Побольше добрых слов и добрых дел
Дагестан в своей истории всегда тяготел к коллективной форме руководства и управления. Выборность, начиная с вольных обществ, которых на территории Дагестана было около 80, всегда лежала в основе их демократических форм управления. Поэтому наши народы – за выборы старейшины, кадия и т. д. И формы проведения в разных местах были интересные: кто «за» – в мешочек бросал белый камешек, кто «против» – черный.
О прозрачности же прошедших выборов в Государственную Думу РФ, Народное Собрание Дагестана говорилось и писалось довольно много. Мы, дагестанцы, кажется, уже забываем (и слава Всевышнему) о фактах подкупа избирателей, голосования путем «карусели» и многих других негативных явлениях, имевших место на выборах до последнего времени.
Относительная чистота в проведении недавних выборов, на мой взгляд, непременно должна отразиться и на дальнейшей деятельности избранных депутатов федерального и республиканского уровней. Хочется надеяться, что парламент республики станет площадкой конструктивного обмена мнениями по животрепещущим проблемам экономики, культуры, социальной сферы Страны гор, а не цехом по штамповке плохо учитывающих специфику и ситуацию в республике законов. Именно такая атмосфера в Верховном Совете Дагестана, поддерживаемая его депутатами, и позволила успешно преодолеть кризисную ситуацию даже в начале 1990-х годов. Сегодняшний депутатский корпус внушает оптимизм не только обновлением своего состава, но и наличием в его рядах достаточно и новых, и прежних квалифицированных специалистов по разным областям нашей жизни. Это Магомед Патхулаев, Муслим Гиндиев, Ильяс Мамаев, Магомед Садулаев и другие.
В новейшей истории управленческой практики Дагестана почти забыт один из основных принципов в подборе кадров – «сочетание опытных и молодых», что позволяло, во-первых, сохранять преемственность в этой филигранной работе, во-вторых, учить молодых специалистов навыкам управленческой науки. Думаю, это станет нормой и в работе Народного Собрания республики.
И другой вопрос. Сегодня много обращений наших граждан в республиканские организации, общественные объединения и даже в федеральные органы о недостатках в работе муниципалитетов. Они касаются самых разных проблем, но в большинстве случаев решаемых на местах. В этих целях целесообразно было бы практиковать выездные заседания парламентских комиссий, системный прием депутатами граждан. Следуя примеру врио Главы РД Сергея Меликова, который систематически встречается с общественностью республики, выезжает в районы и города, выслушивает людей, такие встречи депутатов Народного Собрания с населением, безусловно, способствовали бы своевременному реагированию на их нужды и запросы. Потому что часто мы сталкиваемся с тем, что, даже просто выслушав человека, можно снять напряжение в его душе и улучшить социальное самочувствие. В жестких капиталистических условиях нашей жизни человек ждет от власть имущих добрых слов и добрых дел. При наличии такого взаимопонимания дела в республике пойдут в гору и о власти будут говорить с уважением.