От сухопутных до морских рубежей
Не стоит убеждать скептиков в том, что Дагестану необходимы как серьезные инвестиции, так и форсированная реализация федеральных программ, что позволит дотационной республике решить множество вопросов, связанных с ее развитием на самую ближайшую перспективу, даст толчок росту промышленного производства, обеспечит рабочие места дагестанцам.
Дело это нелегкое, экономические санкции так или иначе коснулись каждого российского региона, а уж нашей горной республики так и вовсе. Выкарабкиваясь из дотационных тисков, она много лет балансировала в экономическом пространстве, пытаясь неимоверными усилиями достичь пороговых показателей в ведущих отраслях, в аграрном, промышленном секторе, увеличивая мощности производственных предприятий, выводя средний и малый бизнес из тени. Но очевидность реформ свидетельствовала – быстрых результатов ждать не приходится. Со временем процесс этот приобрел перманентный характер. И не стоит упрекать в этом реформаторов, слишком непредсказуемой оказалась экономическая ситуация. И из прорыва пришлось выходить с большими потерями, поскольку республика испытывала на себе все последствия деформированной экономики, пытаясь не жить, а выживать.
Понимал ли это Федеральный центр? Вопрос скорее риторический. Южный российский форпост находился под пристальным вниманием центральной власти, памятующей о том, что наша республика не раз доказывала свою последовательность, идя в фарватере экономического, политического курса, как это было в 1999-м, когда речь шла о сохранении целостности России. Тогда Российская Армия ощутила силу дагестанской закваски, что позволило ополченцам стать ее оплотом, умело отражая атаки профессиональных международных наемников, старавшихся изменить существующий порядок, разрушив Кавказ, создав здесь очередной «халифат» в противовес России. Пожалуй, вряд ли припомнишь столь поразительное единство армии и дагестанского народа, так разочаровавшее западных, ближневосточных идеологов, пытавшихся на протяжении ряда лет создать здесь токсичную, молниеносно распространяющуюся, подтачивающую устои российской государственности среду. В Дагестане тогда еще молодой премьер Путин получил боевое крещение, «полюбил дагестанцев, мужественно защищавших свою Родину – Россию».
Вне всяких сомнений, случайным новое место дислокации Каспийской флотилии не назовешь. Учитывалось не только геополитическое преимущество, но и политическое. Здесь должны разворачиваться основные события с учетом стратегических интересов нашей страны. Отсюда должны проходить маршруты Великого шелкового пути, объединяющего Восток с Западом. Не стоит забывать, что Дагестан находится в зоне стратегических интересов России. А это означает, что горный край выходит на передовые позиции и республику ждет немало перемен, которые позволят ей войти в число самодостаточных регионов. И встреча врио Главы республики Владимира Васильева с заместителем министра обороны РФ Тимуром Ивановым, где обсуждалось развитие инфраструктуры Каспийской флотилии в РД, – еще одно доказательство того, что на регион сделана серьезная ставка.
Можно провести прямую аналогию сказанного Владимиром Васильевым на встрече с тем, что объединяет Дагестан и Россию крепче всякого каната. Напомнив о том, что после общения Владимира Путина в последний его визит в Дагестан с ополченцами, ветеранами-участниками событий 1999 года, Владимир Васильев сообщил, что глава Ботлихского района тогда поднял ряд вопросов, для решения которых Владимир Путин дал соответствующее поручение.
Были обсуждены вопросы обеспечения детей военнослужащих местами в школах и дошкольных образовательных учреждениях, а также трудоустройства жен военнослужащих, подготовлено решение передачи детского сада и школы в районном центре в муниципальную собственность субъекта, а также взаимодействия в обеспечении жильем военнослужащих Каспийской флотилии. Кроме того, на встрече заместитель министра обороны подчеркнул, что до конца текущего года будет завершен первый этап строительных работ по обустройству мест дислокации подразделений КФл. «В Каспийске разворачивается масштабная стройка, в том числе строятся пирсы, причалы, пункты обслуживания населения, возводится жилье, проводятся работы по созданию культурно-досугового центра, поэтапно ведется строительство причалов и гидротехнических сооружений в Махачкале», – сообщил Т. Иванов.
Дагестан, как крупнейшая в СКФО республика, выходит на передний план, обретая статус масштабного международного морского кластера на юге страны, позволяющего развивать инфраструктуру, сопутствующие отрасли, в том числе малотоннажное судостроение. Новая база флотилии, как известно, будет располагаться в Каспийске. В числе основных факторов в пользу нового места дислокации флотилии, по мнению Федерального центра, – повышенная мобильность основных сил флотилии. По словам же министра обороны РФ С. Шойгу, перевод флотилии в дагестанский Каспийск является серьезной составляющей безопасности в регионе. Военные также просчитали и географическую неэкономичность прежнего места дислокации, поскольку дельта Волги, а также северная часть Каспия замерзают и корабли объединения имеют слишком длительный выход в Каспийское море из Астрахани. Если же говорить о главных задачах флотилии, то среди наиболее важных – обеспечение государственных и национальных интересов России в Каспийском регионе и противодействие терроризму. А для Дагестана это вопрос вопросов, несмотря на то, что обстановку в республике можно назвать стабильной.
Так что уже можно записать в арсенал морской «стройки века»? Форсированное строительство жилищно-казарменного фонда, военного госпиталя и иных объектов инфраструктуры, необходимых для размещения экипажей кораблей Каспийской флотилии, гидротехнических сооружений, что позволяет судить о масштабности работ. Можно сказать, что новая точка отсчета уже дает возможность республике прогнозировать ближайшую перспективу, обретая новые ориентиры, заявляя о себе не только как индустриальный центр, но и наконец как морской.
Не стоит забывать и о возможностях Каспийского шельфа, информация о нефтяных мощностях которого на протяжении ряда лет не давала покоя нефтяникам республики, возлагающим на шельф большие надежды. Надо понимать, что масштабное строительство морской инфраструктуры неизбежно потянет за собой возведение жилых, промышленных, узкоспециализированных объектов, развитие социальной сферы, школ детских садов, жилья. И все это планируется включить в комплексную программу развития республики, российских моногородов. Планируется, что первый этап строительства мест дислокации подразделений базирования для кораблей Каспийской флотилии будет завершен к концу этого года. Сроки – жесткие. И нет сомнений, что они пройдут с опережением, слишком многое поставлено на геополитическую карту.
Военные эксперты, просчитывающие все до мельчайших деталей, констатируют, что основную роль в переносе главной базы флотилии играют климат, судоходность, логистика и экономика. А это означает, что вместе с развитием морской инфраструктуры обеспечиваются безопасность, судоходство, рыболовство, а также нефтедобыча – все то, что сопровождает успешную экономику.