О новом порядке голосования избирателей по месту нахождения на президентских выборах 2018 года
В марте месяце текущего года, как известно, предстоит важнейшее событие в политической жизни нашей страны - выборы Президента Российской Федерации. Вместе с тем известно, что в избирательное законодательство страны в 2017 году были внесены некоторые изменения. В том числе введено такое понятие, как «голосование по месту нахождения», призванное упростить голосование для тех, кто в день выборов Президента Российской Федерации будет находиться не по адресу места жительства, по которому они зарегистрированы в органах регистрационного учета граждан. Прокомментировать данное законодательное нововведение мы попросили секретаря Избирательной комиссии Республики Дагестан Халида Халидова.
— В чём конкретно состоит содержание этого законодательного новшества, устанавливающего новый порядок голосования избирателей по месту их нахождения?
— Одним из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации является, как известно, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, гарантированная возможность участвовать в выборах в качестве избирателя.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации избирательные права являются основными, базовыми. Конкретные же формы и способы реализации избирательных прав граждан на отдельных стадиях избирательного процесса, в том числе на этапе составления списков избирателей, голосования раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который, как и любой другой закон, постоянно совершенствуется в интересах граждан и общества.
Так вот, в 2017 году статья 64 указанного Федерального закона была дополнена пунктом 16. Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», статья 27 которого была дополнена пунктом 4.1. Эти дополнения устанавливают, что при проведении выборов избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, устанавливаемом ЦИК России.
Для правильного восприятия термина «место жительства», хочу сразу пояснить, что под ним в соответствии с избирательным законодательством следует понимать именно адрес, по которому гражданин зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации.
С целью практической реализации вышеназванного законодательного нововведения было принято постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. № 108/900-7 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации».
— А в чём состоит практическая целесообразность, смысл и цель изменения в избирательном законодательстве? Для чего это сделано?
— Цель этого нововведения состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации гражданами активного избирательного права. Оно расширяет степень свободы граждан, значительно упрощает и делает максимально удобным участие в голосовании на выборах для тех, кто в день выборов будет находиться не по месту жительства.
Теперь каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, при условии выполнения в установленные сроки определённых процедур может принять участие в голосовании по месту своего нахождения. Он не ограничен необходимостью обращаться в избирательную комиссию именно по месту жительства, чтобы , как это было раньше, оформить открепительное удостоверение. Ему предоставлена возможность оформить заявление о включении в список избирателей того избирательного участка, на территории которого он будет находиться в день голосования.
Особенность нового порядка голосования по месту нахождения состоит также и в том, что раньше для получения открепительного удостоверения избиратель должен был в соответствующем заявлении указать обстоятельства, по которым ему оно требуется. Новый же порядок не предусматривает обязанность избирателя обосновывать причины или мотивы, по которым он желает проголосовать по месту нахождения. Так что преимущества нового порядка с точки зрения удобства прежде всего для самого избирателя совершенно очевидны и, думаю, не вызывают сомнений.
Кроме прочего, данная система организации голосования избирателей по месту нахождения, как представляется, должна повысить мотивацию к голосованию на выборах.
Хотя для самих избирательных комиссий, с точки зрения решения множества организационно вопросов, возрастания количества весьма ответственных технических процедур, порядок голосования по открепительным удостоверениям был значительно проще.
— Какие основные категории граждан, по-вашему, воспользуются новым порядком голосования по месту нахождения?
— Преимуществами нового порядка, наверное, прежде всего воспользуются командированные, граждане, выезжающие, в частности, на отдых в другие регионы страны, люди занимающиеся транспортными перевозками как внутри республики, так и за её пределами, прочие, скажем так, мобильные группы населения.
Значительный массив граждан, которые могут воспользоваться новым порядком голосования по месту нахождения, видимо, составят те из них, которые зарегистрированы по месту жительства в одном месте, а фактически проживают в другом. Наверное, никто не станет отрицать наличие довольно многочисленной дагестанской диаспоры в различных регионах Российской Федерации. Среди этих наших земляков, наверное, немало таких, которые, условно говоря, прописаны на территории республики, а фактически проживают в Москве, Ростове или ещё где — то и поэтому захотят проголосовать по месту своего нахождения.
Говоря о категориях граждан, которые, скорее всего, воспользуются возможностью проголосовать по месту нахождения в соответствии с новым порядком, нужно иметь в виду и такие факторы, как высокий уровень мобильности, неформальной внутренней миграции и деловой активности населения в пределах территории самой республики. К примеру, среди дагестанцев немало таких, которые зарегистрированы по месту жительства в сельской местности, но фактически проживают в городе. Немало среди сельских жителей и тех, кому часто приходится выезжать в города республики по различным делам, в том числе в силу особенностей индивидуальной трудовой деятельности (например, частный извоз).
Вот эти основные категории граждан и будут, наверное, голосовать по месту нахождения в соответствии с новым порядком. Хотя, в принципе, воспользоваться этой возможностью имеет право любой избиратель. Первое и главное условие – он должен в установленные сроки лично подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.
— Каковы эти сроки? Куда избиратель должен обратиться для оформления заявления?
— Это можно сделать в период, который начинается за 45 дней до дня голосования и заканчивается за 5 дней до дня голосования. На предстоящих выборах Президента Российской Федерации это период с 31 января по 12 марта 2018 года. Заявление в этот период времени может быть подано в пункты приёма заявлений при любой территориальной избирательной комиссии, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В эти же сроки заявление в электронном виде избиратель может также подать через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет».
