Купить PDF-версию
18:13 | 25 ноября, Пн
Махачкала
X

Новая точка отсчета. Время пошло

Глобальные коммуникации… На них делают ставку политики, эксперты, убежденные в том, что мир возможно сохранить, если над амбициями возо­бладают разум, здравый смысл вне зависимости от того, насколько успешными или неуспешными с разных позиций могли оказаться переговоры Путина и Трампа, двух ключевых фигур, определяющих геополитику в мире. А они более чем убедительные, о чем свидетельствуют сдержанные оценки экспертов, трезво оценивающих политический потенциал лидеров двух супердержав.

В фокусе российского и американского президентов оказались международные конфликты, вопросы нераспространения ядерного оружия, урегулирования конфликтов на юго-востоке Украины, в Сирии, стабильности на Ближнем Востоке, борьбы с международным терроризмом. Все эти проблемы должны находить выход, избавляя мир от непредсказуемости.

Несмотря на схожесть взглядов, политики вовсе и не скрывали различия своих позиций. В частности, Трамп назвал иранскую ядерную сделку ошибкой, тогда как европейские партнеры решили придерживаться прежних позиций. Он также выразил свое отношение к присоединению Крыма к России, заявив, что это незаконно. В ответной речи российский лидер дал четкий и ясный ответ: «Мы считаем, что провели референдум в строгом соответствии с международным правом, Уставом ООН. И Россия считает вопрос присоединения Крыма закрытым для обсуждения». Уже на совместной пресс-конференции по итогам саммита оба президента отметили конструктивность диалога, признав, однако, что российско-американские отношения находятся в наиболее низкой точке за всю историю. И к такому результату привели ошибки как со стороны Вашингтона, так и со стороны Москвы, убежден Трамп. Но главное в позиции мировых лидеров – диалог, так необходимый накаленной, словно солнечный диск, от бесконечных войн планете.

Удивительные трансформации, происходящие в мировом сообществе, порой не поддаются существующим прежде представлениям. Эксперты признают, что в современном мире всё гораздо праг­матичнее, жестче, формулировки прямолинейны, иной раз до неприличия оскорбительны. Из обихода политиков нового толка уходят прежние аскетичность, выдержанность дипломатической школы, высокая переговорная тональность. Кажется, мир возвращается к тем «пещерным» временам, когда общение сторон сводилось к сведению счетов палицами и метко пущенными противником стрелами. Неужели планета, устав от бесконечных войн, возвращается к исходной точке? Но и в этом случае мир приобретает качественно иные, чем прежде, характеристики, кардинально меняя планетарную картину.

А тут еще грядут выборы Трампа на второй срок. И он торопится, с завидным упорством пытаясь изменить прежнюю риторику США, заигрывая, но одновременно продолжая вести жесткую политику на Ближнем Востоке, с Ираном. Психология торговца, привыкшего ради прибыли совершать самые невероятные операции, приводит к абсолютной непредсказуемости Трампа. Вместе с тем смена его парадигмы от противодействия к взаимодействию – вполне жизнеспособная конструкция, так или иначе создающая возможность сосуществовать в одном правовом поле различным политическим системам, но не забывая, что в оборонительной доктрине США Россия и Китай по-прежнему остаются главными стратегическими противниками.

Вполне возможно, что Америка вновь проголосует за «незадачливого» президента, как в свое время за Обаму, получившего Нобелевскую премию мира и не моргнув глазом развязавшего войну в Сирии. Парадоксы политической доктрины Штатов уже никого не удивляют, как и их настойчивое желание владеть миром в той или иной форме. Трамп Трампом, а Пентагон свое дело знает и зорко наблюдает за его перемещениями по всему свету. И нет сомнений, что России еще не раз придется столкнуться с беспощадной машиной заклятых друзей, без устали ставящих нам палки в колеса.

Кажется, амплитуда политической, экономической борьбы достигла невероятного накала, и только диалог, равновесие, способность трезво оценить то, что происходит в мире, позволяют сохранять хрупкий баланс. И Путин выверяет каждый свой шаг, призывая политических партнеров, в том числе и Евросоюз, США, исходить из целесообразности, мудрости, расчета в отношениях с миром. Согласитесь, следовать формуле привычных стандартов вовсе неблагодарное дело, если правила игры соблюдает лишь одна из сторон. Если же послушать Трампа, то можно вообразить, что он готов на любые компромиссы. Выйти из НАТО – пожалуйста, говорит он своим партнерам по Североатлантическому блоку, но если не хотите, чтобы он превратился в мыльный пузырь, платите за членство столько же, сколько и Америка.

Не обращая внимания на королеву, Трамп вышагивает по плацу, забыв об этикете, ухмыляется, не чувствуя, что Англия встретила его отнюдь не с распростертыми объятиями, выдавая ехидные комментарии в его адрес. Обессиленная же Великобритания готова клонировать еще сотню Скрипалей, только бы остановить переговорный процесс с Россией. А Трамп добродушно высказывает мысль о том, что подавший в отставку Борис Джонсон был бы неплохим премьером островного государства, поскольку в самой Англии налицо признаки политического кризиса.

США сходят с ума от Трампа, вовсе не агрессивного, а нацеленного на долгосрочный диалог с Путиным. «Трамп на крючке у Путина», – твердят полные негодования американские ястребы. Но им ­невдомёк, что на их глазах создается новый мир, устремленный в будущее.

Статьи из «Власть и общество»