Обсуждена транспортная стратегия России
Глава государства Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Президиума Государственного Совета, на котором рассматривалась транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Документ подготовлен в соответствии с национальными целями и задачами развития России и призван обеспечить максимальный учёт экономических интересов и ожиданий всех субъектов рынка транспортных услуг, прежде всего прямых пользователей – граждан Российской Федерации, проживающих в городах и сёлах, удалённых и труднодоступных районах страны.
Как подчеркнул во вступительном слове Владимир Путин, обновлённая транспортная стратегия должна строиться вокруг современных запросов человека, в интересах высокого качества жизни наших граждан, открывать дополнительные возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. На практике это означает, что каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надёжным, безопасным транспортным сообщением.
«Что здесь важно? Регионы у нас разные, страна огромная, большая, регионы отличаются по размеру территории, по численности населения, расстояниям между городами и другими населёнными пунктами – посёлками, деревнями, по своим экономическим, бюджетным возможностям. Отсюда и состояние, уровень развития транспортной инфраструктуры заметно отличается, а нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере.
Это значит, что по всей стране мы должны не только строить дороги и вокзалы, порты и пристани, но и содержать их достойно – содержать действующие и вновь строящиеся, построенные уже объекты, своевременно, качественно проводить их ремонт, обеспечивать нормативное состояние региональной и муниципальной инфраструктуры. Поэтому важно в рамках имеющихся возможностей найти оптимальный баланс между расходами на новые стройки и на содержание инфраструктуры, чтобы у нас не получалось, как иногда бывает: разворачивают новые стройки, не завершая того, что уже начали, а деньги там пропадают, на незавершённых объектах.
При этом хотел бы обратить внимание на следующее: транспорт и в России да и во всём мире становится более «зелёным», как мы сейчас говорим, более экологически чистым. Вместо бензина или дизельного топлива начинают широко использовать электричество, водород, другие низкоуглеродные источники, газ я бы к этому тоже отнёс. Это касается не только общественного транспорта, но и коммерческих грузоперевозок, а также личных автомобилей в пользовании граждан.
Как вы знаете, в цене традиционного топлива заложен акциз. Он является основой, основной статьёй доходов дорожных фондов, за счёт которых ведётся строительство и ремонт автомобильных дорог. Так, с помощью этого ресурса за последние 10 лет протяжённость автодорог с твёрдым покрытием в России увеличилась на 400 тысяч километров. Приведены в порядок федеральные трассы – их доля в нормативном состоянии выросла с 39 до 85 процентов.
Важно добиться таких же существенных позитивных изменений и в части региональных и муниципальных дорог. Уверен, руководители субъектов Федерации подтвердят: здесь ещё многое предстоит сделать.
Очевидно, что смещение спроса в сторону экологически чистого топлива может повлиять на наполняемость дорожных фондов. Да, это сейчас ещё, может быть, не очень заметно, но тенденция такая есть, и мы должны это иметь в виду. Прошу Правительство сегодня доложить, какие решения в этой связи планируется принять», – сказал, в частности, Владимир Путин.
После того как выступили некоторые руководители министерств, ведомств, главы субъектов Федерации, глава государства подвел итоги обсуждения стратегии. «Конечно, – сказал он, – всё, что было сделано за предыдущее время, – это в принципе в целом работа масштабная, нужная, хорошая. Но на что хотел бы обратить внимание? Действительно, за последние 15 лет – это впечатляющая на первый взгляд цифра – мощности портовые выросли у нас в три раза – до 1,2 миллиарда тонн, но… У нас 67 морских портов работают, но только шесть из них загружены в полную мощность, а 61 – недогружены, мягко говоря. Почему я сейчас об этом говорю? Это, как правило, комплексные проблемы. Вот Калининград: передвижение по самому субъекту Федерации грузов – всего два часа. А на таможне торчат 12 часов. Результат? Я говорил сейчас о конкурентоспособности. Результат – у наших соседей в морском порту Гданьск только перегрузка с судна на судно увеличилась за 10 лет в 12 раз. Это в том числе результат – пусть они нам спасибо скажут за нашу нерасторопность и ненадлежащую организацию работы.
Я уже говорил про то, что не сделано все с точки зрения создания современной системы контроля за потоками грузов. А почему не сделано? В том числе и в связи с тем, что отрасль не направила на эти цели необходимое финансирование. Сейчас только не говорите, что Минфин не дал. Это приоритеты самой отрасли, и, судя по всему, эти приоритеты в прежние годы все-таки были не должным образом определены.
Синхронизация различных видов транспорта. Мы уже говорили про синхронизацию, точнее говорили о недостаточной синхронизации, скажем, на Восточном полигоне. К портам подходов-то нет должного объема, железнодорожной инфраструктуры. То же самое, кстати говоря, на южном направлении, в Дагестане и в Азово-Черноморском бассейне.
Хочу напомнить еще раз: основными целями стратегии являются повышение пространственной связанности и территориальной доступности нашей территории, повышение мобильности населения, увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий и, конечно, цифровая и низкоуглеродная трансформация всей отрасли, ускоренное внедрение новых технологий.
Очень рассчитываю на то, что соответствующие показатели будут достигнуты в этой стратегии. В базовом сценарии, напомню, предполагается увеличение инвестиций в транспорт с 2,3 процента ВВП в среднем за
2014–2019 годы до 3,1 процента ВВП в периоде 2024–2030 годов.
Мы, напомню, предполагаем направить примерно 60,4 триллиона рублей, это суммарные инвестиции до 2035 года в отрасль, это значительные средства. И рассчитываем получить совокупный эффект на экономику от данных инвестиций где-то в 160 триллионов рублей, из которых 90 триллионов должны быть реализованы в период 2021–2035 годов, а еще 70 триллионов – в период до 2050-го, на более отдаленную перспективу.
Но страна добьется этого результата только в том случае, если будем работать ритмично, слаженно, дисциплинированно и с полной ответственностью за то дело, которое нам поручено. Я хочу вас нацелить именно на такую созидательную, конкретную совместную работу».
(Подробности – на сайте kremlin.ru)