Нагорный Карабах: дежавю…
Мир словно плавильный котёл. И остаётся только уповать на небеса в надежде остановить апокалипсис, готовый поглотить неразумную планету. Кто же повинен в этом? Смешавшая все карты пандемия или всеобщая агрессия, которая, словно пятна на солнце, не дает покоя человечеству? И на поверхности то и дело возникающих конфликтов страны и континенты, где, казалось бы, нет повода для конфронтаций, но вновь всплывают ранее почти урегулированные вопросы или во всяком случае находящиеся под дипломатическим контролем.
И тот же застаревший вопрос с Нагорным Карабахом, словно больная мозоль, которая не просто саднит, но и кровоточит, несмотря на все усилия международного сообщества. Если же обратиться к истокам давней истории, то, помнится, в теперь уже далеком 1991 году в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике прошел референдум о независимости без согласия на то Азербайджана и не был признан на международном уровне государствами-членами ООН. Тогда межнациональная конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом.
Конфликт между армянами и азербайджанцами по национальному признаку назревал давно, но обострился в последние годы существования СССР. За всю историю советского государства азербайджанское население Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана — выросло с шести процентов до двадцати трех. Но уже в 1988 году, когда ослабевшая страна начала медленно падать в пропасть от непродуманных экономических, политических реформ, в Сумгаите, неподалеку от Баку, произошли первые погромы, в которых погибло несколько десятков человек, после чего из Армении начали автобусами вывозить азербайджанцев, а из Азербайджана — армян.
После нападения на армянское население в Баку в 1990 г. были введены войска. А через месяц после пресловутых Беловежских соглашений, закрепивших распад СССР, о своей независимости объявила Нагорно-Карабахская республика, после чего регион на несколько лет охватила война. Соглашение о прекращении огня было подписано только в 1994 году. Так, после нескольких лет братоубийственной войны был подписан трехсторонний документ, чем завершилась военная фаза эскалации насилия. Под контролем непризнанной НКР осталась большая часть территорий бывшей автономии в прилегающих к армяно-азербайджанской границе, сохраняя контроль с обеих сторон, что тем не менее не помешало каждому приграничному государству то и дело нарушать его. Да, до поры до времени обе республики сохраняли худой мир, что, как известно, лучше доброй ссоры. Но вновь разыгравшийся конфликт территорий в новейшей истории сработал словно часовой механизм заложенной бомбы, хотя противостояние росло на уровне обмена колкостями политических лидеров двух соседних государств и не было неожиданным ни для Азербайджана, ни для Армении. И что случилось, то случилось.
Столкновения в Нагорном Карабахе происходят с применением танков, летательных аппаратов, артиллерии… Обе стороны синхронно сообщают о жертвах среди военных, мирного населения. В ответ на столкновения в Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской республике объявлено военное положение как в Азербайджане, так и в Армении. Пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской республики сообщает, что Азербайджан наносит ракетные и воздушные удары по территории мирных населенных пунктов, в том числе по Степанакерту, и власти вынуждены призвать население города укрыться в бомбоубежищах. В свою очередь Минобороны Азербайджана заявляет о начале крупномасштабной контрнаступательной операции с армянской стороны, в ходе которой погибли и были ранены мирные жители.
МИД РФ выражает серьезную обеспокоенность резким обострением ситуации, призывая «противоборствующие стороны проявить сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня»
Необъявленная война пошла по привычному сценарию дежавю, и в который раз обе стороны, зеркально обвиняя друг друга, разыгрывают военную карту, призывая мировое сообщество примкнуть к воюющим сторонам. Словесная перепалка началась с утверждениями о правоте, неправомерной военной диспозиции воюющих сторон. Так, Минобороны АР заявило, что заняты семь сел. В ответ Минобороны Нагорно-Карабахской республики опровергает эти утверждения, уверяя в том, что «заявление Минобороны АР о якобы оккупированных шести населенных пунктах не соответствует действительности и это очередная информационная провокация азербайджанской пропагандистской машины». Обе стороны упрекают друг друга в понесенных жертвах.
Азербайджан ограничил доступ Интернета во всех частях страны после приграничных боев с Арменией. А глава правительства Армении Николо Пашинян обвинил власти Азербайджана в крупномасштабной провокации, в открытую заявив, что «недавние агрессивные заявления руководства Азербайджана, широкомасштабные совместные военные учения с Турцией, а также отказ от предложений ОБСЕ для проведения мониторинга отчетливо указывают на то, что эта агрессия была заранее спланирована и представляет собой крупномасштабную провокацию против мира и безопасности в регионе». Забыв, правда, упомянуть, что за день до наступления армянские военные вели огонь из крупнокалиберных пулеметов и снайперских винтовок по разным направлениям вдоль линии фронта, нарушив режим прекращения огня.
Что ж, очевидно, что вот так разом прекратить вооруженное противостояние не удастся, а это означает, что вновь прольется кровь и матери с обеих сторон будут оплакивать невинные жертвы. И понятно, что две соседние бывшие советские республики, считающие себя вполне самостоятельными, более того, Армения не демонстрировала свою независимость, заигрывая то с НАТО, то с Евросоюзом, то теперь, когда клюнул жареный петух, первое, что сделал Н. Пашинян, позвонил Путину с просьбой о помощи. Как видно, Армении стало не по себе от заявлений Турции, объявившей о намерении поддерживать Азербайджан, и «Армения играет с огнем и ставит под угрозу региональный мир».
Сегодня весь мир призывает остановить насилие в Карабахе. Вот даже Папа во время воскресной мессы в Ватикане, обращаясь к Армении и Азербайджану, призвал остановить войну в Карабахе. По мнению аналитиков, чертова пандемия, спровоцировав экономический коллапс во всем мире, усилила накопившиеся внутренние противоречия армянского и азербайджанского обществ, нанеся значительный урон экономикам двух стран. А накал страстей достиг критической точки. Вот Николо Пашинян раскритиковал Баку за неготовность к прямому диалогу с Нагорным Карабахом. А Ильхам Алиев в ответ потребовал от Еревана прекратить финансирование «нелегального образования и полностью уйти с территории Азербайджана».
И с точки зрения международного права восстановление территориальной целостности вполне реально, поскольку юридически Нагорный Карабах и несколько примыкающих к нему районов принадлежат Азербайджану, считают политологи.
В свою очередь МИД РФ выражает серьезную обеспокоенность резким обострением ситуации на границе Армении и Азербайджана, призывая «противоборствующие стороны проявить сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня. Со своей стороны МИД России готов оказать необходимое содействие для стабилизации ситуации». Россия может выступить гарантом, организовав так называемые переговорные мосты, считают аналитики, лишний раз доказывая, что не стоит пренебрегать северным соседом, с которым обе стороны повязаны не только общей историей, но идентичностью, единым культурным пространством, той незабываемой прошлой жизнью, в которой было больше хорошего, чем плохого.
Так есть ли однозначное решение этого территориального вопроса? Трудно сказать. Вопросы эти сложные, требующие серьезной экспертной оценки. И Россия — это тот самый катализатор, который вывел бы на финишную прямую долгоиграющую проблему.
Тем временем противостояние только набирает силу. И вдоль линии соприкосновения с обеих сторон идут интенсивные обстрелы. Поступают сведения о потерях. Россия призывает обе стороны немедленно прекратить огонь и приступить к стабилизации. И стоит прислушаться, нет, не к деловому партнеру, а к брату, готовому, как это было всегда, подставить свое крепкое, надежное плечо.