Перезагрузка. Сближение. Мова по-русски…
Украина остается в центре внимания мировых информагентств. По-разному оцениваются перемены, происходящие в незалежной. Но никто не может оспорить, что заявленное Зеленским: «У нас есть все, чтобы провести реформы, у нас нет только одного - времени» звучит более чем убедительно. Страна давно зависла, и перезагрузка ей крайне необходима.
Новый президент требует от обновленного украинского парламента проект бюджета на 2020 год, цель которого — стимулирование экономического роста, внедрение рынка земель сельскохозяйственного назначения для защиты интересов мелкого собственника. Он предлагает запустить масштабную приватизацию и сформировать перечень стратегических объектов, которые могут быть приватизированы, принять трудовой кодекс Украины. Но главное, Рада поддержала возвращение уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение, не забыв лишить себя неприкосновенности.
Да, трудно поспорить с самым многочисленным парламентским большинством «Слуги народа», принимающим поистине революционные законы. Новый ли это рычаг давления на политиков Рады? «Не воруйте, ребята, и тогда все встанет на свои места», — дает понять Зеленский. И пытается как можно быстрее запустить застопорившийся маховик огромной государственной машины, много лет работавшей вхолостую. Задача более чем амбициозная. Но эксперты не торопятся с выводами, призывая к формуле «поживем — увидим». Зато торопится сам Зеленский, признаваясь, что времени на раскачку нет.
Так как же ложится украинская карта? Реформы или хорошо продуманный пиар-ход Коломойского, тень которого витает над его ставленником. Россия, не питая иллюзий, старательно дает понять, что готова к диалогу, и обмен пленных оказался одним из решительных шагов. Со своей стороны и Украина постаралась выполнить свои обязательства, выпустив в том числе из тюрьмы журналиста К. Вышинского. Более того, приостановлен разрыв Украины с Россией. Киев перестал уведомлять Кремль о расторжении двусторонних соглашений и документов в рамках СНГ. Но эксперты продолжают спорить: одни убеждены в том, что Зеленский предпринял шаги к урегулированию отношений с Москвой; другие же объясняют приостановку официальных депеш лишь тем, что это всего лишь техническая пауза и речь вовсе не идет о кардинальном изменении политики Украины в отношении России.
Так что же происходит на Украине? Интрига сохранится, пока одна из сторон не предпримет решительных шагов в вопросах, связанных с Донбассом, самопровозглашенными республиками. Накопившиеся многолетние политические вопросы, кажущиеся неразрешимыми, с приходом к власти Зеленского заставили поверить жителей юго-востока в возможность мирного урегулирования ситуации в рамках Минских соглашений. Так кажется и тем, кто живет на Украине, и тем, кто верит в то, что выход есть и соблюдение всех пунктов политического документа — один из инструментариев по постепенному выравниванию правового поля в отношении Донбасса, призывающего Украину к федеративному устройству внутри самой незалежной.
Внешнеполитическая составляющая будущего Украины по-прежнему остается невнятной. Может, не стоит рваться в европейское сообщество, где не ждут Украину, роль которой сводится к борьбе с более влиятельной фигурой — Москвой?
Главное, что сегодня перестали стрелять пушки по мирным кварталам. И «мятежники» по три раза на дню сплевывают, боясь нарушить наступившее затишье — так надоело жить в состоянии войны. Да, все совсем непросто. И вопрос вопросов — сможет ли Зеленский разрешить так, а не иначе, самую серьезную проблему, а заодно перестать будировать крымскую тему. Кажется, он и сам не верит в то, что возможно свести на нет итоги референдума и желание Крыма жить в составе России. Ой, много ж свалилось на молодого политика проблем — как внутренних, так и внешних. Так как же избежать половинчатых решений, дипломатических уловок, ведь Украина остается в поле зрения США, Евросоюза, можно сказать, обескураженных ретивостью Зеленского, который, вроде и делает ставку на западных, европейских союзников, но продолжает вести свою, пока неведомую им игру.
