Купить PDF-версию
X
09:37 16.12.2014

Победа пришла из Дагестана

11 декабря 2014 г. минуло 20 лет со дня начала так называемой «чеченской кампании». Руководство страны называли эту войну «контртеррористической операцией по восстановлению конституционного строя». Когда в масштабах страны Конституция беспощадно попиралась, были хищнически приватизированы предприятия, бандиты и аферисты восседали в парламенте, давая советы политикам, а народ обманули на ваучерах, все это, конечно, звучало цинично…

Вниз в турбулентность

В мононациональной Чечне появился генерал Джохар Дудаев, который в условиях всеобщего хаоса «за уши» тянул свой народ к независимости. Возглавляемая им республика сползала к окончательной радикализации и резкого поворота от былой советской системы к неведомому будущему. Мы наблюдали лишь репортажи с бесчисленными сборищами у Дома правительства Чеченской Республики, марши и парады, браваду людей с «калашниковыми» и гранатометами.

Бывшая советская автономная республика назвалась Ичкерией, по воздуху растеклась пьянящая эйфория свободы, которая вскружила голову тем, кто решил взять в свои руки ответственность за судьбу народа.

Но хотел ли этого народ? Вопрос больше риторический. Народу во все времена нужны два блага — и это закон политической стабильности: пропитание и защита. Говоря современным языком, продовольственная и общественно-политическая безопасность. Все прочие лозунги о свободе, равенстве, братстве остаются пустыми обещаниями и ничего не значащими красивыми словами. Если у народа нет возможности заполнить холодильник и никто не гарантирует, что он не станет жертвой криминальных атак, то такая независимость и ломаного гроша не стоит.

Юни Успанов, уроженец Чечено-Ингушетии, президент интернационального клуба «Кунаки» в интервью РГВК «Дагестан» заявил по этому поводу следующее: «Чеченскому народу это не было нужно абсолютно… Когда мир будет в пределах Садового кольца, на Кавказе будет мир всегда. При 5% желающих какого-то отсоединения пострадали 95%, которых бомбили глубинными бомбами».

Ю. Успанов считает, что государство, используя весь спектр своих специальных, дипломатических, политических возможностей, могло погасить зарождавшийся конфликт и не доводить дело до вооруженного столкновения и смертей. В частности, цифра в 43 тысячи погибших детей, которую озвучивали структуры Ичкерии, была признана и нынешней властью. Это цена, которую чеченский народ заплатил за амбиции и гордыню политиков. Около 120 тысяч погибших жителей Чечни навечно будут вписаны в траурный гранит памяти братского народа. И об этом нельзя забывать и нам, дагестанцам.

Война против народа

Все помнят 30-31 декабря 1994 года, когда Грозный был усеян трупами русских солдат-срочников, которых практически обманным путем забрасывали в зону конфликта. Блиц-криг к дню рождения тогдашнего министра обороны Павла Грачева провалился с треском. В плен к вооруженным формированиям Ичкерии попало немало солдат. К процессу освобождения солдат из плена подключились правозащитники. Они пытались объяснить российской политэлите во главе с Борисом Ельциным, что эту бессмысленную войну нужно остановить, что нужно садиться за стол переговоров, а еще лучше было вообще не вводить войска. Но маховик войны был запущен. Ельцин, который как главнокомандующий несет всю ответственность за кровь с обеих сторон, решил за несколько часов уничтожить «логово волков». Однако война, которая (уже было очевидно) велась против народа, затянулась до 1996 года. О том, что 1-я чеченская война была против народа, не раз заявлял и нынешний глава ЧР Рамзан Кадыров. Именно тогда и он — пятнадцатилетний юноша, и его отец — муфтий Ичкерии, принимали участие в войне против российской армии. «Война шла против народа, и я был с народом», — говорит Р. Кадыров.

Мирный хаос

Все помнят Хасавюртовские соглашения, когда с одной стороны секретарь Совета безопасности, генерал Александр Лебедь, с другой – начальник штаба ичкерийских вооруженных формирований Аслан Масхадов подписали договор о прекращении огня. Началась эра так называемой «независимости» соседней республики. Хотя вопрос о независимости был отложен до 31 декабря 2001 года, республика сполна погрузилась в самостийность, упиваясь своей свободой.

Чем это обернулось для самой республики и чем отозвалось для Дагестана, старшее поколение хорошо помнит.

Многочисленные тейпы начали борьбу за власть и ресурсы. Постоянные сводки о нападениях, грабежах, похищениях людей, скота, в том числе на чечено-дагестанском приграничном участке, – вот была реальная картина нового политического статуса Ичкерии. Что это дало народу, думаю, не надо объяснять. Кремль и русский народ не мешали построить чеченцам свой процветающий, благополучный мир. Кто помешал благоразумию, препятствовал получать знания и пойти путем мира вместо грабежей и убийств, разгула радикализма и фанатизма? Ичкерию наводнили эмиссары, в том числе из арабских стран, которые начали «корректировать» устремления чеченцев к светлому будущему. Они добавили в эти краски больше зеленого цвета и настояли на том, что строить чеченцам нужно Исламскую шариатскую республику афганского или суданского образца. Учитывая, что полевой командир, а затем и террорист №1 Шамиль Басаев, к тому времени вошел в состав правительства и даже метил в президенты, эта перспектива для Ичкерии была вполне реальной и близкой.

