Обсуждены актуальные вопросы
Актуальные вопросы региональной политики обсудили на совещании в Правительстве Дагестана. Первым на повестку дня, как сообщает Секретариат Председателя Правительства РД и его заместителей, был вынесен ставший традиционным для кабмина вопрос о ходе реализации национальных проектов на территории Дагестана по итогам 8 месяцев текущего года.
Нацпроекты на особом контроле
Абдулмуслим Абдулмуслимов заслушал доклады кураторов нацпроектов вице-премьеров и руководителей министерств о ходе реализации нацпроектов.
На этот год запланировано заключение 1169 контрактов. За 8 месяцев текущего года заключен 951 контракт (81,4 %) из всех запланированных. Кассовое исполнение: из 29,4 млрд рублей освоено 11,3 млрд рублей, то есть около 40%.
«Мы раз за разом говорим о реализации национальных проектов, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально собираемся и обсуждаем проблемные вопросы, которые возникают в ходе их реализации, находим варианты их решений. Кто-то их решает в оперативном порядке, причем профессионально, в соответствии с графиком и планом работ, но кто-то постоянно находится в красно-желтой зоне.
Уровень бедности в республике снижается медленными темпами, бездействие и пассивная работа министерств и ведомств приводит к социальной напряженности, где-то в селе не достроят школу, ФАПы, детсады, а вы в свою очередь возвращаете миллиардами неосвоенные средства. Так не должно быть, мне не хочется призывать к совести никого, по итогам года по реализации нацпроектов Главой республики могут быть приняты кадровые решения, этот вопрос на особом контроле Сергея Алимовича»,– сказал Абдулмуслимов.
С основным докладом на заседании выступил врио министра экономики и территориального развития РД Адильхан Ахмедов. Он напомнил, что в текущем году республика участвует во всех 13 национальных проектах путем реализации 52 региональных проектов. При этом финансирование предусмотрено только по 11 нацпроектам, общий объем составляет 29,4 млрд рублей.
Так, из оставшихся 218 контрактов (договоров) 59 планируется заключить до конца сентября. Общая законтрактованная сумма по состоянию на 1 сентября (с учетом возвратных средств) составляет 21,3 млрд рублей из предусмотренной суммы 22,7 млрд рублей.
За 8 месяцев текущего года на реализацию национальных проектов профинансировано 14,6 млрд руб. (49,6% от общего объема). Кассовое исполнение – 29,4 млрд рублей, освоено 11,3 млрд рублей (38,5%).
По оперативной информации, кассовое исполнение нацпроекта «Демография» на 1 сентября составило 59,5 % к общему объему. Заключено 78 контрактов из 83 запланированных на год, что составляет 94% на общую сумму 1 млрд 869 млн рублей.
Кассовое исполнение нацпроекта «Здравоохранение» составляет 35,2 % к общему объему финансирования. Заключено 199 контрактов из 362 запланированных, что составляет 55 %. Из оставшихся контрактов 140 планируется заключить в рамках программы «Земский доктор/фельдшер» и 23 контракта на приобретение медицинского оборудования, оснащение и переоснащение медицинских организаций.
Кассовое исполнение нацпроекта «Образование» составляет 15,1 % к общему объему, что говорит о высоких рисках неосвоения бюджетных денег и срыве реализации мероприятий данного проекта в этом году. Заключено 279 контрактов из 327 запланированных на год, что составляет 85,3 % на общую сумму 10 млн 784 тыс. рублей.
Кассовое исполнение нацпроекта «Жилье и городская среда» составляет 65,9% к общему объему. Заключено 129 контрактов из 130 запланированных, что составляет 99 %.
Кассовое исполнение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» составляет 58,2 % к общему объему. Все 20 контрактов, запланированные на 2022 год, заключены на общую сумму 2 342,4 млн рублей.
Кассовое исполнение нацпроекта «Экология» составляет 60,5% к общему объему. Заключены все 6 запланированных контрактов на общую сумму 10,2 млн рублей.
Лидером по кассовому исполнению считается нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», где исполнение составляет 70,5% к предусмотренному объему. Заключено 87 контрактов из 88 запланированных на год, или 98,9 %, на общую сумму 52,5 млн рублей.