Между тем Россия остается самым крупным торговым партнером Украины, а миллионы ее граждан продолжают выезжать в соседнюю страну на заработки. И каждому россиянину, украинцу понятно, что жить друг без друга невозможно. Можно ли порушить то, что не поддается никакой силе? Зеленский не может это не осознавать, он ведь и сам из той, советской, эпохи, и для него русский, как и мова, родной, он с легкостью, ничуть не смущаясь, переключается с одного языка на другой, чувствуя себя абсолютно свободно и не заморачиваясь призывами националистов, готовых к мордобою во имя великой Украины, на глазах превращаясь в комические персонажи.
Да, оценки экспертов, политологов весьма сдержанные. Выжидательные настроения — это ведь тоже стратегия, выматывающая настолько, что Запад вместе с Евросоюзом начинают позевывать от перманентных украинско-российских отношений. Для них очевидно, что ни одна из сторон не пойдет на разрыв торгово-экономических связей, дипломатических отношений. И им, западникам, европейцам, не понять русскую душу, готовую все простить своему младшему брату.
Но США и Европе необходим существенный политический актив, и геостратегия Украины приобретает все большую значимость. Поговаривают, что она станет возможным плацдармом для американских баз, что окончательно изменит ныне существующую действительность. И хотя полноценного членства ни в Евросоюзе, ни в НАТО Украина скорее всего не получит, но охотно подсядет на дотационную иглу ценой возможного устранения Зеленского с политического олимпа. И Запад, скорее всего, не исключает такую развязку, что не мешает ему требовать от Украины необходимых социально-экономических, административных реформ.
Так что внешнеполитическая составляющая будущего Украины по-прежнему остается невнятной. Впрочем, Зеленский, может, и не настаивает, на членстве в организациях, взявших на себя ответственность опекать Украину, но размышляет: возможно ли это, а если нет, то, может, не стоит рваться в европейское сообщество, где не ждут Украину, роль которой сводится к борьбе с более влиятельной фигурой — Москвой, демонстрирующей максимальную осторожность и сдержанность в действиях, которые могут быть интепретированы как вмешательство во внутренние дела тех же европейских стран.
Вряд ли в этих условиях возможно «возвращение» Донбасса, он скорее становится примером для других регионов, требующих расширения своих прав. «Стихийная федерализация» Украины, по мнению экспертов, может стать валуном, перекрывающим бурную украинскую речку, уравнивая таким образом статус украинской государственности с малыми странами, упоминаемыми в качестве номинальных держав-карликов.
Тем временем глава МИД Украины В. Пристайко заявляет, что планирует завершить конфликт в Донбассе как можно скорее, при этом добиться прогресса в его урегулировании. Можно уже говорить и о законодательной базе решения сложнейшего вопроса. Президентская фракция «Слуга народа» разрабатывает дорожную карту «маленьких шагов», чтобы помочь жителям ДНР-ЛНР «чувствовать себя гражданами Украины». Документ предусматривает создание логистических центров на контрольно- пропускных пунктах, упрощение пересечения «серой зоны», а также процедуру получения украинского паспорта и выплаты пенсий жителям Донбасса.
Но ведь так или иначе Рада идет вслед за Россией, она уже опоздала и выбираться ей из политической коллизии будет непросто. И если жители «особых районов» захотят переехать на ПМЖ в Россию, они будут обеспечены пенсиями, в том числе социальными. Более того, ДНР–ЛНР рвутся под юрисдикцию России… И никто не может им в этом помешать. Так что раздача паспортов хоть и хороший ход со стороны Украины, но непредсказуемый. Вот и Трамп, внимательно наблюдая за «документооборотом» двух сторон, не очень-то спешит раздавать американские паспорта. И каждому ясно, что это не его, а наше дело — России и Украины. И еще одна возможность сблизить позиции, сев за стол переговоров, соблюдая каждый пункт Минских соглашений.