Купить PDF-версию
06:38 | 15 июня, Вс
Махачкала
X
06:59 25.06.2008

«Основные направления экономического развития Республики Дагестан»

Уважаемый Муху Гимбатович! Уважаемые участники научно-практической конференции! В быстро меняющемся мире невозможно обеспечить эффективное функционирование и выживаемость любого хозяйственного объекта, не имея научно обоснованной стратегии его развития.

Это положение подтверждено практикой управления экономикой во многих странах и чрезвычайно важно как для российской хозяйственной системы в целом, так и для региональных подсистем в частности, которые на протяжении более двух десятилетий развиваются преимущественно путем решения текущих проблем, не имея официально признанной долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны.  

В своих программных выступлениях Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно заявляли о необходимости обозначения перспектив развития государства и российских регионов на многие годы вперед,                       о долгосрочной стратегии до 2020 года, о  документе, в котором будут сформулированы ориентиры, четкие целевые установки и задачи.

Как известно, с февраля прошлого года идет работа над проектом Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020  года и у нас в республике. К её подготовке были привлечены практически все министерства и ведомства, Управления Президента, статорганы, ведущие ученые-экономисты. Проект стратегии много раз был предметом обсуждения различных круглых столов, телевизионных передач, дискуссий на страницах печатных СМИ. 

В своем выступлении я остановлюсь на наиболее важных аспектах экономического развития Республики Дагестан, которые в той или иной мере нашли отражение в проекте

Стратегии до 20-го года, где главной целью определено достижение среднероссийского уровня и качества жизни дагестанцев на основе устойчивого сбалансированного развития и социальной ориентации экономики.

Конечно, можно долго дискутировать по поводу правильности такого определения, тем не менее, ясно одно, что главный конкурентный капитал, источник развития республики и страны — это ее граждане и «необходимо сделать так, чтобы жизнь людей стала комфортной и безопасной».

Как известно, с начала проведения экономических реформ в России  значительные трудности в их реализации на территории республики были связаны с относительно низкими стартовыми условиями, нарушением хозяйственных связей, дотационностью бюджета. Кроме того, ситуация усугублялась проявлениями политического и религиозного экстремизма, событиями в Чечне и транспортной блокадой. Несмотря на это, усилиями органов государственной власти и всего дагестанского сообщества нам удалось не только стабилизировать обстановку, но и обеспечить в последние годы устойчивое развитие экономики.

Для закрепления достигнутых результатов в 2004 году была утверждена Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года.     Что же удалось реализовать из намеченного, а какие позиции остались невыполненными?

За минувшие четыре года, с 2004-го по 2007-й, в республике наблюдался ежегодный рост по основным экономическим и социальным показателям. Достигнуты обозначенные

Программой темпы по вложению инвестиций в основной капитал, росту объемов платных услуг, реальных денежных доходов населения, поступлению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет.

По отдельным социально-экономическим показателям экономика республики развивалась превышающими темпами, в сравнении со средними данными по Южному федеральному округу.

Вместе с тем, не достигнуты темпы роста производства продукции сельского хозяйства, что, в свою очередь, повлияло на динамику по валовому региональному продукту. В числе основных причин здесь можно назвать не только неблагоприятные климатические условия последних лет, отразившиеся на показателях растениеводства и садоводства, но и сокращение посевных площадей, неэффективное использование земельных угодий, низкую продуктивность в животноводстве.

Несмотря на заметную динамику роста экономических индикаторов, пока, к сожалению, их качественная составляющая оставляет желать лучшего. В расчете на душу населения республика всё ещё среди аутсайдеров по многим социально-экономическим показателям — и в сравнении со среднероссийскими, и по показателям в Южном федеральном округе (рост среднемесячных денежных доходов на душу населения в 2007 году составил 1,8 раза, в то же время этот показатель ниже средних по Российской Федерации в 1,5 раза; налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета за два последних года увеличились вдвое, однако в расчете на душу населения этот показатель является одним из самых низких по ЮФО).