Кассовое исполнение нацпроекта «Культура» составляет 49 % к общему объему. Заключены все 138 контрактов, запланированных на год, на общую сумму 860,8 млн рублей.
Кассовое исполнение нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации» составляет 57,8 процента от общего объема. Все 3 запланированных контракта заключены.
Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» реализует один региональный проект «Развитие туристической инфраструктуры». Кассовое исполнение составляет 29,1 % к общему объему финансирования. Заключено 10 контрактов из 10 запланированных на год на общую сумму 342 млн рублей.
Промежуточные итоги о кассовых расходах республиканского бюджета озвучил врио министра финансов РД Али Исламов.
По данным Минфина РД, по состоянию на 1 сентября кассовые расходы республиканского бюджета на текущий год составили 126 млрд рублей, или 59,5% к уточненному годовому плану в сумме 211,6 млрд рублей, или 92,1% к объему финансирования. За аналогичный период прошлого года исполнение составляло 54,5%, в текущем году на 5 процентов исполнение выше.
Как было отмечено, по 4 нацпроектам уровень освоения ниже 50%, наименьшие значения показывают нацпроекты: «Образование» – 15,1 %, «Здравоохранение» – 33,3 %, «Цифровая экономика» – 41%, «Культура» – 43,2 %.
Затем председатель Комитета по государственным закупкам РД Азер Нифталиев представил анализ единой информационной системы и региональной онлайн-системы данных о состоянии контрактации муниципальных заказчиков.
Согласно данным из онлайн-системы в числе муниципальных образований с процентов освоения денежных средств в объеме менее 30 % Каякентский район, Бежтинский участок, Кайтагский район и Чародинский район.
«Информацию о состоянии контрактации за 2022 год внесли только 37 из 52 муниципальных образований. Не внесли данные в онлайн-систему 15 муниципальных образований. Отсутствие данных в онлайн-системе не позволяет получать объективную информацию о состоянии контрактации в муниципальных образованиях и принимать своевременные меры реагирования, – отметил А. Нифталиев. – Предлагаем рекомендовать муниципальным образованиям принять неотложные меры по внесению корректных и полных данных в онлайн-систему и обеспечению контрактации в объеме более 70% от планируемого», – обратился он к руководителям администраций муниципального образования.
По итогам обсуждения А. Абдулмуслимов поручил министерствам и ведомствам, а именно главным распорядителям бюджетных средств, курирующим вице-премьерам обратить внимание на информацию Комитета по госзакупкам РД, взять за основу в работе и принять меры по своевременному исполнению мероприятий по нацпроектам с учётом озвученного.
Глава кабмина также поручил органам исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований обеспечить своевременное внесение корректных данных кодов бюджетной классификации в планы-графики закупок при осуществлении контрактации по мероприятиям, реализуемым с использованием бюджетных средств, в том числе в рамках национальных проектов.
Прорывные проекты – будущее республики
На заседании Правительства Республики Дагестан также обсуждался вопрос о реализации инвестиционных проектов на территории региона.
«Повышение инвестиционной привлекательности республики путем применения различных мер поддержки является одним из приоритетов государственной политики, и в среднесрочной перспективе кумулятивный эффект от инвестиционной деятельности принесёт значительные дивиденды.
Напомним, в соответствии с поручением Правительства России при поддержке Минэкономразвития России разработана модель экономического развития региона, которая основана на реализации 5 прорывных проектов республики. Реализация данных проектов окажет положительное влияние на показатели социально-экономического развития республики. Общий объем инвестиционных вложений по этим проектам составит более 300 млрд рублей с созданием более 16 тысяч рабочих мест», – сообщил Абдулмуслимов.
Более детально о прорывных инвестиционных проектах, реализуемых на территории республики, рассказал руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Артём Хрюкин.
По его словам, портфель из пяти прорывных проектов диверсифицирован и включает 17 инвестиционных подпроектов в сферах туризма, агропромышленного и промышленного комплексов, а также реализацию проекта «Второй этап реконструкции аэропорта «Махачкала».
