X

Настроить мир на новую волну

Вселенский разум, напророченный писателями-фантастами, приобретает все более обозримые очертания, словно подталкивая человечество к мысли, что мировое правительство – вещь вполне реальная, а не придуманная некими прорицателями конструкции будущего. Так или иначе планета дает понять, что слишком велик раскол мира, напоминающий о конце света. Не в силах справиться с невиданной агрессией, Земля отвечает людям природными катаклизмами, предупреждая, что, если люди не опомнятся, их ждет катастрофа.

Да, существующие в мире общественные организации, так или иначе влияющие на миропорядок, кажется, уравновешивают полярные позиции государств, претендующих на роль супер­-
держав. Но роль той же ООН в глобальных конфликтах рассматривается экспертами как недостаточная: оказываясь под давлением США, она так и не сумела предотвратить множество кровопролитных конфликтов в мире. И совсем не случайно на встрече в Израиле Путин предложил провести встречу глав России, Китая, США, Франции, Великобритании — основателей организации и постоянных членов Совета Безопасности ООН. Инициативу, озвученную Путиным на Всемирном форуме памяти жертв Холокоста, поддержала и ООН.

Знаковым событием является и то, что в нынешнем году отмечается годовщина организации, созданной по окончании Великой Отечественной странами антигитлеровской коалиции. И аналитики проводят невольные аналогии с духом Ялтинской конференции, продемонстрировавшей в 1943 г. союзническую верность в борьбе с фашизмом, что должно придать предстоящему саммиту символический характер и послужить «высоким идеалам и ценностям, за которые сражались наши предки». Да что там говорить, Путина невозможно переиграть, и он высказал то, что давно витало в воздухе и касалось не только ливийского вопроса, требующего общественного вмешательства, но и послужило поводом, чтобы напомнить о последствиях кризиса управляемости и отсутствия единства по ключевым вопросам международной безопасности, от чего порой устраняется Совбез ООН.

Согласитесь, более чем благая цель, в которой, казалось бы, трудно усмотреть подтекст. Но вот, например, украинские политики и в этом умудрились разглядеть способ давления на «незалежную» и заявляют об этом, даже не пытаясь сохранить благопристойное лицо. Формулировка Путина «защитить и сохранить мир» для не соблюдающей Минские соглашения Украины все равно, что нож в спину. А местные аналитики язвят, констатируя, что страна живет по системе международного американского права. Российский же лидер пытается придать прикладной характер ООНовским резолюциям, которые порой носят необязательный, рекомендательный характер.

Эрозия миропорядка подталкивает мир к самоуничтожению. Смена правительств, режимов, подвергающихся атаке более мощных, наглых государств, приводит не только к разобщению, но и дроблению территорий, управляемых извне странами-кукловодами, создающими все более совершенные схемы давления, изобретающими интернет-технологии, подавляющие сознание, превращающие людей в управляемых зомби. Собственно, тот же искусственный интеллект – это ведь не только невероятный технический прогресс, но и опасная игрушка, готовая взорвать мир глобальными трансформациями, оглуплением человечества умным мозгом.

Так что спасет мир – земляне или умные машины, диктующие ему свои условия? Ответить на эти вопросы должны государства, каждому из которых выгодно держать мир в управляемых уздцах, предупреждая возможные каверзы однополярного мира, где пытаются царствовать США. И предложение Путина, смешавшего в один миг карты стране, претендующей на центр силы в мире, прозвучало как нельзя вовремя. Он сделал точный расчет, касаясь в том числе современного состояния стран Восточной Европы, продвигающих исторический нарратив как оружие в политической борьбе.

Как выяснилось, ООН не против саммита. Более того, эта общественная организация должна была выступить с подобной инициативой, не дожидаясь Путина. Но сегодня ООН скорее дипломатическое поле битвы, где сводят счеты политические противники, сталкиваясь с серьезными вызовами. Ведь ситуация в мире становится все острее и острее.

Нетрудно понять и другое: почему столь неопределенно по саммиту высказались США и Великобритания. Слишком крепкими узами повязан этот тандем. И непосвященному трудно разобраться в хитросплетениях отношений между более чем привязанными друг к другу компаньонами.

Ни для кого не новость, что мир снова на пороге войны. И об этом уже в открытую говорит Генсек ООН Антониу Гутерриш. Он признает, что в мире все больше людей гибнет в террористических актах, растет угроза ядерной войны для всего человечества. Происходит вселенское переселение народов, усиливается климатическая катастрофа, растут недоверие друг к другу и неравенство, падает доверие к политическим институтам. Нас пугает обратная сторона технологического процесса: он несет огромные блага, но люди ими злоупотребляют для совершения преступлений. Более чем точная формулировка состояния современного миропорядка.

Аналитики признают, что давно назрела необходимость пересмотреть политическую карту мира, но не с точки зрения географической устроенности, хотя до недавнего времени США, Великобритания уверяли, например, что Сибирь и Урал принадлежат не России. А Китай внаглую продолжает осваивать приграничные российские территории, вывозя за копейки ценнейшую древесину, прокладывая трубы к уникальному пресному Байкалу, захватывая под видом аренды и нещадно эксплуатируя территории, на которых уже ничего не может вырасти.

И так уж вышло, что многое в нашей жизни зависит от той экономики, что теснейшим образом связана с внешнеполитическим курсом нашей страны. И что бы там ни говорили, важно понять каждому, что авторитет страны зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Сирия же оказалась тем решающим аргументом в очередной замысленной США «цветной революции», исход которой был бы таким же кровавым, как в покоренных ими ближневосточных странах.

Тогда, в 2015 году, Россия оказалась в центре мирового сообщества, повлияв на восстановление контроля над большей частью Сирии, плавно перейдя к политическому урегулированию в этом ближневосточном регионе, подняв на невиданную высоту авторитет Москвы в мире. И на сегодняшний день Россия занимает твердую позицию в отношении целостности Сирии и других государств.

Болезненной для американцев темой остается и Украина. Спецпредставители ООН от американской стороны, выражая озабоченность о самостийности Украины, не раз пытались доказать ООНовцам, что Россия – главный враг Украины. Но вместе с тем «русский фактор» все же возобладал в политических событиях в этой стране. И с этим невозможно не считаться. Даже экс-глава МИД Украины Климкин, заявив о «большой тревоге», призвал Украину договариваться с Москвой.

Но на самой Украине настроения более чем пессимистичные. Политические новации Зеленского оказались под ударом. И на него с одной стороны давят порошенковские ставленники, с другой – США, даже не пытающиеся прикрыться фиговым листком, чтобы отвертеться от упреков в колониальной политике на Украине. И если Европа подгоняет «незалежную» скорее решать вопрос с Донбассом, то США с точностью до наоборот предпринимают всё, чтобы воспрепятствовать этому. И мир на Украине, как и вопрос федерализации в Донбассе, остается сложным, непредсказуемым.

Но новый поворот усиления роли ООН, стран, в силах которых настроить мир на новую волну, всё же рождает, пусть и малую, но надежду на то, что люди опомнятся и поймут: нет ничего дороже свободы и мира без войны.

Статьи из «Власть и общество»