Поэтому, определяя главной стратегической целью «достижение среднероссийского уровня и качества жизни населения», нам необходимо не только ставить задачу о высоких темпах развития экономики, но и предельно четко обозначить проблемы, которые препятствуют достижению заданных параметров, разработать механизмы их преодоления, реально оценить имеющийся потенциал республики и определить  наиболее инвестиционно привлекательные направления в долгосрочной перспективе.

К наиболее острым проблемам Республики Дагестан можно отнести:

во-первых, низкий уровень развития и деформированную отраслевую структуру экономики и как следствие, высокий уровень безработицы; 

во-вторых, — глубокую территориальную дифференциацию социально-экономического развития и, как следствие, низкий уровень и качество жизни населения в горных и предгорных районах республики;       

 следующее — высокий удельный вес теневой экономики и как следствие, крайне низкий уровень налоговых и неналоговых доходов бюджета и высокий уровень дотационности;
и, наконец — низкую инвестиционную и инновационную активность предприятий и, как результат, выпуск неконкурентной, некачественной  продукции. 

Для преодоления имеющихся проблем определены шесть «зон опережающего развития», учитывающих специфику и возможности региона и соответствующие разработанной ГИПРОГОРом Схеме территориального планирования. К ним отнесены: туристско-рекреационная зона, транспортно-логистический комплекс, кластеры по производству строительных материалов, развитию виноградарства и виноделия, по производству коньячной и алкогольной продукции, зона развития молочного и мясного скотоводства. Кроме того, в приоритетных направлениях также обозначены топливно-энергетический комплекс, пищевая и перерабатывающая промышленность, машиностроение. 

Несомненно, что одним из главных преимуществ республики является её выгодное географическое положение. Дагестан — самый южный регион России и самая крупная республика на Северном Кавказе по территории и численности населения, граничит по суше и морю с пятью государствами: Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменией и Ираном.

Значительная длина береговой полосы Каспийского моря обеспечивает широкий доступ к имеющимся ресурсам, а прямой выход к международным морским путям, позволяющий связывать Россию с закавказскими и азиатскими странами, придает республике особое геостратегическое значение.        Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные маршруты федерального значения. В связи с этим активное и эффективное функционирование всей транспортной системы является одним из базовых условий перехода экономики Дагестана на инновационный путь развития. 

Все знают, как процветали города и страны, на территории которых проходил Великий шёлковый путь, когда-то он проходил и по территории Дагестана. Нам необходимо эффективней использовать это исторически данное конкурентное преимущество и удачное расположение вдоль важнейшего транспортного коридора.

В транспортно-логистическом комплексе Дагестана выделены две зоны опережающего развития — это «Махачкалинский транспортно-логистический узел» и «Махачкалинский морской торговый порт», выгодное расположение которых предоставляет неограниченные возможности для использования транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад. Формирование на их территории зон опережающего развития позволяет комплексно сочетать в себе преимущества всех видов транспорта.

Развитие транспортно-логистического узла будет способствовать наращиванию экспортно-импортных перевозок по устойчивым внешнеэкономическим связям со странами Восточной и Западной Европы в Балтийском и Черноморско-Азовском бассейнах, а также перевозок транзитных грузов. Это позволит значительно загрузить смежные отрасли Дагестана и Юга России в целом, решить проблему экономической безопасности страны и вовлечь наш транспортный потенциал в международную систему транзита и перевозок.

При этом предполагается задействовать неиспользуемые мощности всего транспортного комплекса России и Дагестана, в результате чего будут созданы десятки тысяч рабочих мест по всей транспортной цепочке, а также обеспечено дополнительное поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней.    

В рамках реализации мероприятий ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002-й — 2015-й годы» предусмотрено увеличение пропускной способности Махачкалинского порта до 15,0 млн. тонн в год, в том числе по нефтеналивным грузам до 10,0 млн. тонн (сегодня этот показатель составляет примерно 5 млн. тонн).