Переходя к проекту «Развитие Каспийского кластера», Хрюкин отметил, что проект также играет немаловажную роль в развитии туризма в регионе. В его рамках предусмотрена реализация 4 подпроектов: создание туристско-рекреационного комплекса «Инчхе Марина Каспий» с объёмом инвестиций 570 млн рублей, создание туристско-рекреационного комплекса «Золотые пески» – 1 млрд 694 млн рублей, создание туристско-рекреационного комплекса «Каспий» – 1, 6 млрд рублей и строительство МКР «Лазурный берег» – 293 млрд рублей.
Проект «Развитие стекольного промышленного кластера» тоже в числе прорывных, в него включены три подпроекта: «Строительство стекловаренной печи для производства одностадийного текстильного стекловолокна» с объемом инвестиций 4 100,0 млн рублей, «Модернизация и расширение цеха для производства стеклотары, отвечающей евростандартам» с объёмом инвестиций 1 608,6 млн рублей и «Организация и расширение производства керамогранитной плитки в Республике Дагестан» – сумма инвестиций 1 731,0 млн рублей.
Два подпроекта «Закладка интенсивных садов и строительство плодохранилища» с объёмом инвестиций 11 400 млн рублей и «Производство концентрированных соков, пюре и нектаров» с объёмом инвестиций 2 438,3 млн рублей – будут реализованы в рамках проекта «Развитие плодоовощного кластера в Южном Дагестане».
И последний стратегический проект «Город обувщиков» включает в себя 6 подпроектов. По итогам его реализации планируется создать 1600 рабочих мест, а общий объём инвестиций составит 6,9 млрд рублей.
«Каждый из представленных проектов имеет важное значение для развития реального сектора экономики», – заключил Хрюкин.
Демография: негативная тенденция
Перейдя к обсуждению вопроса о демографической ситуации в регионе, премьер–министр озвучил, что, по данным органов статистики, численность постоянного населения Дагестана на 1 января 2022 года составила 3 154 тыс. чел. и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 20,5 тыс. чел., в то время как в 2021 году по сравнению с 2020 годом население республики выросло на 22,5 тыс. человек.
Вместе с этим за 10 лет число родившихся в республике снизилось на 12,5 тыс. чел., это на 22,3 %, констатировал премьер.
На фоне снижения рождаемости естественный прирост населения также снизился на 11,2 процента, и в расчете на 1000 человек населения коэффициент естественного прироста населения составил 7,7 промилле, а в 2020 году составлял 8,8 промилле.
«Младенцы стали умирать чаще, это недопустимо. В январе – июне 2022 года число зарегистрированных детей, умерших в возрасте до 1 года, составило 165 против 156 детей за соответствующий период предыдущего года.
Выросло количество зарегистрированных разводов. В целом на 1000 человек населения в республике 4 брака и 3 развода, или почти 8 разводов на 10 браков. Растет миграционная убыль населения, которая на 1 июля текущего года составила 9750 человек», – выразил озабоченность Абдулмуслимов.
Подробнее о демографической ситуации в республике рассказала министр здравоохранения РД Татьяна Беляева. Она напомнила, что программой деятельности Правительства РД на 2024 год определены следующие целевые показатели: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 77–79 лет, увеличение коэффициента рождаемости до 14,6 и снижение смертности до 6,1.
«Сегодня уже не будет преувеличением мысль о том, что рождаемость – один из важнейших вопросов национальной безопасности. И в условиях, когда в период репродукции вступили женщины, чье рождение совпало с демографическим спадом 1990-х годов, становится очевидным, что ожидать всплеска рождаемости не приходится. А это означает, что нам необходимо бороться за каждого новорожденного. И мало стремиться к тому, чтобы каждая беременность была желанной, крайне важно всеми силами обеспечить рождение здорового ребенка.
В 2007 году с начала реализации программы по материнскому капиталу вплоть до 2015 года в Республике Дагестан отмечалась устойчивая тенденция к росту рождаемости. Однако начиная с 2015 года количество родившихся ежегодно уменьшается на более чем 2000 детей», – отметила министр.
«Несмотря на тенденцию к снижению рождаемости во всех субъектах Российской Федерации, Республика Дагестан продолжает входить в пятерку лидеров среди регионов страны с высоким показателем рождаемости. По оперативным данным Росстата, общий коэффициент рождаемости за 6 месяцев в 2022 году составил 12,6 на 1000 человек населения против 14,7 в 2019 году, но он в 1,5 раза превышает среднероссийский уровень (8,8).
