Не услуга, а важнейшая миссия
На недавнем заседании Президиум Государственного Совета обсудил задачи субъектов Российской Федерации в сфере общего образования.
Повестка дня была насыщенной – речь шла и о качестве образования, и о ремонте школ, и об оснащении их современным оборудованием, и о введении должности советника директора по воспитанию, о перспективах повсеместного введения «продлёнки», о заработной плате педагогов… Но в соцсетях особенно бурно обсуждаются две темы. О них и поговорим более подробно.
Первая связана с мнением учительницы истории из Ярославля. Она с нескрываемой обидой в голосе посетовала Президенту Путину, что она «не оказывает услугу», а учит и воспитывает подрастающее поколение. Как известно, наша бюрократия сочла, что учителя, врачи и даже журналисты кому-то оказывают услуги. Реакция главы государства была предсказуемой: «Если людей это как-то задевает и они считают, что это обедняет высокую общественную значимость их труда, давайте подумаем, как внести корректировки в законодательство», – сказал он. В своем выступлении руководитель Минпросвещения России Сергей Кравцов также согласился, что педагог всегда был в центре системы образования. «Это не оказание услуг, а важнейшая миссия», – подчеркнул он. Только вот непонятно, почему же он до сегодняшнего дня мирился со словосочетанием «образовательная услуга».
Вторая тема связана с инициативой воспитателя из «Артека», предложившего ввести в российских школах ежедневную церемонию поднятия Государственного флага. Оказалось, идея не только витает в воздухе, она обсуждалась на уровне курирующего вице-премьера. Владимир Путин также поддержал проведение подобных церемоний.
В некоторых странах такой церемониал давно установлен. В частности, как пишет mk.ru, в государственных школах Турции, Таиланда, Индонезии предусмотрено исполнение государственного гимна и поднятие флага перед началом занятий. Если для кого-то эти страны не являются образцом для подражания, приведем в пример «светоч демократии» – США. Там во многих школах практикуется поднятие флага, сопровождаемое клятвой верности («Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он символизирует…»).
Верховный суд США еще в 1943 году постановил, что детей нельзя принуждать к прочтению клятвы, однако из 50 американских штатов клятва верности законодательно утверждена к произнесению в 33. В остальных штатах администрация каждой школы решает этот вопрос самостоятельно.
Поскольку идея поддержана на самом высоком уровне, ни у кого не возникнут сомнения, что перед занятиями флаг будут поднимать и у нас. Остаются только вопросы технического характера: когда введут такой церемониал? С началом нового учебного года, до которого остаются буквально считанные дни? А школы готовы к этому? Если в школе, как у нас в городах, занимаются в две, а то и в три смены, нужно ли поднимать флаг перед каждой сменой или же, как в той же Индонезии, достаточно, чтобы флаг поднимался по понедельникам и оставался на ветру всю неделю?
И другой вопрос. Россия – федеративное государство, и каждый субъект имеет свой гимн и флаг. Было бы логично вместе с Государственным флагом поднимать и флаги субъектов Федерации. Школьники должны испытывать патриотические чувства как к стране, так и к своей республике, краю, области.