Недавний визит президента акционерного общества «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова по приглашению Президента республики Муху Гимбатовича Алиева только подтвердил правильность выбранных нами приоритетов. Достигнута договоренность о перспективах взаимовыгодного сотрудничества Республики Дагестан с ОАО «ЛУКОЙЛ», в рамках которого намечено решение актуальных для экономики Дагестана вопросов — это  транспортировка углеводородного сырья с шельфа центрального Каспия через инфраструктуру региона, перевалка нефти, создание необходимой производственной береговой инфраструктуры для работ на шельфе, строительство судоремонтного и нефтеперерабатывающего заводов. Уже к концу 2009 года «ЛУКОЙЛ» предполагает обеспечить перевалку нефтепродуктов через Махачкалинский морской порт в объеме 2-х млн. тонн.

  В проекте стратегии экономического развития Южного федерального округа до 2025 года  отмечено, что в регионах, обладающих богатым природно-рекреационным потенциалом, необходимо акцентировать усилия на приоритетном развитии туристской отрасли, которая, в свою очередь, будет стимулировать развитие пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, транспорта и строительства, а также обеспечит рост предпринимательской активности.

Это в полной мере относится к нашей республике, которая имеет значительные резервы для ускоренного развития сферы туризма и отдыха. Территория Дагестана выгодно отличается своими природными и климатическими условиями, ценными минеральными и лечебными источниками.

Республика Дагестан располагает уникальным и многообразным комплексом туристско-рекреационных ресурсов, такими, как цитадель «Нарын-кала», древние сооружения в окрестностях Кала-Корейш. У нас своеобразная архитектура горных аулов, сохранены народные художественные промыслы.

Развитие туристических маршрутов к историческим поселениям, сохранившим до сих пор объекты культурного наследия, представляет собой большую историческую, культурную и научную ценность. Особую значимость приобретают маршруты к историческим поселениям Гуниб, Хунзах, Ботлих, Кубачи, Кумух, Согратль и многим другим.

На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг и Ярыдаг). Дагестанцы и гости республики уже сейчас имеют возможность заниматься зимними видами спорта и отдыха на горнолыжном комплексе «Чиндир черо».

Уникальность Дагестана как перспективного рекреационного региона состоит именно в сочетании «Горы — Море». Морское побережье, горные и предгорные районы Дагестана по составу и качеству своих ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, не имеют аналогов на Евро-Азиатском континенте.

Строительство туристско-рекреационных комплексов на побережье Каспийского моря предполагает создание в республике соответствующей зоны, на территории которой будут располагаться объекты, оказывающие услуги в области гостиничного бизнеса и санаторно-курортного отдыха. Общая площадь земельного участка на территории Махачкалы,

Каякентского и Дербентского районов, отводимого для этой зоны, составляет  32 кв. км.

В результате реализации намеченных мер количество принимаемых гостей намечено довести до полутора млн.человек и увеличить объем предоставляемых туристско-рекреационным комплексом услуг более чем в 4 раза. 

Следующим перспективным направлением развития экономики республики является производство строительных материалов. 

Необходимость выделения и поддержки отдельного кластера  в промышленности строительных материалов и конструкций связана с происходящим в настоящее время строительным бумом и наличием дефицита по многим наименованиям строительной продукции, для производства которой республика располагает значительными сырьевыми ресурсами. Кроме того, развитие кластера тесно связано с формированием  и потребностями транспортно-логистического комплекса и туристско-рекреационной зоны.

Основные производства предполагается создать в Карабудахкентском, Дербентском, Буйнакском, Кизилюртовском и  Кумторкалинском районах республики, на территории которых имеются основные месторождения сырья для производства стройматериалов и свободные территории для размещения производственных объектов. Выбор этих районов не случаен, поскольку в первую очередь учитывалась их обеспеченность необходимыми объектами  производственной и инженерной инфраструктуры.

