более того, США в открытую вещают о том, что упомянутый закон призван усилить экономическое, политическое и дипломатическое давление на Россию «за все ее прегрешения». Похоже, критическая точка кипения вывела из равновесия могущественную державу, совершившую смертельный прыжок в сторону своего главного врага — России.
В ворохе обвинений – всевозможные доводы, включая вмешательство России в американские выборы, дело Скрипалей, киберугрозы, защиту российских территориальных вод в Керченском проливе. Все эти провинности, впрочем, как и расследование «русского следа» в выборах США, оказавшегося очередной профанацией, что признали даже как Палата представителей, так и Сенат, в общем-то никого не беспокоят. И уже не важно, насколько все эти измышлизмы соответствуют истине. Главное – создать прецедент, а там дело десятое. Цепко следящая за внутренними российскими проблемами Америка затягивает всё сильнее санкционнную удавку, уверенная, что для достижения цели все средства хороши. Да, проблем у россиян действительно хватает, и связаны они не только с санкциями. Сегодня наша страна оказалась на том переломном моменте, когда на кон поставлены российские атрибуты государственности, когда, казалось бы, незыблемый каркас, изнутри подтачиваемый невиданной коррупцией, циничностью чиновников, заявляющих о необходимости сворачивать социальные программы, не платить пенсии вовсе, советуя малоимущим питаться «макарошками», не рожать детей, опекать пенсионеров за свой счет, продавливается. И Путин готов к переменам, он заявляет об этом, признавая допущенные ошибки, выдвигая новые экономические, политические тезисы в своем Послании.
Пентагоновские генералы жаждут развязать войну, но с другой стороны стараются разворошить муравейник изнутри, провоцируя протестные настроения
Зорко наблюдающие за ослаблением российских госинститутов пентагоновские генералы жаждут развязать войну, но, с другой стороны, вполне резонно опасаясь супердержавы, напичканной сверхзвуком, военным вооружением нового поколения, более того, оснащающей Российскую армию, ВКС, уже применяющих его в той же сирийской войне, стараются разворошить муравейник изнутри, провоцируя протестные настроения. Но так или иначе, санкции, к которым россияне привыкли и, более того, научились отвечать на них, все же не наносят существенного урона экономике, привыкшей выживать в экстремальных условиях. А еще американские эксперты настаивают на том, что ответные меры Кремля уже нанесли американской экономике серьезный ущерб.
Так как же оценивают российские эксперты новые санкции? Они убеждены, что если их и введут, а пока об этом не может быть и речи, то хуже того, что пережила страна, не будет. Да, что скрывать, холодная война переживает пик популярности в американском Госдепе, и военные ястребы щекочут нервы российскому военному руководству. Но терпения и выдержки нам не занимать. Крепкий орешек настолько трудно, практически невозможно разгрызть пентагоновским генералам, что лучше не тягаться. Они более чем внимательно слушали Послание Путина, в котором он напомнил, что идущая по плану разработка гиперзвуковой ракеты «Циркон» будет иметь скорость в девять махов и может быть запущена из пусковых установок морского базирования «Калибр». Что еще более важно, заявил российский лидер, Россия в ответ на вооружение американскими ракетами Польши и Румынии будет готова дать зеркальный, но ассиметричный ответ. То есть он будет состоять в том, что российские вооружения будут дотягиваться не только до мест пуска ракет в сторону России, но и до центров принятия решений. В общем, штатовские военспецы все поняли. И сегодня Америка, пересматривая позицию по РСМД, не торопится с многозначительными выводами.
Да, США — достойный соперник, и его нельзя недооценивать. Тем более что риторика американских СМИ более чем понятна, и, давая оценку Посланию российского лидера, они пытаются убедить мир, что усиление военного арсенала служит продолжением пропагандистских усилий России, направленных на то, чтобы избежать ответственности за свои действия в нарушении Договора о РСМД. Но вот и Россия выходит из злополучного договора, освобождаясь от обязательств о нераспространении. Логика вполне понятная и объяснимая, не требующая дополнительных разъяснений, тем более что любые выпады в сторону нашей страны поддерживаются европейскими союзниками. Но в Послании Путина звучат не только заявления об усилении обороноспособности своей страны. Он предлагает снять существующие противоречия, активизировав переговорный процесс. Но, увы, желание поиграть в гонку вооружений, вести завоевательные войны по миру, попутно сцеживая повсюду нефть, устанавливая покорные Америке режимы, сильнее самого убедительного аргумента.
Так кто же сделает первый шаг? Путин готов к переменам как во внешней политике, так и во внутренней. Вот и в Послании он предупреждает федеральных чиновников о том, что предстоит огромная работа. И правительству надо изменить формат рассмотрения национальных проектов, требующих не просто усилий, а быстрых и эффективных результатов. Да и изрядно разочарованные непопулярными реформами россияне надеются, что новая реальность – не прожект, а вполне жизнеспособная конструкция. Реагируя на запрос общества, Путин делает для себя выводы. И Запад еще не раз убедится в том, что наш лидер умеет выигрывать даже на чужом поле.
Так что же должно стать той «мягкой силой», что уравновесит две державы, позволит вздохнуть от бесконечных трений, невероятного напряжения, да такого, что иной раз кажется — вот оно, то страшное, что разорвет планету на мелкие осколки? И снова на память приходит лучезарная, необыкновенная американская девочка Саманта. Так хочется верить в сказку…