Далее министр рассказала о дополнительных мерах по повышению рождаемости. Так, в рамках реализации нацпроекта «Демография» в республике обеспечена доступность процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в рамках ОМС всем нуждающимся в ней семьям.
Подводя итоги, Абдулмуслим Абдулмуслимов озвучил мнение, что снижение основных демографических показателей связано с недостаточной эффективностью деятельности органов власти, наделенных полномочиями по проведению социальной политики.
Завершая обсуждение, премьер дал ряд поручений, в том числе вице-премьеру Мураду Казиеву провести глубокий анализ по обозначенным направлениям и подготовить комплекс оперативных мер, а также Минздраву республики продолжить санитарно-просветительскую работу по вопросам профилактики абортов, ведения здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи среди различных групп населения с привлечением СМИ.
Отдыху детей – приоритетное внимание
Итоги проведения летней оздоровительной кампании в республике в 2022 году и задачах по организации отдыха детей в 2023 году обсудили на заседании Правительства Дагестана.
Премьер-министр Дагестана отметил, что организация летней оздоровительной кампании в республике должна стать приоритетной задачей, при этом обратил особое внимание на необходимость по организации отдыха и оздоровления в первую очередь для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также из Донецкой и Луганской народных республик.
С основным докладом выступил министр образования и науки Дагестана Яхья Бучаев. Он напомнил, что летняя оздоровительная кампания 2022 года завершена, отметил большую динамику и рост востребованности летних оздоровительных мероприятий, особенно в загородных стационарных лагерях.
Так, за летний период всеми формами отдыха и оздоровления за счет средств республиканского бюджета было охвачено более 30 тыс. детей, в том числе 20030 детей в 26 загородных оздоровительных организациях и 12080 детей – в 96 пришкольных лагерях.
При этом, как сообщил Бучаев, впервые этим летом проведена работа по открытию инклюзивных смен на базе 3 коррекционных школ ГБОУ. Их опыт работы показал, что организация инклюзивного отдыха в летний период на сегодняшний день актуальна, число нуждающихся в таком отдыхе детей в нашей республике велико, и мы нацелены на продолжение работы с детьми с ОВЗ, подчеркнул министр.
Кроме того, был организован отдых для 30 детей с ДНР и ЛНР на базе детского образовательного центра «Солнечный берег».
Особое внимание, по словам главы Минобрнауки РД, было уделено подготовке кадров для работы с детьми в летний период, в частности, повысили свою квалификацию 267 человек.
Были также обсуждены вопросы состояния детских лагерей республики. Яхья Бучаев рассказал о планах осуществить комплекс мер по развитию материально-технического обеспечения и инфраструктуры детских оздоровительных лагерей. В целях создания комфортных и безопасных условий проживания и оздоровления детей в подведомственных Минобрнауки РД детских оздоровительных лагерях в Буйнакском районе, таких как «Орлёнок» с мощностью 250 мест (площадь 2,9 га), «Костер» с мощностью 250 мест (площадь 2,2 га), «Планета» с мощностью 250 мест (площадь 8 га), запланирована организация работы по реконструкции, капитальному ремонту и установке быстровозводимых модульных конструкций.
Главам муниципальных образований уже сегодня необходимо проработать вопрос по открытию лагерей с дневным пребыванием детей в общеобразовательных организациях, в которых созданы необходимые для этого условия, сказал Я. Бучаев.
По итогам обсуждения А. Абдулмуслимов дал ряд поручений профильным ведомствам. В частности, совместно Минобрнауки РД с Министерством финансов региона рассмотреть увеличение объёма финансовых средств при формировании республиканского бюджета на 2023 и последующие годы на мероприятия по организации отдыха детей и их оздоровления в РД.
Министерству строительства РД на основании представленных Минобрнауки РД данных о мощностных параметрах детских оздоровительных учреждений провести мониторинг производства и опыта установки объектов отдыха детей и их оздоровления модульного типа на территориях субъектов Российской Федерации и предусмотреть возможность закупки детских оздоровительных лагерей из быстровозводимых модульных конструкций.