Успешная реализация долговременных инвестиционных программ, связанных с капитальным строительством, зависит от состояния  всего строительного комплекса, при этом увеличение инвестиционных ресурсов является главным рычагом модернизации производственного потенциала строительного комплекса в целом. Начато строительство нового стекольного и цементного заводов, которые обеспечат полностью потребность не только республики, но и близлежащих регионов.

Мы считаем, что развитие производства и реализации строительных материалов  позволит обеспечить устойчивую деятельность строительных организаций, решить проблему занятости, повысить инвестиционную привлекательность региона.

Республика Дагестан — энергоизбыточный регион. Это одно из наших конкурентных преимуществ. 

 Гидроэлектроэнергетика является базовой отраслью экономики, и не случайно, что она выбрана в качестве приоритетного направления развития республики. 

Гидроэнергетический потенциал республики оценивается в 50 млрд. кВт/час в средний по водности год, а это 40% потенциала всех рек Северного Кавказа. В настоящее время освоена только десятая часть этих гидроресурсов. 

В перспективе возможно строительство 14 ГЭС в бассейне рек  Самур, Андийское и Аварское Койсу суммарной мощностью 3 тысячи МВт, что позволит увеличить энергетический потенциал республики по мощности в 2 раза, а по выработке электроэнергии в 3 раза.

Кроме того, в республике велики возможности развития малой и нетрадиционной гидроэнергетики. Имеющаяся разветвленная сеть малых рек очень перспективна для строительства малых и микроГЭС. Признано целесообразным строительство 36 малых гидроэлектростанций общей мощностью свыше 500 МВт.

Республика располагает значительным потенциалом нефтяных и газовых месторождений, и в этой связи поставлена задача активного расширения собственной минерально-сырьевой базы, вовлечения в промышленную разработку новых перспективных месторождений. Потенциальные запасы (на суше и на дагестанском секторе шельфа Каспийского моря) по нефти оцениваются в 509 млн. тонн, естественного газа — около 900 млрд. куб.м. Одним из перспективных направлений является добыча нефти и газа на территории 10-ти мильной зоны шельфа Каспийского моря, прилегающей к территории республики. Прогнозные извлекаемые ресурсы этой зоны составляют 185 млн. тонн условного топлива, геологические — 625 млн.тонн.

Особое значение среди разведанных имеет месторождение «Димитровское» с прогнозируемыми ресурсами — 180 млн. тонн и извлекаемыми запасами — 50 млн.тонн условного топлива. Перспективы отрасли связаны также с освоением морских нефтегазовых месторождений «Дербентское» и «Инчхе-море».  По этим позициям мы также рассчитываем на сотрудничество с компанией «ЛУКОЙЛ».

  Дагестан является одним из ведущих регионов промышленного виноградарства и виноделия в России. У нас сосредоточено 34 % площадей и более 48 % валового сбора винограда страны, производится почти 90% всего российского коньяка. Виноградарство и виноделие отнесены к эффективным отраслям и являются важнейшим источником пополнения республиканского и федерального бюджетов.

О высокой конкурентоспособности наших коньяков и шампанских вин свидетельствуют многочисленные награды, завоёванные заводами-производителями на различных выставках, в том числе и международных.

  В настоящее время реализуется Программа развития виноградарства и виноделия  в республике, улучшается финансовое состояние и материально-техническая база предприятий отрасли.

Однако многие проблемы здесь остаются пока нерешёнными. На рынке сегодня доминируют импортные вина, в недостаточном ассортименте представлена продукция местных производителей. В основном это связано с тем, что производство натурального виноградного вина в республике из года в год снижается, а качество и цены остаются неконкурентоспособными.

Одной из основных целей кластера является увеличение производства винограда и продуктов его переработки за счёт ввода новых и омолаживания существующих площадей виноградников, увеличения  их продуктивности, расширения ассортимента, выведения высокоурожайных и устойчивых сортов.

