Многоликий Евросоюз
Не так давно с очередным турне в Киев нагрянули европейские лидеры: канцлер Германии Шольц, президент Франции Макрон, премьер-министр Италии Драги и примкнувший к ним президент Румынии Йоханнес. В общем, довольно привычный и хорошо знакомый нам состав.
Официальная версия цели визита – поиск оптимальных решений урегулирования российско-украинского конфликта. Узнать, каким образом миротворческая миссия отвечает тайным намерениям этих политиков, можно, сорвав для начала благородный флёр, которым покрыты насущные интересы Евросоюза.
Украинский лидер Зеленский не упускает ни одного случая публично посетовать насчёт умышленного затягивания поставок оружия ВСУ. И вправду здесь возникает резонный вопрос: по какой причине вдруг застопорилась обещанная военная помощь со стороны Германии и Франции? Украинская элита беснуется в негодовании из-за того, что в столь критическое время она столкнулась с непробиваемой бронёй двойной морали европейской политической верхушки. Дескать, зачем на пустом месте ломать иезуитскую комедию, когда можно взять и вооружить ВСУ новейшими образцами военной техники.
Вроде бы выпал редкий исторический шанс измотать и обескровить Россию, руками украинских бойцов таская каштаны из огня. Но тем не менее европейцы без конца мешкают, что выглядит очень подозрительно и наводит на некоторые мысли. Можно даже на мгновение допустить, что задержка военной помощи Украине вызвана горячим желанием сердобольного Макрона в ближайшей перспективе положить конец кровопролитию. Услышал бы подобное президент Пятой республики, разразился бы гомерическим смехом.
Так что, зная двойную мораль высшей европейской бюрократии, наивно строить какие-либо иллюзии относительно их пацифизма и искать гуманистические мотивы в показных политических телодвижениях вроде посещения Киева.
Однако, если внимательно приглядеться, в разыгрываемой Шольцем и Макроном комедии обнаруживается своя неумолимая логика. Дело в том, что с начала специальной военной операции Украину покинули 7 миллионов человек. Подавляющее большинство украинцев иммигрировало в Европу, где на волне антирусской истерии их приняли очень радушно. На первых порах устраивать трогательные приемы считалось делом принципа и гражданского долга каждого цивилизованного европейца. Но время течёт, прошло четыре месяца, а во всем мире бьют тревогу по поводу надвигающегося продовольственного кризиса и возможного голода в конце 2022 года.
Оказывается, вот где собака была зарыта. Холодный политический расчет, и ничего более. Удушить нашу экономику санкционной блокадой не получилось, а сломать хребет российской военной машине, как того желали, невозможно. И в этой двусмысленной ситуации, в которой оказались главы европейских государств, многие здравые политики отдают себе отчёт в том, что увеличение прямой военной поддержки киевскому режиму неизбежно приведёт к эскалации конфликта. Тогда уж однозначно не миновать неслыханных по степени ожесточения боевых действий.
В таком случае беженцев, по самым скромным прогнозам, станет вдвое больше. Для европейских элит очевидно: чем дольше будет длиться спецоперация и, соответственно, сопротивление украинских вооруженных сил, тем больше беженцев хлынет в Европу. Такого многочисленного потока мигрантов в столь короткие отрезки времени ЕС раньше никогда не принимал. Само собой разумеется, содержание миллионов чужаков тяжёлым бременем ляжет на бюджеты ведущих стран Европы, то есть на плечи работящего среднего класса.
Одно дело продемонстрировать широкий жест в первые дни миграционной вакханалии и принять на «ура» оказавшихся в бедственном положении простых украинцев, проклиная Россию на чём свет стоит. Совсем другое – устроить и содержать многомиллионную массу беженцев, обеспечить их всем необходимым для нормальной жизни. Кров, еда и одежда, социальные пособия и прочие материальные вспомоществования – всё это уже обернулось странам ЕС колоссальными расходами.
Макрон и Ко оказались заложниками собственной политики, основные компоненты которой сводятся к громогласным заявлениям и скоропалительным санкционным мерам против России. Как принимаемые один за другим бесчисленные пакеты санкций, так и надвигающаяся гонка вооружений наносят ощутимый удар по благосостоянию самих европейцев. Выйти-то хочется из этой щекотливой обстановки не ударив в грязь лицом. Ведь иначе, чего доброго, драгоценные рейтинги могут поколебаться в нежелательную сторону.
… Сказать наверняка, куда повернется двуликий Янус европейской политики, невозможно, поскольку два его лица обращены прямо в противоположные стороны. В конце концов решать европейцам, что первостепеннее – зарабатывать политические очки, облекаясь в тогу миротворца, или же решительно содействовать скорейшему водворению мира на многострадальном Донбассе.