Кроме того, в период, который начинается за 20 дней до дня голосования и заканчивается за 5 дней до дня голосования (с 24 февраля по 12 марта 2017 г.) избиратель может оформить заявление о голосовании по месту нахождения в любой участковой избирательной комиссии.
В период с 31 января по 12 марта 2018 г. при территориальных избирательных комиссиях в республике будет также функционировать 71 дополнительный пункт приёма заявлений.
Информация об адресах мест дислокации территориальных и участковых избирательных комиссий, всех пунктов приёма заявлений будут заблаговременно размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Дагестан в сети «Интернет».
Таким образом, в общей сложности только при территориальных и участковых избирательных комиссиях на территории республики будет функционировать 2040 пунктов приёма заявлений. В процессе приёма заявлений граждан о голосовании по месту нахождения также будет задействовано 56 территориальных подразделений ГАУ «МФЦ в Республике Дагестан», с которым Избирательной комиссией Республики Дагестан подписано соответствующее соглашение.
При этом в соответствии с графиком, утверждённым Избирательной комиссией Республики Дагестан, приём заявлений будет осуществляться:
в территориальных избирательных комиссиях — с 31 января по 12 марта 2018 г: в будние дни с 09.00 час. до 12.00 час. и с 14.00 до 17.00 час., в выходные и праздничные дни с 9.00 до 13.00 час;
в участковых избирательных комиссиях — с 25 февраля по 12 марта 2018 г: в будние дни с 13.00 до 18.00 час., в выходные и праздничные дни с 9.00 до 13.00 час., а в период с 13 марта по 17 марта 2018 г. — с 9.00 до 14.00 час.
График работы избирательных комиссий по приему заявлений избирателей будет доведён до сведения граждан через официальный сайт Избирательной комиссии Республики Дагестан в сети «Интернет», с использованием средства массовой информации, иных средств информирования избирателей.
Таким образом, достаточно широкая сеть пунктов приёма заявлений о включении в списки избирателей по месту нахождения, которые будут работать на территории республики, позволяет избирателям без особых проблем реализовать это своё право.
— Ещё один вопрос, который может заинтересовать наших читателей: с чем связано, что заявление можно оформить не позднее, чем за пять дней до дня голосования? Как быть, если до выборов осталось меньше пяти дней, а у избирателя по тем или иным причинам возникла необходимость выезда за пределы места жительства, где он должен быть включён в списки избирателей?
— Ограничение по формуле «45 – 5 дней до дня голосования» связано с тем, что информация обо всех заявлениях избирателей, поступивших за весь этот период по всей стране, должна быть введена в единую централизованную базу обработки заявлений ЦИК России. После обработки обобщённые сведения об избирателях, подлежащих исключению из списков избирателей на избирательных участках, где они зарегистрированы по месту жительства, а также об избирателях, подлежащих включению в списки избирателей на избирательных участках по месту их нахождения, должны быть направлены в соответствующие участковые избирательные комиссии. С учётом того, что на территории страны насчитывается около 95 тысяч избирательных участков, для обработки этого довольно массивного объёма информации, передачи её в соответствующие нижестоящие избирательные комиссии для реализации процедур, связанных с исключением или включением избирателей в списки избирателей, требуется значительное время. Вот эти 5 дней и отведены для осуществления всех этих процедур.
А на тот случай, если избиратель по тем или иным причинам не успел подать заявление в пределах 45-5 дней до дня голосования, предусмотрены иные сроки, а также иная форма заявления — так называемое специальное заявление для голосования по месту нахождения. Его можно подать менее чем за 4 дня до дня голосования и до 14:00 дня, предшествующего дню голосования (на выборах Президента Российской Федерации это период с 13 марта и до 14.00 час. 17 марта 2018 года). Однако, следует иметь в виду, что подать такое заявление можно только в участковой избирательной комиссии того избирательного участка, на территории которого избиратель зарегистрирован по месту жительства. При предъявлении специального заявления и паспорта в день голосования избиратель будет включён в список избирателей на избирательном участке, указанном в этом заявлении. В целях защиты заявления от подделки на него наклеивается специальная марка, которая является документом строгой отчётности и имеет единую нумерацию на всей территории страны. У марки будет отрывная часть, ее вклеят в список избирателей при выдаче избирательного бюллетеня.
Судя по тому, что Вы рассказали, реализация на практике порядка голосования избирателей по месту нахождения – процедура довольно сложная. Кроме того, многие граждане могут и не знать о возможности проголосовать по месту нахождения в соответствии с новым порядком.
Главное состоит в том, что для самого избирателя эта процедура не представляет особых сложностей. Как мы уже говорили, достаточно лично обратиться в любой из многочисленных пунктов приёма заявлений, предъявив при этом паспорт гражданина Российской Федерации. При необходимости нашими коллегами в пунктах приёма заявлений избирателям будут даны соответствующие консультации и оказано необходимое содействие в оформлении заявления.
Что касается осведомлённости граждан о новом порядке голосования по месту нахождения, Избирательной комиссией Республики Дагестан, нижестоящими избирательными комиссиями будет развёрнута широкая информационно-разъяснительная работа с использованием возможностей республиканских, муниципальных электронных и печатных СМИ, наружных информационно–рекламных средств, иных средств информирования граждан. Всю необходимую информацию о порядке и сроках подачи заявлений, об адресах и номерах телефонов соответствующих избирательных комиссий, графике их работы по приему заявлений уже сегодня можно получить через официальный сайт Избирательной комиссии Республики Дагестан в сети Интернет.