X

Оптимизация: хотели как лучше…

В высоких федеральных кабинетах снова заговорили об оптимизации системы управления. Снова потому, что, как напомнил Председатель Правительства Михаил Мишустин, «кабмин неоднократно обсуждал необходимость оптимизировать систему управления, однако сроки проведения административной реформы не раз переносились по разным причинам, в том числе из-за ситуации с коронавирусом».

Как отмечают эксперты, в России за последние 10 лет несколько раз пытались сократить количество госслужащих – то на 10, то на 15, а то и на 20 процентов. Однако, как свидетельствуют данные Росстата, установленные показатели ни разу не достигались. В 2016 году Счетная палата выяснила, что сократилось чуть больше 5 процентов, но и это произошло за счет сотрудников низшего звена при увеличении разного рода начальников.

По мнению премьер-министра, «откладывать реформу больше нельзя, важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю, – сказал он, – начать оптимизацию системы управления с 1 января и провести ее за три месяца, до 1 апреля». Сейчас почти 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными, заметил Мишустин.

А для проведения реформы контрольно-надзорной деятельности Правительство подготовило поправки сразу более чем в сто федеральных законов, чтобы исключить дублирование полномочий надзорных органов. «Закладываются новые принципы организации контрольной деятельности, основанные на профилактике возможных нарушений, а также переход к дистанционным формам контроля там, где они удобнее и эффективнее», – сказал премьер.

Что же предлагается? Сформировать штат министерств и ведомств компетентными специалистами и четко определить сферу ответственности каждого органа исполнительной власти. По мнению премьер-министра, вся система государственного управления должна работать четко и слаженно, соответствовать ожиданиям и запросам людей, она должна быть сосредоточена на решении главной задачи – повышении качества жизни людей за счет роста экономики и социальной сферы. Для этого предлагается создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься вопросами, связанными с проведением административной реформы. По словам главы российского кабмина, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти.

Предлагается ликвидировать Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, Российский фонд развития ИТ, Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, а также Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и другие органы. Некоторые институты развития будут объединены в крупный инвестиционный блок.

Особо подчеркивается, что будут сохранены стратегически важные организации, в числе которых «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Росавтодор», «Росагролизинг», «Россельхозбанк», Агентство по страхованию вкладов, Российский экологический оператор, ДОМ.РФ, Корпорация развития Дальнего Востока, Корпорация развития Северного Кавказа. АО «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму. На базе МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ» планируют создать Универсальный банк.

Допустим, что все намеченные изменения произойдут. И что в результате изменится для граждан? У Председателя Правительства есть ответ и на этот вопрос. По его мнению, административная реформа позволит наладить надежный и эффективный механизм обратной связи между людьми и государством. Как уверяет премьер, «каждый, кому требуется помощь, сможет напрямую обратиться в ведомство или к должностному лицу, от которого зависит решение его проблемы, а главное – оперативно получить ответ на свое обращение, добиться результата». Для этого будут расширены возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Некоторые моменты реформ напрямую касаются и нас, дагестанцев. Если раньше Каспийск и Дагестанские Огни получали какие-то средства из Фонда развития моногородов, то с ликвидацией этого фонда финансирование будет прекращено. Будут ли средства переориентированы и направлены через Корпорацию развития Северного Кавказа – об этом ничего не говорится.

А как общество отреагировало на грядущие изменения? Конечно, за всё общество говорить не приходится, поскольку для этого надо хотя бы провести масштабный опрос. Но некоторые свои соображения на этот счет выкладывают в социальных сетях. Одни называют предлагаемую оптимизацию косметическим ремонтом. Другие утверждают, что ныне в России чиновников чуть ли не в два раза больше, чем было в целом СССР. Третьи говорят, что сокращать нужно не 10-20 процентов, а половину, потому что никому не секрет, как они попали в теплые кабинеты и в мягкие кресла. Звучат утверждения, что процент некомпетентных людей, от которых зависят жизнь и здоровье граждан, явно превысил допустимые для нормальной жизнедеятельности государства нормы. А некоторые говорят, что будет как у Черномырдина: хотели как лучше, а получится как всегда.

Конечно, всем не угодишь, у каждого свое мнение. Но то, что Правительство решило хоть что-то изменить, это уже вселяет оптимизм. Как утверждают некоторые аналитики, реформа потенциально может превратить институты развития из узконаправленного инструмента в мощный рычаг решения структурных задач. Новая конфигурация институтов развития – это и определенный вызов для правительства, поскольку непросто управлять крупными структурами.

И еще. Оптимизация федеральных структур управления наверняка потребует от регионов последовать такому примеру. В местных органах власти также есть что оптимизировать.

Статьи из «Власть и общество»