Откуда растут руки у русофобии по-казахски?
Русофобской идеологией сегодня не удивишь никого, даже если она исходит от братского славянского украинского государства. И вовсе не по причине того, что ненависть к России в сознании жителей Украины взращивалась прямо на наших глазах минимум четверть века. Не удивляет нас даже то, что украинские средства массовой информации, а вдобавок школьные и вузовские учебники пестрят чудовищными рассказами об «оккупации» и «геноциде». Перед всей мировой общественностью нынешняя украинская власть глумится над русскоязычным населением, подавляя и унижая русскую культуру и русский язык.
От редакции. Материал этот поступил в редакцию в конце декабря минувшего года. Ознакомившись с ним, редколлегия пришла к выводу, что его публикация может иметь нежелательные последствия в давно установившихся дружественных отношениях между народами России и Казахстана. Кроме того, хотелось верить, что автор немного преувеличивает и что там не всё так плохо. Но последовавшие буквально через неделю события показали, насколько автор был прав. Поскольку тема не потеряла актуальности и после известных событий, предлагаем статью вниманию читателей.
Казалось, нас должно было бы удивить возникновение русофобии по-казахски, ведь четверть века прошли на фоне регулярных встреч Назарбаева и Путина. Но и в Казахстане всё больше и больше твердят о том, как ужасна была жизнь в составе Российской империи и в Советском Союзе. Поскольку казахская версия развивается по украинскому сценарию, несложно догадаться, к чему всё может привести.
Если даже вспомнить, как Нурсултан Назарбаев впервые озвучил идею евразийской интеграции, это ничего не меняет. Выступая в Московском государственном университете им. М. Ломоносова в марте 1994 года, он свое предложение обосновал общностью территории, истории, культуры. По его мнению, идея Евразийского союза должна была послужить базой для дальнейшей продуктивной кооперации. Он был твердо убежден и поэтому заявлял, что весь спектр исторических и социально-экономических взаимоотношений в течение нескольких столетий определял дружественный характер взаимодействия между народами и государственными образованиями, находившимися на этих территориях.
Правда, спустя десятилетия Назарбаев стал утверждать, что казахи «не должны глотать пыль за чужими странами, это не наш путь» и что «за 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии».
Однако столь заботливое отношение к собственно казахской культуре никак не вписывается в логику исторической достоверности действия определенной части интеллектуальной элиты казахов, которые занимаются варварским переписыванием истории ногайского народа. В последнее время стало модным в среде казахского научного сообщества в ущерб научной объективности переделывать биографию ногайских исторических личностей, государственных деятелей, превращая их в казахов. В своей фальсификации они настолько потеряли меру, что стали всех ногайских средневековых акынов причислять к этническим казахам.
Мы наблюдаем, как «казахский национализм» сползает на платформу откровенной русофобской идеологии, разумеется, не без влияния извне. Именно из-за океана идут проекты, направленные на возбуждение ненависти казахов к русским
Вдобавок казахские историки в последнее время стали весьма активно и безапелляционно выдвигать амбиции на монополию на наследие Золотой орды, хотя её полиэтничность общеизвестна. При этом следовало бы знать, что в золотоордынский период развития народов русофобией и не пахло. Не зря же некоторые невежды, например у нас в России, порой поругивают Александра Невского за то, что он «немцев и шведов бил, а с татарами дружбу водил».
Русофобия как идеология, предполагающая ненависть ко всему русскому – от государства до населения, причем не только к этнически русским, но и ко всем, кто в силу принадлежности или симпатий к русской культуре считает себя русским или дружественным народом, появилась не случайно. И появилась она именно в те времена, когда окрепшее Московское царство после распада Золотой орды решило спросить со своих западных «партнеров» за все обиды и возвращать утерянные на западе исконно русские земли. Собирание земель вокруг Московского государства стало поперек горла правителям Европы.
Было время, когда царствующие династии Франции, Польши, Венгрии и Норвегии смотрели свысока на династические браки с русскими, при этом выбывшее из европейской политики русское государство Европу устраивало вполне. А вот возвращение Москвы в эту политику с претензиями вернуть утраченные земли было воспринято крайне болезненно. Впервые с точки зрения католичества русские стали выставляться в виде варваров с неправильной формой христианства – православием, а также как еретики, дикари и пьяницы. Нечто похожее происходит и в наши дни.
Сегодня, зная причину и корни появления русофобии, едва ли стоит удивляться, что число казахских нацистов и ура-патриотов в Казахстане растет с каждым годом. А число русских в Казахстане сократилось с 40 % до 20 %.
В республике вводят латиницу вместо кириллицы, что подозрительно указывает на источники влияния. Если, скажем, стали бы вводить руническую древнюю тюркскую письменность, то можно было найти этому хоть какое-то объяснение, хотя рациональность таких шагов была бы весьма сомнительна. С явным прицелом на притеснение русских переименовывают города и улицы, переселяют на русские этнические территории тысячи тюрков из других регионов.
Справедливости ради следует сказать, что в Казахстане на национальной почве пока не наблюдается фактов погромов, как в свое время на Украине. Вероятно, это было связано с неким консенсусным подходом государственных органов власти, реализующих в первое время после распада СССР политику объединения всех этнических групп Казахстана в «единую гражданскую общность разных национальностей».
Однако, озвучив в первой редакции Доктрины национального единства концепт «казахстанской нации», воспринятый в самом начале населением с одобрением, власть не смогла дальше реализовать данный курс, поддавшись влиянию националистов. В результате мы наблюдаем, как «казахский национализм» сползает на платформу откровенной русофобской идеологии, разумеется, не без влияния извне. Именно из-за океана идут проекты, направленные на возбуждение ненависти казахов к русским. Как известно, Вашингтон имеет свои интересы в азиатском регионе и давно мечтает поставить Казахстан под свое внешнее управление.
Российский МИД уже обратил на это свое внимание. 9 ноября «Российская газета» опубликовала статью министра Сергея Лаврова, где он коснулся фактов проявления ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана, обвинив Запад в культивировании местечкового национализма и дискредитации сотрудничества с Россией.
Предсказуемый ответ на заявление Лаврова не заставил себя ждать. Свою негативную реакцию поведал в эфире признанный в России иностранным агентом казахстанский филиал «Радио Свобода» – «Радио Азаттык». Оно работает в тесной связке с западными НКО, такими, как, например, Internet Society Kazakhstan, возглавляемое Талгатом Нурлыбаевым. Эта структура представляет собой филиал глобалистской организации Internet Society со штаб-квартирой в городе Рестоне (штат Вирджиния, США).
Огромную роль в навязывании антироссийской риторики в Казахстане играет и запрещённый в России Фонд Сороса, который финансирует сотни образовательных и культурных программ в республике. Как подсчитали специалисты, за 15 лет количество неправительственных организаций здесь выросло более чем в 10 раз. Если в 2003 году их было около 2 тысяч, то сейчас 22 тысячи. Иностранное финансирование получают примерно 200 неправительственных организаций, 70 % этих средств приходится на США. Такие данные привел в своем докладе на Гражданском форуме в Астане министр общественного развития Дархан Калетаев, добавив: «В Казахстане на сегодняшний день действуют 53 международные организации, 30 иностранных государственных организаций, 77 зарубежных НПО и фондов».
Подобные факты не оставляют шансов для сомнения и вовсе не следует удивляться, почему в Казахстане процветает идеология русофобии. Когда знаешь, кто её подпитывает, то совершенно ясно, откуда растут руки у русофобии по-казахски.