  В настоящее время среди отраслей АПК весомое место в экономике республики занимает молочное и мясное скотоводство, овцеводство и растениеводство. Это трудоемкие, но традиционно распространенные и значимые для экономики республики занятия. Для нас это и социально значимые направления. Ведь расширение производства молочного и мясного скотоводства, кроме имеющейся возможности развития растениеводства и кормопроизводства, обеспечивает жизненно необходимыми продуктами питания население, даёт людям работу. 

Дальнейшее оснащение животноводческих комплексов современным оборудованием позволит, прежде всего, вовлечь в отрасль молодежь, что в свою очередь приведет к повышению производительности труда и более качественным показателям. 

В целях привлечения инвестиций в животноводческую отрасль необходимо принять меры по созданию благоприятной экономической среды,  увеличению доходности предприятий, повышению квалификации кадров, поддержке актуальных научных исследований и селекционной работы.

Следует также отметить, что ресурсы и возможности естественной кормовой базы для дальнейшего увеличения поголовья скота и развития животноводства в республике достаточно ограничены, и в этом направлении  приоритетными  являются   вопросы развития зернового хозяйства.

Особое значение будет иметь сохранение и повышение плодородия почв, особенно пашни, эффективное использование орошаемых земель и возможностей мелиоративных сетей.

Ведь более 70 % продукции растениеводства у нас в республике производится на орошаемых землях. В связи с этим важнейшей задачей остается развитие семеноводства и  обеспечение сельхозтоваропроизводителей качественным элитным семенным материалом в достаточном количестве и по доступным ценам.

В условиях республики целесообразным является определение приоритетов стратегического развития отраслей агропромышленного комплекса по каждой природно-климатической зоне.

Вместе с тем одними малыми формами хозяйствования решать все проблемы сельского хозяйства и продовольствия будет сложно, особенно решать проблемы социального характера и развития  инфраструктуры. Необходимо объединение усилий и возможностей различных форм хозяйствования. Определенный опыт  в этом плане у нас есть.

Наша задача — обеспечить исходя из имеющихся потенциальных возможностей дальнейшее развитие аграрного сектора экономики, существенно улучшить продовольственное обеспечение населения и качество жизни на селе.

В республике имеется достаточный потенциал для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Приоритетным направлением здесь должно стать обеспечение населения республики качественной, безопасной и конкурентоспособной продукцией собственного производства. В  этих целях на Буйнакском и Магарамкентском консервных заводах, ОАО «Дружба» Гунибского района, Кизлярском и Махачкалинском мясокомбинатах предполагается осуществить ряд мероприятий по применению передовых и новейших технологий, модернизации и техническому оснащению производств, а также созданию новых современных перерабатывающих комплексов.

Предполагается строительство современного молокоперерабатывающего завода в селе Аверьяновка Кизлярского района мощностью 50 тыс. литров молока в сутки.

Выполнение намеченных направлений развития пищевой и перерабатывающей промышленности республики позволит в ближайшие годы увеличить на 30-35% объем выпускаемой продукции, привлечь инвестиции в размере 1,5 млрд. рублей, повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции. 

   Приоритетным направлением в Стратегии обозначено развитие машиностроения, которое в последующем будет выделено в самостоятельный кластер по производству автокомпонентов, организации сборочного производства автомобильной техники, радиотехники и приборостроения. Кластер будет формироваться на базе ОАО «Авиаагрегат», концерна КЭМЗ, Буйнакского агрегатного завода, акционерных обществ «Сапфир», «Дагдизель», «Электросигнал» и других.

Важнейшей задачей ближайшего и перспективного периода является формирование благоприятного инвестиционного климата в республике, привлечение инвесторов и создание всех необходимых условий для успешного развития предпринимательства. Следует отметить, что республика стала заметно лучше справляться с этими задачами. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили в 2007 году около 60-ти млрд. рублей, а в этом году их объем  прогнозируется в размере более 70-ти млрд.рублей.

