Новые образовательные горизонты


В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году началась массовая компьютеризация школ. С тех пор компьютер в школах из экзотической новинки превратился в образовательный инструмент. Сейчас практически завершено подключение школ к сети интернета. Что это даёт школам? Какие горизонты открываются? Ответить на этот и другие вопросы любезно согласился министр образования и науки РД Алексей Гасанов.
— Алексей Петрович, Вы уже называли средние баллы по ЕГЭ – по математике он равен 3, а по русскому языку не дотягивает даже до этой цифры. О чём они говорят?
— Они показывают уровень школьного образования в республике. Эти цифры являются свидетельством того, что процесс обучения в школах требует критического анализа и пересмотра некоторых позиций в организации учебного процесса. Они говорят еще о том, что, несмотря на усложнение контрольно-измерительных материалов, ужесточение требований его проведения, динамика приращения среднего балла положительна. Результаты ЕГЭ мы еще долго будем анализировать, обсуждать, в частности, на августовских педагогических чтениях. Уже можно даже говорить о каких-то конкретных шагах, направленных на улучшение ситуации. Есть много задумок, думаю, что к началу учебного года они трансформируются в конкретные решения. В частности, нам необходимо акцентировать внимание на тех позициях, которые будут перспективны в следующем году. Это и дальнейшая реализация национального проекта по образованию, и информатизация процесса образования, его оптимизация. Заметные изменения претерпит и национально-региональный компонент образования.
— А что входит в этот компонент?
— Сюда входит изучение родных языков, культуры и традиций народов Дагестана, истории горного края, издание учебников, создание системы их грифования. Мы в городских школах в программу первых классов ввели один час на изучение родных языков. Для восьмиклассников введён один час на предмет «Культура и традиции народов Дагестана» (КТНД) и добавлен один час на изучение родного языка. В старших классах предметы национально-регионального компонента введены в инвариантную часть учебного плана, то есть стали обязательными для всех школ. В частности, в учебный план включены 2 часа на изучение дагестанской литературы и по одному часу на изучение родного языка, КТНД и истории Дагестана.
И еще такое новшество. С начала нового учебного года история Дагестана будет изучаться с шестого класса, но уже как составная часть истории России, то есть в той же хронологической последовательности. Что происходило в Дагестане, когда Наполеон на белом коне гарцевал по мостовым Москвы? Каким эхом отозвался залп «Авроры» в наших горах? Что происходило у нас, когда бушевала Гражданская война? Мы все ведь понимаем, что нельзя отделять историю Дагестана от истории России. Для изучения этого предмета в той же хронологической последовательности нужен и соответствующий учебник. И он подготовлен силами ведущих историков ДНЦ РАН – авторами являются М. С. Гаджиев, О. М. Давудов, А. Р. Шихсаидов.
Есть и другие новинки. Издательство НИИ педагогики подготовило 18 новых учебников, часть из них уже поступила в Учколлектор. Среди новинок особо хотелось бы отметить учебники по аварскому и даргинскому языкам для первоклашек и для них же «Окружающий мир» на 6 дагестанских языках.
— Нацпроект «Образование» принёс в каждую школу компьютеры. Как они используются?
— Компьютер сам по себе без включения в сеть интернета мало что даёт. Применение интернет-технологий в школах, обеспечение доступа педагогов и учащихся к ресурсам интернета стало важнейшим элементом государственной политики в области образования. Сейчас процесс этот практически завершён повсеместно. Что касается нашей республики, то могу назвать такую цифру – в сеть включены 1279 школ. Интернет-технологии позволили создать систему федеральных образовательных порталов, в том числе портал информационной поддержки Единого государственного экзамена, ряд тематических порталов по областям знаний и направлениям образовательной деятельности. То есть, как и предусматривалось в федеральной целевой программе, создаётся «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
Решено в рамках интегрирования в эту единую образовательную среду в республике создать «Единый школьный портал». Этот проект предусматривает разработку и внедрение персональных сайтов в каждой школе. Появляются невиданные доселе возможности: пользоваться электронной библиотекой, изучать опыт лучших педагогов-новаторов, создавать свой новостной ресурс, устанавливать обратную связь, организовывать форумы, вопросы-ответы. Если мы раньше информационно-методические письма рассылали в управления образования, а те, в свою очередь, размножали их и рассылали по школам, то с внедрением этой системы появляется прямая связь с каждой школой. Исчезает необходимость директорам школ ездить с отчётами в управления образования, а работникам управлений – в министерство. И директора школ, и педагоги, и даже ученики получают возможность задать интересующий их вопрос любому специалисту, включая министра, и за короткое время получить квалифицированный ответ.
