«О спорт, ты – мир!»
Кажется, чемпионат мира по футболу заполнил все пространство. Экспрессивный, яркий, фееричный, завораживающий, он овладел не только фанатами, но и теми, кто скептически оценивал возможности российской сборной. «Вы стали быстрее бегать?» – допытывалась журналист Ирада Зайналова у тренера российской команды С. Черчесова. «Нет, просто мы играем на своей территории, а дома, вы знаете, и стены помогают».
Феномен российской сборной необъясним. Он не просто поражает, он вызывает чувство гордости за свою страну, которая умеет сосредотачиваться в трудные для нее времена и выигрывать. Одержимость и страсть, эмоциональные вибрации передаются, захватывая выплескивающимся восторгом, всеобщим ликованием, а российский гимн звучит как душевный порыв. Нам так этого не хватало все эти трудные десятилетия. Но мы выстояли, мы снова выигрываем, пусть и не всегда добиваясь стопроцентного попадания. Трудно было представить еще каких-то пять лет назад, что в малоизвестный в мире российский город Саранск приедут тридцать пять тысяч перуанцев, чтобы поболеть за своих футболистов, а центр Москвы будет усеян футбольными флажками болельщиков со всего мира.
Вот даже английский министр иностранных дел Борис Джонсон, страстно призывающий английских фанатов отказаться от поездки в непредсказуемую Россию, дабы не столкнуться там с медведями, разгуливающими по столичным проспектам, вовсе отказался от своих слов, якобы он не помнит. Но мы-то помним, вдоволь нахлебавшись упреков в теперь напрочь забытой постыдной скрипалевской истории, когда Россия дружно обвинялась натовскими партнерами, ныне разругавшимися между собой, не желая встречаться друг с другом, обмениваясь едкими колкостями и взаимными претензиями.
Политический феномен оказался поразительным явлением и для самих россиян, столкнувшихся с тем, что, даже проигрывая, российские соперники демонстрируют открытость, готовность к диалогу – спортивному, человеческому. Им нравится наша страна, люди – открытые, эмоциональные. А имена российских футболистов Головина, Черышева, Дзюбы оказались на устах самых известных в мире спортивных менеджеров, тренеров. Динамичный, острый, непредсказуемый, футбол притягивает, поражая воображение зрителей самого разного цвета кожи неистовой эмоциональностью на поле, невиданной красоты борьбой различных по манере игры команд, ранее казавшихся недостижимыми, далекими, как космос. Да, восемь голов в двух матчах – это серьезный показатель уровня российских футболистов. И нет сомнений в том, что, несмотря на исход чемпионата мира, российская команда уже вошла в число лучших команд мира.
Парадокс? Но разве мало политических парадоксов случилось за сравнительно небольшой отрезок времени. Это скорее перевес сил в мировом сообществе, где Россия переходит на первые роли, выступая как политический вектор, мягкая сила, призывающая к мирному диалогу, а не к торговым войнам, захватившим с головой членов Евросоюза.
Единая финансовая система Евросоюза дает сбой. А Меркель, известная своей изворотливостью, пытается вести собственную игру, уже не скрывая раздражительности в отношении Трампа, выступающего против наплыва мигрантов в Европу. Его прямо-таки ослиное упрямство, приведшее к тому, что он, воспользовавшись запрещенными методами, попытался разделить мигрантов с детьми, усадив их в клетки, борясь подобным варварским способом с наводнившим Европу потоком беженцев, вызывает гнев европейских союзников. Возмущенный Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн назвал поступок американского президента бессовестным, нанеся по репутации США сокрушительный удар. В ответ Трамп решился на крайние меры, выйдя из Совета ООН по правам человека, получив проклятия не только от демократов и республиканцев, но даже от Терезы Мэй, разразившейся гневными сентенциями в его адрес.
Во всеобщей вакханалии глобального переустройства Россия выходит на передний план. Она становится центром притяжения мирового сообщества. Без нее не обходится ни одна мало-мальски серьезная мировая сделка. И в торговой войне, развязанной умелым дельцом, она выигрывает, заключая одно за другим крупные финансовые соглашения, успешно продавая газ, чему лучшее доказательство – «Северный поток-2», наращивая экономический, военный потенциал.
Да, приходится признавать, что, несмотря на более чем убедительные победы, нам с трудом удается выходить из сложнейшей экономической ситуации, возникшей в результате жестких санкционных мер со стороны США, Евросоюза, решая сложнейшие вопросы реформирования пенсионной реформы, применяя непопулярные меры в отношении налоговой политики на фоне жестких инфляционных процессов, теребящих кошелек среднестатистического россиянина. Но в этой, казалось бы, непредсказуемой экономической игре стоит набраться терпения: слишком многое поставлено на кон.
Нет сомнений, что именно внутренняя политика должна стать главной движущей силой в продвижении прорывных реформ, цифровой экономики, без которой нам не выйти на уровень стандартов мировых экономик мира. Но оздоровление российской экономики возможно, если она будет опираться на человеческий фактор, о котором говорит Путин в своем Послании, хотя авторитет России уже ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня за ее возвращение в «G-8» ратует не только Бундестаг. За присутствие России в числе крупнейших экономически сильных стран голосует и Трамп. А это означает, что без участия нашей страны невозможно решать стоящие в повестке супердержав вопросы – как политические, так и экономические.
Сегодня Россия – вектор, на который ориентируются, не желая признаваться себе в этом, Евросоюз, все мировое сообщество. Вот и Порошенко замечен в переговорах с Россией. Но вряд ли ему удастся договориться с Путиным, настаивающим на выполнении Минских соглашений. Да, не завидуем нашим соседям, как и остальной мир, наблюдающий за чемпионатом мира. Настроения он им не прибавляет. Они-то точно болеют не за нас. И украинским властям, пожалуй, не так легко разобраться, на кого же им все-таки делать ставку. Вот и Трамп открыто признается в том, что не желает иметь дело с клянчащей транш за траншем Украиной, ставшей разменной монетой в большой политической игре. А это означает, что Украину ждут перемены. И она, поверьте, еще удивит мир. Так нам кажется…