Наука нуждается в поддержке. И она её получит
8 февраля в России традиционно отмечается День науки. Дата, несомненно, важная, но и в целом 2021 год для ученых обещает стать особенным – в стране он объявлен Годом науки и технологий. Соответствующий Указ был опубликован в конце декабря.
– Конечно, это очень значимое событие для всего научного сообщества, – говорит председатель Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Акай Муртазаев. – Считаю, что основным побудительным мотивом здесь явилась пандемия коронавирусной инфекции. Пришло наконец-то понимание того, что без фундаментальной науки решать крупные экономические и социальные проблемы невозможно.
Да, было бы логично приурочить такой год к 300-летию со дня образования Российской академии наук (2024 г.), однако к этой дате можно привязать какое-нибудь другое событие, отмечает Муртазаев. Важно то, что наука получит поддержку, ведь долгое время ей не уделяли серьезного внимания.
– У нас было много различных программ, которые призваны развивать и академическую, и вузовскую науку, но в большинстве случаев этого развития на деле не происходило, – с сожалением констатирует Акай Курбанович. – Теперь же в течение года будут проводиться массовые мероприятия, разработаны академические программы, цель которых как раз привлечь внимание к науке.
По его мнению, самая главная проблема отрасли сегодня – это недофинансирование. По удельному весу затрат на науку в ВВП (1%) Россия существенно отстает от ведущих стран мира, этих вложений явно недостаточно. А самое главное для ученого – наличие условий, возможностей для создания и последующей реализации своих разработок на практике, он должен чувствовать себя комфортно, не думать о хлебе насущном. В таком случае не будет оттока из России высококвалифицированных кадров в Европу и Америку. Наоборот, наметится обратный процесс, уверен наш собеседник. Как это было в эпоху Петровских преобразований, когда, собственно, по велению царя и создали Академию наук. Со всей Европы началась утечка мозгов в Россию, это, в частности, Эйлер, Бернулли, ряд других выдающихся математиков того времени. Побросав свои университеты, они двинулись в Петербург, в Императорскую академию.
Трудно не согласиться с Акаем Курбановичем. Возможно, лучшие открытия состоялись давно, поскольку в свое время гении охватили даже больше, чем было можно. Современные ученые понимают, что новое слово в науке – дело крайне сложное. Тем не менее в стремлении сделать нашу жизнь комфортнее они пребывают в постоянном поиске. И им необходима поддержка. Наука – процесс творческий и материя тонкая, она любит тишину и покой, наскоком тут ничего не делается. Надо создавать условия, поднимать престиж науки, заниматься ее популяризацией, тогда новые яркие имена непременно появятся.