Одноразовые политики
Если верить утверждениям некоторых историков, фараон Древнего Египта, некий Пиопи II, наследовал престол в шестилетнем возрасте и прожил до ста лет. Следовательно, правил он больше 90 лет.
История знает и другие факты долгого правления. К примеру, Людовик XIV был королём Франции 72 года. Елизавета II (Англия), которая скончалась не так давно, в сентябре 2022 года, правила 70 лет. И в нашей российской истории были долгожители на троне – к примеру, Иван Грозный царствовал 59 лет, Петр I – 42 года.
То – монархи, которым бразды правления достались по наследству. А есть немало фактов, когда избранные в результате тех или иных процедур правители задерживались у власти десятилетиями. За примерами далеко не надо ходить: Иосиф Сталин был у руля государства 30 лет, Нурсултан Назарбаев был президентом Казахстана с 1990 по 2019 годы, Александр Лукашенко руководит Белоруссией с 1994 года. Не так далеко ушёл от них и нынешний глава нашего государства Владимир Путин.
Примеров сравнительного долгого нахождения у власти одного и того же человека достаточно и в других странах. В частности, в Индии Джавахарлал Неру правил более 16 лет, его дочь Индира Ганди – более 15 лет, недавно переизбранный нынешний премьер Нарендра Моди разменял уже второй десяток лет. Си Цзиньпин руководит Китаем с 2012 года.
Тут возникает вопрос: а хорошо ли это, когда один человек долгие годы руководит страной? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, человек уже набрался опыта, знает, что и как надо делать, имеет своё видение того, какой должна быть внутренняя и внешняя политика. И вообще, если граждане какой-то страны раз за разом переизбирают одного и того же человека, то людей всё устраивает. И это главное.
С другой стороны, бессменному руководству страной сопутствуют застойные явления, чиновники стараются поступать не «как лучше», а как «Он воспримет». Отсюда недалеко до вседозволенности, самомнение человека уходит за облака (буквально недавно Байден заявлял, что он управляет миром). Впрочем, такое самомнение за океаном возникает не из-за долгого нахождения у власти, там закваска этого явления совсем в другом.
Просроченный уже президент Украины Зеленский войдёт в историю как человек, который за несколько лет своего правления довёл страну до грани уничтожения
Здесь дело даже не в том, сколько лет человек был у руля власти, а в том, что он сделал за годы своего правления. «В тяжёлый час страна доверилась мне», – говорил Шарль де Голль и сделал всё возможное, чтобы отстоять независимость Франции и сделать её великой державой. Были и другие правители, которых можно считать «учениками» де Голля, к примеру, Франсуа Миттеран, Жак Ширак. Зато нынешние руководители Франции оказались одноразовыми – что Николя Саркози, что Франсуа Олланд, и под нынешним главой государства Эмманюэлем Макроном кресло шатается, как молочный зуб ребёнка, и мало кто думает, что французы изберут его еще на один срок.
То есть люди избрались на самую высокую должность, что-то пытались сделать, но так и ушли в политическое небытие. А вот просроченный уже президент Украины Зеленский войдёт в историю как человек, который за несколько лет своего правления довёл страну до грани уничтожения.
Как видим, не только посуда и другие предметы бывают одноразовыми, но и политики. Первенство в «одноразовости» можно присудить Лиз Трасс, которая премьерствовала в Великобритании в 2022 году с 6 сентября по 25 октября. Меньше трёх лет доверили руководство «туманной» страной также Терезе Мэй, Борису Джонсону, Риши Сунаку. Неизвестно еще, сколько продержится у власти нынешний премьер Кир Стармер.
Примером тому, что человек у руля власти может сделать многое и за один срок, является премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Его уже называют удивительным персонажем в современной мировой политике. Его страна на геополитических весах объективно «весит» не так много, но Венгрия играет гораздо большую роль, чем ей отвели остальные страны. И она могла бы быть на задворках ЕС, однако Орбан делает Венгрию одним из центров мировой политики.
Едва только началось председательство Венгрии в Евросовете, Орбан по очереди посетил Киев, Москву, Пекин и Вашингтон, провёл переговоры с Владимиром Зеленским, Владимиром Путиным, Си Цзиньпином и бывшим главой Белого дома Дональдом Трампом. И у кого язык повернётся назвать его одноразовым?
Вернёмся, однако, к США, к которым приковано внимание большинства населения мира. Буквально несколько дней назад демократы продавали публике Байдена в качестве мощного, опытного политика, надежды демократов всего мира. Считали, что он еще достаточно крепок, чтобы править Америкой (и не только). Но потуги демократов разбились о реальность деменции, и его вынудили сняться с президентской гонки. Но у демократов нет достойного кандидата, который мог бы соперничать с Трампом. Это крах, это катастрофа, которую можно было бы избежать, если бы вещи назывались своими именами, если бы чиновники высокого ранга могли бы задуматься о том, на чём зиждется их заоблачное самомнение.
Что остаётся заокеанским кукловодам? Для сохранения своей гегемонии до земли нагинать своих сателлитов, чтобы они переводили и финансовые активы, и производственные мощности к ним, в «тихую гавань». И для остального мира безбожно врать, называя чёрное белым.
Для примера: совсем недавно один из политических эмигрантов (иноагент, само собой) заявил, что в российских магазинах на полках одни муляжи. Есть гречка, соль, вода, остальное – муляжи. Ещё есть люди, сотрудники, они с полной тележкой туда-сюда ходят – это для видимости. Он говорит это по-русски. Мы можем посмеяться, сказать, что человек, который говорит подобное, если не сошёл с ума, то очень далёк от реальности. Но такие речи рассчитаны на западную аудиторию, а там верят. И это – часть большой информационной войны.
Когда нам объясняют, с кем и за что мы воюем, должны учитывать еще и то, что война идёт и за умы людей. Против нас сражаются люди, управляемые одноразовыми политиками, сознание которых необратимо искажено. Когда пропаганде дают волю, она постепенно заменяет собой правду. И такая пропаганда становится очень опасной для самого Запада, потому что чем дольше он свою пропаганду сам на себя выливает, тем дальше оказывается от реальности. И если одноразовая посуда вредит экосистеме Земли, то одноразовые политики отравляют людские души.