X

От формального к реальному

В СМИ продолжает обсуждаться законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправлении в единой системе публичной власти», направленный на совершенствование организации местного самоуправления и подготовленный в развитие положений российской Конституции.

На площадке Министерства по национальной политике и делам религий республики состоялась итоговая конференция по проекту «От формального к реальному самоуправлению», в обсуждении которой участвовали профильный министр Энрик Муслимов, эксперты, общественники, специалисты в области местного самоуправления. Модератором был автор проекта член Общественной палаты РД Абсалитдин Мурзаев.

Разговор состоялся не праздный, а предметный. Выступавшие акцентировали внимание на текущих вопросах, вызывающих самые разнообразные мнения. Э. Муслимов обратил внимание на то, что грантовую деятельность в республике нельзя назвать динамичной, нет конкуренции, и порой не из чего выбирать. И в этом случае необходимо стимулировать участие в грантовой деятельности, что должно стать подспорьем в выполнении важных социально-экономических задач, стоящих перед республикой. В продолжение темы прозвучало выступление автора проекта А. Мурзаева о том, как всё-таки должна формироваться политика муниципалитетов, поселений, которые находятся в разных географических условиях, разделённых на плоскостные, высокогорные, предгорные районы.

Специфика республики, отражающая этнические, климатические особенности регионов, требует отдельной оценки, нестандартных подходов. А. Мурзаев отметил, что внимательно изучил рабочий документ, предстоит его второе чтение в Госдуме. Автор проекта столкнулся со множеством внесённых существенных поправок в законопроект, но убеждён в том, что поправок должно быть в разы больше, учитывая специфические особенности горного края и то, что одноуровневая система не может учесть всех особенностей дагестанского региона. А это означает, что необходимо внимательно отнестись к региональным поправкам, максимально принимая в расчёт необходимые шаги по безболезненному переходу к новой системе муниципального устройства. А. Мурзаев также напомнил, что реформа носит долговременный характер, до 2028 года. И после принятия законопроект заменит действующий с 2003 года закон о местном самоуправлении (МСУ). Он отметил, что один из разработчиков закона – глава думского комитета по госстроительству и законодательству П. Крашенинников – напомнил, что прежний закон о местном самоуправлении бесконечно менялся, превратившись по сути в лоскутное одеяло. Новый же закон понадобился после того, как летом 2020 года в российскую Конституцию внесли поправку, закрепившую принцип единства публичной власти, предполагающий согласованные действия разных уровней власти как единого целого.

Проведя мониторинг в ряде районов республики, автор проекта А. Мурзаев констатировал, что слабость местной власти страдает рядом характерных признаков. Муниципальные образования более 50 % средств тратят не на строительство дорог, социальных объектов, а на содержание аппарата администрации. Фактически деньги не зарабатываются, бюджет же формируется, исходя из госдотаций. Вот и принятые в 2005 году уставы носят формальный характер. И учитывая, что две трети глав муниципалитетов избирались районным собранием, то можно считать, что социально активное население осталось не у дел. А отчёт главы района перед депутатским корпусом носит постановочный характер, и многое остаётся за кадром. Всё это является следствием отсутствия единой системы публичной власти, что подталкивает к реформированию местного самоуправления. По мнению автора проекта, территории должны носить статус казённого учреждения, а вместо бюджета может «работать» смета. Подчёркивалось также, что минимизирование поселений так или иначе приведёт к укрупнению хозяйств, что не всегда оправдано. Много говорилось о существующей клановости, с которой необходимо бороться. Обращалось внимание на то, что нельзя допускать унификации, надо учитывать разность регионов, количество населения.

Выступавшие поднимали множество вопросов, касающихся негативных моментов, когда инертная местная власть безбедно существует, при этом являясь самостоятельной единицей в формировании кадровой политики, не отчитываясь перед людьми. И необходимость создания более совершенных механизмов управления вызвана самой жизнью.

Можно ли реформу назвать оптимизацией? Наверное, не стоит однозначно воспринимать новую версию закона, посчитали эксперты, ведь, помимо встраивания МСУ в единую систему публичной власти, проектом предусматривается переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами. Авторы законопроекта также предлагают дополнительное обсуждение ключевых вопросов реформы, в частности её финансовой составляющей, проблемы распределения полномочий. Немало вопросов возникает и по поселениям, где, может быть, всё-таки возможно сохранение в той или иной форме органов МСУ. Но все эти детали требуют тщательной проработки, необходимости продумать возможные последствия, весь объём полномочий необходимо тщательно прописать. Они могут перераспределяться на уровне региона, но не перестают быть местными. Многие эксперты настаивают на сохранении городских и сельских поселений.

Новый закон вызывает яростные споры. Но главное, считает модератор, в том, чтобы люди могли самостоятельно выбирать местную власть. А. Мурзаев посетовал и на то, что на местах так и не были созданы ТОСы (территориальное общественное самоуправление), то есть форма самоорганизации граждан по месту их жительства, что предполагает на соответствующей территории создание представительного органа поселения. Он также посчитал, что такой важный сектор, как некоммерческие организации, должен быть менее политизированным и более активным в вопросе реформирования местного самоуправления. Ещё на что обратил внимание модератор – необходимость создания ассоциации журналистов в сфере межэтнических отношений. Прозвучало немало и других предложений по реформированию местного самоуправления.

Статьи из «Местная власть»