Мозаика народов и культур
Уже совсем скоро наши дети пойдут в школы. Среди прочих проблем в сфере образования с сожалением приходится констатировать, что с каждым годом уменьшается количество часов на изучение родного языка. И когда начинаешь говорить о проблемах, связанных с исчезновением национальных языков, невольно задумываешься: может быть, установка такая? Так ведь ничего подобного!
Глава государства Владимир Путин постоянно говорит о необходимости сохранять национальные языки народов России. Обращая на это особое внимание глав регионов, российский лидер подчеркивает: языки народов страны являются неотъемлемой частью самобытной культуры, и «изучать эти языки – гарантированное конституцией право».
Нет нужды убеждать в целесообразности сохранения и дальнейшего развития родных языков в нашей полиэтнической республике. Они являются кладезем народной мудрости, прослеживают динамику изменения и развития нашего общества. Но выходит, что если рассмотреть процесс изучения этих языков на современном этапе, то он не выдерживает никакой критики.
Вспомним: в 90-е годы из-за грубейшей ошибки Министерства образования и науки РД «Дагучпедгиз» был закрыт. Контракты по изданию учебной литературы стали заключать с издательствами Москвы и Санкт-Петербурга. Эти коммерческие издательства, не располагая специалистами, владеющими хотя бы одним дагестанским языком, затягивают и усложняют и без того очень сложную и весьма ответственную работу.
Совершенно неприемлемым, да и несправедливым в сегодняшней политике является абсолютно непродуманное сокращение количества учебных часов на изучение родных языков. Без всякого обсуждения вначале было выделено 5 часов, потом перешли на 4, 3, а теперь и на 2 часа. Подобный подход свидетельствует о постепенном умерщвлении наших универсальных языков – нашей духовной жизни. Ведь родной язык – душа и сердце каждого человека. Язык есть – народ есть. Нет языка – нет и народа.
А между тем Дагестан как «страну гор и гору языков» на весь мир прославили «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский, поэт аула и планеты Расул Гамзатов и многие другие дагестанские поэты и писатели, сочиняя свои произведения именно на родном языке. Это лишний раз свидетельствует о том, что каждый человек с детства должен воспитываться в максимально уважительном отношении в первую очередь к своей национальности, её культуре, обычаям и традициям. Ведь Дагестан – это мозаика народов и культур.
К слову, вспоминая работу в Сьерра-Леоне, переживаю даже за африканцев, живущих в этой стране. Еще в те далекие времена англичане, превратив эту республику в свою колонию, запретили мусульманам и христианам общаться на своих родных языках банту и крио. В результате весьма трудно было общаться с ними как на английском, так и на их родных языках. Вместе с тем все их обычаи, культура и традиции ушли в прошлое. Тогда из каждой африканской республики ежегодно принимали на учёбу по 15 человек для подготовки специалистов по различным областям. И мы еле-еле отбирали кандидатуры для отправки в Советский Союз на учёбу. Приблизительно то же самое ожидает и нас, если мы не сохраним свои родные языки.
Совершенно неприемлемым, да и несправедливым в сегодняшней политике является абсолютно непродуманное сокращение количества учебных часов на изучение родных языков. Без всякого обсуждения вначале было выделено 5 часов, потом перешли на 4, 3, а теперь и на 2 часа
К существующим проблемам стоит отнести сохранение и дальнейшее развитие НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи – самого крупного и весьма востребованного отдела Министерства образования и науки Дагестана. Однако, работая и в этом институте более 20 лет, ни разу не видел, чтобы в заседаниях учёного совета или на других мероприятиях принимало участие руководство министерства. Ведь часто возникает очень много вопросов, в решении которых требуется обязательное участие специалистов профильного ведомства.
К примеру, в связи с переходом школ на пятидневное обучение часы на родной язык в большинстве школ сократили до 1 часа. Хуже всего, что, несмотря на неоднократные просьбы экспертов, в программах, учебных планах и других документах до сих пор существует приписка «Изучать родной язык как в сельских, так и в городских школах по усмотрению родителей и желанию детей». Это самый опасный шаг, способный привести к умерщвлению наших родных языков. Этому способствует и поведение некоторых родителей, с большой радостью поддерживающих общение детей на русском языке и игнорирование родного языка.
Словом, проблем, связанных с изучением и исчезновением наших языков, много. Все имеющиеся вопросы заслуживают особого внимания не только со стороны руководства республики, глав всех районов, но и профильного министерства. Повторюсь, по твердому убеждению ученых, следует исключить из учебных планов, программ и других документов рекомендации типа: «изучать родной язык или посещать уроки родного языка по усмотрению родителей и желанию детей»; «изучать дисциплину «Культура и традиции народов Дагестана» на родном языке по усмотрению директоров школ» и т. д. Вместо этого следует включать рекомендации, обязывающие каждого учащегося в совершенстве владеть материнским языком.
Научная общественность крайне обеспокоена создавшимся положением, но, несмотря на то, что ежегодно пишем об одном и том же, бьём тревогу, никакой реакции до сих пор нет как со стороны ответственных руководителей, так и со стороны общественности, в том числе и читателей средств массовой информации.
Неужели всех всё устраивает, как будто так и должно быть? Неужели дагестанцы готовы забыть свои традиции и потерять свою идентичность, известную во всем мире? А ведь именно с нашими языками и связана наша уникальность и неповторимость.
Кому не чужда эта проблема, откликнитесь, поднимайте эту проблему, освещайте ее в СМИ. Давайте все вместе дружно решим ее на благо нас самих и наших потомков!