Радикальная исламизация республики, исход интеллигенции, утечка мозгов — лучшие люди покидали самопровозглашенную Ичкерию и не желали ей такого будущего.

Спасение пришло из Дагестана

Потом наступил август 1999 года. Басаев и араб Хаттаб совершили роковое нападение на Дагестан. Самоуверенность террористов подвела их: не успев «построить шариат» у себя, они потянулись защищать братьев по оружию. Шариатский треугольник Карамахи-Кадар-Чабанмахи разросся до самоуправляемого ваххабитского сектора. Когда спохватились – было поздно: вооруженные головорезы не собирались сложить оружие и готовы были защищаться…

15 лет назад Дагестан неожиданно для «инженеров ичкерийских душ» повернул вспять колесо истории, которое было пущено в сторону полного разворота от России, светскости, а полагаю, еще и разума. Дагестанский консолидированный отпор смутил басаевско-хаттабовские отряды. В результате именно из Дагестана началось очищение Кавказа, возрождение России.

Путин – Дагестан – Победа

Владимир Путин, который в Ботлихе признался в своем уважении к горцам, мужественно выступившим против международных террористов, фактически начал здесь свою политическую карьеру. Путин – это кавказский человек, политик с характером, которому не стоит рассказывать байки про независимость. Мы уже знаем, что такое независимость бедных, малообразованных, полудиких племен, которые грабят поезда и похищают людей. И нас, как и Путина, не так легко провести сказками про светлое будущее. Горец знает, что будущее нужно строить своими руками. Сегодня, сейчас.

Для успеха страны и ее процветания необходима консолидированная деятельность мудрецов, воинов и ремесленников. То, что воины должны быть под оком мудрецов, а ремесленники — почитаемы, забыли в Ичкерии. И это была их беда, их поражение. Рамзан Кадыров, к которому очень уважительно относится Рамазан Абдулатипов, понимает, что в политических играх никогда нельзя сбрасывать со счетов народ. И Аллах наверняка ему поможет. Ведь власть и мощь только от Аллаха. Он же наделяет народы баракатом, то есть материальным достатком и духовным озарением.

Ичкерия – укрофашисты: они заодно?

Те, кто еще не понял, что ичкерийский проект – это был заведомо провальный квазикавказский, фашистский проект, сегодня могут еще раз для себя провести параллели. На днях экс-командир карательного неонацистского отряда «Азов», депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук сделал видеозаявление, в котором вынес ультиматум Рамзану Кадырову и расстрелял его портрет. Речь была произнесена на украинском языке, но разборчивы слова «Вильная Ичкерия», и понятно, что нацисты обещают войти в Чечню и освободить ее для своих братьев, которые прячутся в лесистых местах Северного Кавказа. Заявление позабавило и рассмешило рунет, комментаторы начали откровенно смеяться над выбросом адреналина бывшего командира и предрекали ему скорую смерть. Командир для пущей важности выступал на фоне бойцов (видимо, «Азова»), которые почему-то были в масках.

Помнится, еще в 90-х гг. в войне в Чечне на стороне ичкерийцев выступали также члены нацистской партии УНА-УНСО. Именно единомышленникам Басаева и Хаттаба сегодня обещают свою помощь украинские «патриоты». Но если приплюсовать к этому то, что неонацисты Украины и бандеровцы в угаре патриотизма даже братьев русских и поляков резали в 40-е годы, то шансов у ичкерийцев построить свой шариат может и не быть…

Ханжан Курбанов

Фото Саида Царнаева/«РИА Новости»

Статьи из «Политика»

Главное – безопасность людей

36
При принятии любого документа на первый план выходят вопросы безопасности людей. Тема эта красной нитью проходит и в посланиях Главы РД Народному Собранию.

Оборот под надзор

5
Мы не всегда задумываемся над тем, что под словосочетанием «незаконный оборот промышленной...

Помощь молодым семьям

4
«В 2023 году обеспечено жильем 27 молодых семей, это крайне мало... Поручаю Правительству Республики Дагестан детально проработать вопрос увеличения финансирования...

Усилить связь с населением

10
Основным вопросом повестки дня прошедшей вчера 45-й сессии Народного Собрания РД стал доклад...

Военная семья Залибека Умаева

64
Залибек Умаев (на снимке) – наш земляк, ставший девятым Героем России с начала спецоперации...

О Дагестане – языком танца

10
Глава Дагестана Сергей Меликов в Доме танца встретился с коллективом ансамбля «Лезгинка»....

Повысить эффективность господдержки

8
«В 2023 году мы предоставили в аренду без проведения торгов земельные участки общей площадью около 1,5 тыс. га для 9 крупных...

Пострадавшим помогут, если…

36
Дагестанцы часто сталкиваются с значительным ущербом вследствие аварий, разрушений, имеющих природный или техногенный характер. Пострадавшие вправе ожидать, что...

Доходы выросли, но…

71
«Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета в сопоставимых условиях за три...

Оптимизация бюджетных расходов

73
Через две недели, 29 мая, Глава Дагестана Сергей Меликов в очередном Послании определит векторы дальнейшего...