Как сейчас используются компьютеры? Где-то они стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а где-то их банально используют в качестве игровых приставок. После того как заработает единый школьный портал, мы уже сможем контролировать, сколько времени они работали, какие сайты запрашивали пользователи. Пилотный вариант проекта единого школьного портала собираемся запустить к первому августа в образовательных учреждениях Махачкалы и Каспийска. Затем к порталу ежемесячно будут подключаться по 2-3 образовательных учреждения и в других городах и районах. Сроки внедрения этого проекта можно было сократить, но проблема упирается в отсутствие нужных специалистов для создания и администрирования школьных сайтов.
— Интернет предоставляет и другую возможность – персонально работать с одарёнными детьми.
— Совершенно верно. И такой возможностью грех не воспользоваться. У нас, к слову, немало одарённых детей. Можно им давать персональные задания, наблюдать за их прогрессом, оперативно вносить коррективы в образовательный процесс, словом, растить современных Ломоносовых или Кулибиных. Такому подходу большое внимание уделяет и Президент Дагестана Муху Алиев. Свидетельство тому – президентские гранты и педагогам, использующим новаторские методы, и самим одарённым детям. Речь идёт о суммах, превышающих Государственную премию РД. Мало какой субъект Федерации может похвастаться такой поддержкой со стороны главы региона. Если раньше большей частью на такие гранты претендовали лишь столичные педагоги и школьники, то теперь интернет-технологии позволяют включиться в этот процесс практически всем педагогам и их воспитанникам.
— Но в то же время, когда одни дети активно осваивают просторы интернета, знакомятся с нанотехнологиями, других родители элементарно не пускают в школы. Или они ходят туда лишь до тех пор, пока научатся читать и писать.
— К сожалению, проблема эта существует. В минувшем учебном году учёбой не был охвачен 891 ребёнок школьного возраста, мы их всех знаем пофамильно. Часть этих детей проживают вдалеке от школы (на кутанах, маленьких хуторах) и не имеют возможности ездить каждый день в школу. Другая часть освобождена по состоянию здоровья на один год – таких было 37. Какая-то часть детей, к сожалению, необучаема вовсе – их число превышает 280. Стараниями педагогов в прошлом году в школы возвращены 247 детей.
— А насколько программа «Школьный автобус» помогает решению проблемы доставки детей, проживающих вдалеке от школы?
— Помощь эта просто неоценима. За детьми, проживающими вдали от школы, утром заезжает автобус, после уроков доставляет их домой. Спокойны и родители, и педагоги, не говоря о самих детях. Если эта программа в сельской местности позволила снять с повестки дня многие наиболее острые проблемы, то в городских они пока остаются. Наши города, да и сёла тоже, разрастаются стремительными темпами, и оказывается, что в нескольких километрах вокруг нет ни одной школы. В частности, в треугольнике между школами № 6 в Кяхулае, № 50 в Редукторном посёлке и № 6 в Каспийске заселённая людьми территория тянется почти на 10 километров, но нет ни одной школы. Такая картина складывается и в посёлке Семендер. Мы проблемы эти знаем, работаем над их решением. Республиканский бюджет программу «Школьный автобус» софинансировал в объёме 2-х миллионов рублей, и на эти средства приобретены несколько автобусов для городских школ. Мало того, за последние 2 года в республике возведено более 30 школ, и процесс этот только набирает обороты. Запланировано в ближайшие годы строительство и обновление по меньшей мере 100 школ. Достигнуто соглашение, что на эти цели могут быть привлечены кредиты Россельхозбанка.
— Завершить нашу беседу, Алексей Петрович, хотелось бы таким вопросом. Не получается ли так, что школы, ориентируясь на образовательный процесс, мало внимания уделяют процессу воспитательному?
— Я бы не стал делить эти процессы, ведь педагогика – не только, а может, не столько обучение, сколько воспитание. Разве образы литературных героев, их мысли, поступки не служат примером воспитания? Но должен сказать, что силами лишь педагогов воспитать подрастающее поколение невозможно. На воспитание ребёнка не меньшее влияние оказывают родители, пример их поведения, улица, всё общество в целом. Грубым навязыванием стереотипов поведения можно лишь добиться обратной реакции, реакции отторжения, противодействия. Уверен, что наши педагоги не только знают и понимают это, но и умело применяют на практике.
Статьи из «Политика»
Доходы выросли, но…

Оптимизация бюджетных расходов

Внимание и поддержка

Символ памяти

Планы стали реальностью

Память не отдадим!

Наследники победителей
