Пандемия вируса ненависти
Главная повестка дня человечества – коронавирус, с новой силой впивающийся в жизненно важные артерии землян и уничтожающий людей в лучших традициях современных бактериологических войн. Совсем как в старину, правда, тогда все больше травили колодцы. Но, как видно, древние атавизмы проснулись в тех, кто решил покорить мир любыми средствами.
Неблагодарное дело выяснять, откуда взялась эта зараза, Китай ли в этом повинен или все же более жизнеспособна версия о том, что американские бактериологические лаборатории, разбросанные по всему миру, выпускают смертоносные стрелы точно в цель. Но так или иначе состояние, в котором пребывает человечество, трудно назвать привычным. Трудно назвать времена, когда бы самые страшные инфекционные напасти продолжались с подобной настораживающей длительностью. И с этим приходится мириться. Но что скрывать, настроение падает. Иначе говоря, люди так устроены, они должны коммуницировать, в этом смысл жизни. И они почти враждебно воспринимают указания ограничивать себя в свободе передвижения.
Агрессия зашкаливает настолько, что толпы протестующих выходят на улицы, требуя возможности работать, отдыхать, ходить на концерты, посещать публичные зрелища, вгоняя тем самым в тупик правительства, экономика которых не просто проседает, она стремительно разрушается, перемещая в лидеры наиболее удачливых, ориентирующихся в мире новых технологий, цифровых инструментариев, словно придуманных для того, чтобы перенести реальный мир в виртуальное пространство. Новые центры силы зреют, но происходит это скорее по наитию, слишком призрачной, трепетной и хрупкой оказалась планета. И пока толком никто не может предрешить исход пандемии. Обвал цен на углеводороды уже привел к мировому экономическому кризису. И для глобальных экономик весна нынешнего года оказалась просто-таки катастрофической. Да и в нашей стране многое зависит от экспорта нефти, спрос на которую в условиях пандемии падает. А это серьезный вызов, считает и сам Путин. Более того, так необходимый режим самоизоляции привел к сокращению рабочих мест, сворачиванию туристического бизнеса. Нас ждут трудные времена. Да и антикризисная программа пока остается малопонятной, и не только потому, что правительство не готово к ее реализации, но ситуация с коронавирусом настолько шаткая, что предпринимаемые меры пока ограничиваются снижением потенциального роста социальной напряженности.
Дополнительной угрозой для российской экономики является санкционный пакет США. А если учесть воинственный запал команды Байдена, рвущейся поставить несносную Россию на место, то можно себе представить ту экономическую удавку, что команда якобы избранного президента постарается затянуть на шее нашей страны. Сказать, что нам не привыкать, значит ничего не сказать. Да, минимизировать ситуацию позволит подушка безопасности – фонд национального благосостояния. И выкарабкаться-то мы сумеем. Но пандемия – это проблема всего мира. И от того, как справятся с ней ведущие страны, зависит, что ждет планету. И так уж вышло, что вирус не просто опрокинул политические планы, завоевательные амбиции сильных мира сего, ту же эскалацию международных конфликтов, но ковид продемонстрировал, что перед всесильной заразой все равны.
Коронавирус превращается в вечное зло, на борьбу с которым бросаются миллиарды. И на этом фоне финансовые институты предсказывают глубинные изменения, поскольку пандемия приобретает все более угрожающие размеры и ремиссия сменяется еще более тяжелой формой заболевания. Так что, беспощадный вирус и дальше будет косить человечество? И что необходимо сделать, чтобы его минимизировать? И не придет ли ему на смену еще более жуткий вирус? Эпоха масштабной глобализации сменяется эпохой беспорядков. И мир наблюдает, как обезумевшие протестующие в Европе выворачивают брусчатку, а полицейские обливают их из брандспойтов. Но толпа готова и дальше сражаться с режимом самоизоляции, словно забыв, что в борьбе с коронавирусным цунами выживут только те, кто сумеет пережить одиночество. Кто же сегодня в лидерах по борьбе с пандемией? Неужели Америка, претендующая на мировое господство? Отнюдь. ВВП США уже рухнул на рекордно низкие индексы. Тогда как экономика Китая первой среди крупнейших начала расти. И холодная война, объявленная Америкой России, грозит и Поднебесной, также названной стратегическим противником Штатов. А эксперты предсказывают, что впервые со времен великой депрессии в рецессии окажутся и развитые, и развивающиеся страны.
И в этой ужасающей истории, напоминающей апокалипсис, важно сохранить холодный разум и ясное, четкое представление о той угрозе, с которой возможно справиться только сообща. Но если Россия готова к диалогу, поделиться своей вакциной «Спутник V», выработать механизмы по всемирной борьбе с пандемией, то США предпочитают выступать соло в зловещей партии. И возможный президент США уже противопоставляет миролюбивой политике своего предшественника, «самого мирного президента в истории США после холодной войны», не одобряющего милитаристскую политику супердержавы. Очевидно, что при Байдене рулить страной намерены пентагоновсие генералы, облегченно вздохнувшие и потирающие ручки в ожидании предстоящей отставки Трампа. Но одного они не могут предусмотреть: США лидируют по количеству заболевших коронавирусом и на так называемое плато не то что не выходят, но цифры инфицированных растут, а что с этим делать? Вот задача для новой команды, которая, кажется, не представляет, в какую историю она вляпалась.
А эксперты уже предсказывают, что «нерешаемость системных проблем общества и политического устройства внутри страны может подвигнуть демократов на внешнеполитические авантюры». Сдается, что Байден не совсем понимает, что закат «глобального доминирования» Запада – уже свершившийся факт. Но сегодня демократы находятся в состоянии эйфории от неправедной победы, не задумываясь над тем, что, посеяв ветер, пожнут бурю. Слишком много накопилось в Америке проблем, головной боли, от которой так трудно избавиться одним мановением волшебной палочки.
И у демократов нет четко выраженной программы действий хотя бы потому, что разношерстная команда напоминает лоскутное одеяло. Ну а возвращение Псаки в роли пресс-секретаря Белого дома, над которой из-за ее географических и политических ляпов хохотали журналисты, вообще не поддается никакой критике. Да, Байден критику Трампа сделал одним из основных предвыборных тезисов, упрекая его в бездеятельности в борьбе с ковидом. Но что-то подсказывает, что первое, обо что он сам споткнется, это будет ковид с его сюрпризами. И этот раунд он точно проиграет…