Приоритетом на современном этапе становится переход российской экономики на инновационный путь развития и разработка комплекса мер, стимулирующих высокотехнологичные отрасли. Структурные изменения экономики должны обеспечить создание максимального добавочного продукта интеллектуальным трудом в инновационном бизнесе.

Необходимо финансировать малые инновационные предприятия, которые находятся на самой ранней стадии развития, на уровне идеи, которую нужно воплотить в опытный образец, способный привлечь потенциального инвестора.

    На это нацелены Российская венчурная компания и Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. В этой связи необходимо ускорить работу по созданию в республике венчурного инновационного фонда или республиканского фонда поддержки инноваций,  а также инновационно-технологических центров (технопарков).

  В настоящее время в республике инновационными и научными разработками занимаются 24 организации различных форм собственности.  Среди них Дагестанский научный центр РАН, ведущие вузы и научно-исследовательские институты. Инновационная деятельность ведется и на предприятиях республики. В их числе ОАО «Авиаагрегат», Завод «Дагдизель», «Концерн КЭМЗ», НПО «Питательные среды», ОАО «Сапфир».

Всего в науке и научном обслуживании трудятся свыше 5-ти тысяч работников, в том числе около восьмиста докторов и более 3-х тысяч кандидатов наук.

  В условиях становления рыночной экономики жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта предъявляет все более высокие требования к уровню предлагаемой предприятиями продукции, и только наукоемкая продукция на основе высоких технологий дает возможность бороться за рынки сбыта, обеспечивая экспорт продукции и приток средств в республику.

Ещё один вопрос, на который необходимо обратить внимание, — это долгосрочное планирование социально-экономического развития муниципальных образований республики. Одна из существенных проблем стратегического прогнозирования на региональном уровне состоит в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения самостоятельно, исходя из своих собственных интересов. В их числе — муниципальные образования. Стратегия не может предписывать этим субъектам, что они должны делать, — это они решают сами. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той части, которая касается экономического и социального развития региона. 

Уважаемые коллеги!

Разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, безусловно, представляет собой непростую задачу, но то, насколько успешно удастся её решить, во многом определит не только развитие нашего региона, но и станет вкладом Дагестана в ответ на вопрос о направлениях и перспективах развития страны. Первые шаги сделаны, предстоит идти дальше.

Уверен, что работа нашей конференции и дискуссии в рамках обозначенных секций позволят выработать конструктивные предложения и подходы к стратегическому планированию, решению важнейших экономических проблем Республики Дагестан.     
 

Статьи из «Политика»

Школы в «зелёной зоне»

4
Учебный год завершился. Не успеешь оглянуться, как начнётся новый. Но за эти летние месяцы...

Доходы и расходы

2
В Народном Собрании состоялись публичные слушания по исполнению республиканского бюджета...

«Первым в бой. Последним из боя»

44
Новейшая история пишется здесь и сейчас. И объективная...

Здесь хранится история

6
В этом году Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи отмечает 100-летие со дня...

В МИДе рассказали о Дагестане

55
В Министерстве иностранных дел Российской Федерации в...

«Каша» из латиницы

12
Якобы верховному главнокомандующему ВСУ Зеленскому (вместе с президентством и это звание тоже просрочено) приходится воевать на два фронта: с русским оружием и с...

Дорога к работодателю

5
В эти дни в Липецке эксперты обсуждают, как свести студентов и молодых специалистов с...

На службе Отечеству

12
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Террористическая сущность Украины

15
Это уже стало печальной традицией: как только речь заходит о каких-то переговорах относительно хода СВО, так украинская сторона...

Патриотизм – это любовь к родному дому

89
Путь на СВО у каждого, выбравшего службу по контракту, разный. Дело в мотивации – именно она и есть та движущая сила,...

Четыре месяца, изменившие судьбу

35
Шли первые месяцы после начала СВО. И вот однажды под утро...